astana-view

Евгений Больгерт: «Импортозамещение – это новые возможности для бизнеса в Казахстане»

01 Апреля 2016
19101 просмотров

Что может реально повлиять на процесс замещения импорта в нашей стране? Насколько возможно снизить импортную зависимость? Сможет ли Казахстан добиться успехов в политике импортозамещения?

Об этом мы беседуем с Исполнительным секретарем Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Евгением Больгертом.

- Евгений Андреевич, какая отрасль в Казахстане сегодня в первую очередь нуждается в импортозамещении?

- Существует целый ряд отраслей, которые нуждаются в импортозамещении. Согласно анализу, проведенному НПП в 2015 году исключительно по закупкам государственного и квазигосударственного  сектора и недропользователей,  в 10 отраслях выявлено 147 товарных позиций. Мы определяли приоритетные товары, исходя из таких факторов, как наибольший объем импортируемых товаров, наличие отечественных производителей данных товаров и экономическая целесообразность их производства в РК. В пересчете на деньги, по нашим оценкам, выходит более 150 млрд тенге.

По этим позициям средний показатель импорта превышает 90 %, а в некоторых отраслях он достигает 95 %. То есть по целому ряду товарных позиций наша экономика является импортозависимой. Когда мы посмотрели, сколько из этого общего объема производится в Казахстане, и есть ли у нас  производители, способные закрыть импорт, то мы увидели, что больше ста  производителей  выпускают ту товарную позицию, которая на сегодняшний день импортируется практически стопроцентно. Причем ни по качеству, ни по цене продукция местных товаропроизводителей не уступают импортной. И это не просто слова. Мы убедились в этом, проводя анализ по выявлению приоритетных товарных позиций.

НПП уже провела несколько «стыковочных» встреч отечественных товаропроизводителей  с закупщиками, организациями, которые, в конечном итоге, импортируют продукцию. И вот что выяснилось в ходе этих встреч. У нас очень слабые коммуникации и кооперация внутри Казахстана. Зачастую некоторые крупные компании попросту не знают о том,  что в их регионе, иногда даже в их городе, выпускают то, что они ищут на рынке за рубежом, импортируют, тратят время, средства на транспортировку и т.д. Когда они узнавали, что, действительно, достаточно хорошего качества необходимый им товар уже выпускается в нашей стране, удивлялись. И сожалели о том, что не обратились раньше в НПП.  То есть формат таких встреч оказался эффективным. Мы планируем теперь такие встречи проводить на еженедельной основе.

- А в чем причина такого неведения? Незнание рынка сбыта, слабый маркетинг или играют роль другие факторы?

- Во-первых, у наших производителей слабо поставлена работа по продаже производимой продукции. Да, мы научились производить качественную продукцию, но, надо честно признать, продавать пока не умеем. Между тем, как мы все понимаем, основные деньги идут с продаж. То есть производство поставить, для этого у нас есть специалисты по многим направлениям, мы можем выпустить продукцию, но ее ведь надо еще и сбыть. Меры господдержки направлены на поддержку производства. Но у нас мало оказывается помощи именно в плане стимулирования роста продаж. И здесь мы вступаем в жесткую конкуренцию,  и  по  многим позициям проигрываем. Один из примеров - это легкая промышленность. Порядка 93-95 % в ритейле  - это импорт, при том, что у нас достаточно неплохие швейные производства  формируются, причем достаточно перспективно,  фэшн-индустрия, есть свои дизайнеры, которые востребованы не только в Казахстане, но и за его пределами. Да, мы используем зарубежные ткани, в этом пока и заключается основная проблема для нас, и это то, над чем нам следует работать в рамках импортозамещения. Но импорт нужно замещать, прежде всего, в продажах. Если мы имеем производителей, которые не загружены на 100 %, то у нас всегда сохраняется потенциал для превращения этих производственных мощностей и по приросту выпуска продукции, но опять же возникает вопрос с продажами. Спросите любого производителя, занятого в сфере легкой промышленности, что мешает ему активно осуществлять продажи, и он на первое место поставит вопрос о перекосах  в ставках арендных платежей   в торговых центрах. Это проблема, которую пока решить не удается. НПП подготовила ряд предложений по этой проблеме, представила свой небольшой анализ по перекосу в ставках, но, к сожалению, пока финансовыми инструментами из средств бюджета  выровнять эту ситуацию не получается. Но, по крайней мере, до Правительства мы ее довели.

Но и сам бизнес, так сказать, сложа руки не сидит. Так, по инициативе крупных швейных производств, в частности, «Ютария», продвигается формат магазинов «Универмаг КZ», которые предлагают потребителям продукцию казахстанских производителей. Пока ассортимент представлен  только продукцией легкой промышленности - текстиль, швейные производства. Но это уже большое дело!

В рамках программы импортозамещения мы отдельным блоком рассматриваем проблему школьной формы. Сейчас принят приказ Министерства образования и науки, согласно которому установлены четкие требования к школьной форме. Соответственно, сегодня рынок школьной формы превышает 30 млрд тенге. Арифметика достаточно простая. Ежегодно в школах страны обучается порядка 2,5 млн школьников. И если взять в среднем стоимость комплекта школьной формы, более или менее качественного, это порядка 15-20 тысяч тенге, то мы получаем 35 млрд тенге! Для сравнения: государственный оборонный заказ  по пошиву обмундирования для Министерства обороны составляет порядка 17- 17,5 млрд тенге. То есть у нас есть огромные резервы на рынке школьной формы. При этом, как ни печально, доля  казахстанской школьной формы на этом рынке не превышает  7 %. То есть проблема заключается в том, что у наших производителей нет доступа к потребителям.

Для решения этой проблемы, мы, как НПП, поддержали проведение 5 апреля большого форума  именно с фокусом на демонстрацию школьной формы, которую производят отечественные товаропроизводители. И мы признательны Министерству образования и науки, которое нас поддержало. Мы нашли поддержку и в Правительстве. Свое участие в форуме подтвердила вице-премьер Дарига Назарбаева, которая достаточно хорошо осведомлена об этой проблеме. В Парламенте также проводились слушания по развитию легкой промышленности. Думаю, такая поддержка позволит в этом году увеличить присутствие школьной формы на рынке. И я надеюсь, что следующий учебный год наши школьники начнут в школьной форме, произведенной в Казахстане.

Мы проанализировали также ряд других отраслей - химическую, мебельную, металлургическую, упаковочную, в которых наблюдается высокая доля импорта. Там, где речь идет о высокотехнологичной продукции, предложение внутри Казахстана не так велико. Продукция высоких переделов выпускается достаточно ограниченно. Мы наметили работу на этот год  совместно с ассоциациями автобизнеса по увеличению локализации в производстве  автомобилей. Здесь надо понимать, что автомобилестроение, в нашем случае,  сборочное, имеет определенные этапы, которые нужно пройти, чтобы выйти уже на возможность использования местных комплектующих. Вот сейчас наш автопром примерно приближается к той отметке, когда компетенции сложились, основные процессы уже налажены и уже можно более активно вести работу с отечественными поставщиками. Но в то же время наши производители должны тоже тесно сотрудничать с автосборочными производствами, поскольку не все наиболее востребованные комплектующие  у нас можно приобрести.

- Государство выделяет какие-то средства на импортозамещение? Вообще, на фоне каких проблем проходит  импортозамещение в Казахстане? И есть ли у наших бизнесменов стимул заниматься замещением импорта в стране?

-Импортозамещение у нас, скажем так, непопулярно. Это не всегда воспринимается правильно. Многие считают, что когда заходит разговор об импортозамещении,  речь автоматически идет о нарушениях конкуренции, ограничении доступа зарубежных поставщиков и производителей на рынок Казахстана. На самом деле это не так. Мы здесь исходим из того, что, очевидно, большие резервы имеются на внутреннем рынке, и далеко не все компании ориентируются на экспорт. А наши меры господдержки направлены, в основном, на поддержку конкурентоспособных предприятий, которые ориентированы на экспорт. И часто мы слышим тезис: если ты конкурентоспособен на внешнем рынке, то автоматически ты заменишь импорт  внутри страны. К сожалению, в реалиях мы видим, что эти два процесса зачастую не связаны между собой. Есть четкая стратегия выхода компании на экспорт, которая не предполагает активную работу на внутреннем рынке. И, напротив, есть те, кто работает на внутреннем  рынке, имеет здесь проблемы с доступом к закупкам и т.д., но они не рассматривают  на текущем этапе перспективу экспорта. Поэтому мы говорим о том, что   нужно поддерживать конкурентоспособные производства, которые ориентированы как на экспорт, так и на внутренний рынок.  Мы считаем, что тех, кто  работает, по большей части, или исключительно на внутреннем рынке, нужно поддерживать всеми теми мерами господдержки, которые получают экспортоориентированные производства. То есть мы предлагаем все основные госпрограммы сфокусировать, в том числе, и на импортозамещение, чтобы наравне с критерием экспортоориентированности были бы основания для получения мер поддержки при импортозамещении.

Касательно средств на импортозамещение, то они не выделяются. Задача стоит - повышение производительности труда, увеличение  доли экспорта, но целенаправленно какие-либо финансовые средства на импортозамещение не закладываются. Это процесс, который развивается благодаря ручному режиму, когда мы предлагаем площадку НПП для встречи производителей и покупателей. Недавно был в командировке в Татарстане, где практикуется проведение больших форумов, в рамках которых проходят дни поставщиков. При этом упор делается на местных производителей. Такой формат необходим, он как раз позволяет выявить возможности казахстанских производителей и дать им шанс показать товар лицом, или встретиться с теми, кто принимает решения по дальнейшей работе. Особенно это актуально в условиях сжатия спроса. Поэтому мы уверены, что стимулировать импортозамещение за счет мер господдержки все же необходимо.

- Эффективно ли вкладывать сейчас большие средства в создание импортозамещающих производств, если потом вдруг окажется, что они не работают, то есть, по сути, деньги ушли на ветер.  Может, тогда и правильно, что средства на эти цели не выделяются…

- Совершенно верно. Если мы не будем параллельно с поддержкой производства, востребованного внутри Казахстана, заниматься устранением барьеров, налаживанием кооперации внутри Казахстана в формате B2B, то это будет, действительно, выстрел по воробьям. Можно бесконечно  субсидировать, но при этом никто не будет заниматься повышением компетенции в продажах, не будет заниматься качественным маркетингом, снижением себестоимости и т.д. Поэтому меры поддержки, которые сегодня есть в части  компенсации затрат наших производителей на маркетинговые исследования и т.д., все это нужно увязать между собой и не рассматривать только потенциал внешних рынков. У нас очень много можно  производить и продавать в достаточно больших объемах внутри Казахстана. Речь, прежде всего, о МСП.

- Но зачастую бывает и так, что и сами рядовые потребители не доверяют отечественным производителям…

- Это справедливый вопрос. И здесь, прежде всего, не  дорабатывают сами производители. Большая часть успешных продаж заключается именно в  правильном позиционировании своей продукции на рынке, в том числе определении четкого сегмента, определении своего покупателя, своей целевой аудитории, и работы с ней. Совсем недавно мы встречались с Ассоциацией производителей мебели. Мало кто знает, что у нас в Казахстане есть производство мебели, которая  может по своему качеству конкурировать с итальянской. У них актуальный дизайн, конкурентные технологии, оборудование по последнему слову техники, используют качественные материалы, но мало кто знает об этом. И здесь, конечно, отчасти и задача НПП - посодействовать тому, чтобы сама идея  - приобретать казахстанское, как на деле показал сам Глава государства, демонстрируя костюм, сшитый в Казахстане, была воплощена в реальность. Это нужно делать не разово, не в рамках какой-то акции в течение месяца. Нужно постоянно работать над созданием площадок, где можно было бы увидеть казахстанскую продукцию.  Часто можно слышать, что в Астане проходят выставки белорусской мебели, турецкого текстиля и т.д. Приезжают целые делегации за тридевять земель, и они, таким образом, демонстрируют свою продукцию покупателю, а это лучшая реклама, чем какие-либо буклеты, там же на выставке можно  приобрести товар. Но здесь один нюанс: на выставках, которые проходят в Казахстане, стоимость для многих наших предпринимателей, скажем, очень чувствительная. И потому производители не считают приоритетным направлением участие в выставках, демонстрацию своего товара, это могут позволить себе только те, кто имеет некий запас финансов, бюджеты на продвижение продукции. Если взять ситуацию со школьной формой, то мы заручились поддержкой Минобразования, что в регионах управления образования окажут содействие в предоставлении льготных торговых или выставочных площадей для производителей школьной формы, чтобы не упустить тот временной промежуток, когда на нашем рынке активно работают зарубежные производители и поставщики готовой школьной формы.

- Зачастую иностранные компании создают на территории Казахстана производства. Будет ли в таком случае их продукция считаться казахстанской?

- Приведу пример. В Караганде есть предприятие по производству запорной арматуры. Это подразделение крупной немецкой компании, которая работает в нескольких странах мира. Они  действуют по единым стандартам, по единой технологии, соблюдают все те требования, которые предъявляются к этой продукции, как в Казахстане, так и в Германии, Канаде и т.д. При  этом они считают, что продукция, которую они выпускают в Караганде, казахстанского производства, но отвечающая стандартам  немецкого качества. То есть если критерий достаточной переработки превышает 50 %, то продукция будет считаться казахстанской.  

- На Ваш взгляд, насколько реально снизить импортную зависимость Казахстана?

- Только в том случае, если мы ее признаем, и мы будем четко понимать, в каких отраслях  и по каким продуктам мы наиболее импортозависимы. Здесь, на мой взгляд, нужно подходить к каждой отрасли индивидуально. Первое - нужно провести анализ, первый этап которого мы уже проделали и определили товарные позиции. Второе - подходы и какие-то меры поддержки ориентировать на процессы стимулирования импортозамещения, причем рассматривая их с точки зрения потенциальных возможностей для инвестиций для создания новых производств  в Казахстане. 

НПП планирует разработать Концепцию программы импортозамещения в РК, увязанную с Картой развития предпринимательства в регионах (как навигатор для инвесторов). Мы предполагаем, что это позволит снизить долю импорта в отраслях обрабатывающей промышленности, увеличить долю местного содержания в закупках государственных и квазигосударственных организациях и недропользователей, развивать новые производства на территории Казахстана.

Хочу подчеркнуть, что по большинству из приоритетных товаров, по которым имеются отечественные товаропроизводители, имеет место преобладание импорта в общих закупках госучреждений, нацкомпаний и недропользователей, когда доля импорта доходит уровня более 90%.

Сейчас отраслевыми секретариатами НПП ведется работа с потребителями приоритетных товаров на предмет выявления планируемых закупок импортных товаров в 2016-2018 годы и барьеров на пути расширения закупа отечественной продукции.

Например, Секретариатом Комитета обрабатывающей промышленности НПП уже ведутся переговоры с АО «СНПС «АктобеМунайГаз» и АО «Актюбинский завод хромовых соединений», по итогам которого определены точный объем закупа имопртной продукции и планы закупа до 2018 года.

Аналогичным образом Секретариатом Комитета машиностроения НПП получена информация от ТОО «Семизбай-У» и ТОО «Мангистауский Атомный ЭнергоКомбинат-Казатомпром».

Следующим шагом будет работа с ОТП на предмет возможности производства аналогичных товаров согласно техспецификаций потребителей путем организации их встречи на платформе НПП.

В итоге будут выявлены товары четырех групп. Первое – отечественные товаропроизводители могут производить. Второе -  ОТП готовы производить при модернизации производства. Третье - есть экономическая целесообразность организации новых производств. И четвертое - нецелесообразно производить.

Также НПП «Атамекен» тщательно исследует планы национальных компаний и госучреждений по закупу, выявляя административные барьеры, препятствующие сделкам с отечественными производителями и находя для них новые возможности.

Это не разовая компания. Это системная работа Национальной палаты предпринимателей.

Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры