astana-view

Казахстанский туризм нуждается в перезагрузке

20 Сентября 2016
17643 просмотров

Госструктуры и туристический бизнес Казахстана планируют перейти к новому этапу отношений - взаимовыгодному сотрудничеству

Об этом они сообщили на общественных слушаниях по передаче госфункций в сфере туризма в конкурентную среду.

О создании организации по продвижению турпотенциала Казахстана на внутреннем и международном рынке говорится уже несколько лет. В этом году Национальная палата предпринимателей совместно с Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан (МИР РК) перешли от слов к делу. Возможно, уже в ближайшее время в Казахстане появится Национальный офис по туризму, который в мире называется Destination management organization (ДМО), куда будет передана часть функций Министерства.

«Недоразвитость» национального туризма

На сегодняшний день туризм – одна из наиболее динамично развивающихся сфер экономики, занимает 10% мирового ВВП, 6% мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. Каждое 11 рабочее место создается именно в туристической индустрии.

В Казахстане же вклад туризма в ВВП оценивается всего в 1%. Причем основной поток въезжающих в страну – это трудовые мигранты из Узбекистана и Кыргызстана. С туристической целью, как отмечают эксперты казахстанской туротрасли, в Казахстан приезжают мало. Средняя заполняемость мест размещения, то есть отелей, кемпингов, хостелов и гостевых домов, на сегодняшний день составляет всего 23,5%. И это при гостиничном потенциале страны, который оценивается в 130 тысяч койко-мест. Всего же в Казахстане насчитывается 2056 мест размещений за 2015 год, из которых только 11% имеют звездность, остальные значатся как гостиницы без категорий или иные места размещения. Среди 141 стран мира Казахстан занимает всего 85 строчку в рейтинге Экономического Форума о конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий.

Сфера туризма в Казахстане непрерывно передается из ведомства в ведомство. До октября 1999 года это было в ведении Министерства образования, здравоохранения и спорта. С ноября 1999 года по сентябрь 2004 года - Агентства по туризму и спорту. С октября 2004 года до 2006 года  - Министерства промышленности и торговли. С апреля 2006 года до 2012 года - Министерства туризма и спорта. С января 2012 года до августа 2014 года - Комитета индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий. С августа 2014 года по настоящее время Департамент индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию является уполномоченным органом.

«Такая частая смена ведомственной подчиненности влечет за собой потерю преемственности. Мы доходим до определенного этапа, и снова откатываемся назад», - говорит заместитель Председателя Правления НПП Юлия Якупбаева.

Региональный туризм и вовсе развивается  в меру своих сил и возможностей. На сегодняшний день самостоятельные управления туризма есть только при акиматах Алматы, Алматинской, Акмолинской и Мангистауской, и Восточно-Казахстанской областях. В остальных регионах это либо отдел туризма в управлениях предпринимательства, либо отдел индустриально-инновационного развития, спорта, внешних связей, но не туризма. Не радует и укомплектованность штатов в таких отделах, в среднем, там работает по 2-3 человека.

Согласно отчету Всемирного экономического форума, Казахстан занимает почетное 50 место по затратам государства на развитие туризма, а по эффективности проводимых маркетинговых мероприятий и привлечению туристов и вовсе находится на 111 месте, при том, что с 2011 по 2015 годы из бюджета на эти цели было выделено 1,3 миллиарда тенге.

«Статистика показывает, что вроде бы деньги и выделяются, хоть и не так много, но расходуются недостаточно эффективно. Значит, надо что-то менять. Например, в США 1 доллар, потраченный на маркетинг, в результате приносит 3-4 доллара. Нам надо к этому идти», - отметила Юлия Якупбаева.

Дестинационный бренд, на создание которого Министерство информации и коммуникаций недавно объявило конкурс, по ее мнению, не решение туристического вопроса. Согласно проведенному НПП анализу, проблемой является еще и отсутствие хороших рекламных роликов о стране. А все, что есть, это либо любительские, либо профинансированные частными структурами, а то и международными организациями работы. К примеру, в 2012-2013 годах прошли рекламные кампании на телеканале BBC World News - по заказу МИД РК был снят ролик «Казахстан-сердце Евразии», по инициативе BBC World News ролик «Астана-энергия будущего», «Алматы – столица чемпионата мира по боксу 2013», а по заказу АО ФНБ Самрук-Казына «Астана и Самрук-Казына». Как результат рекламной активности, BBC обратила внимание на туристический потенциал страны и в марте 2013 года вышла в эфир программа о Медео - «The lungs of Almaty».

Но даже в случае создания роликов у Казахстана, как оказалось, нет интерактивной площадки и коммуникационной платформы для их продвижения.

«Мало просто создать бренд, надо его продвигать, нужна организация, которая будет этим заниматься. Нужно создать единый туристский портал страны. И у Кыргызстана, который принял свой дестинационный бренд в 2012 году, и у Узбекистана, у которого бренд появился только в 2014, такие порталы есть. У нас есть турсайт, который вначале хорошо работал, но потом просто перестал. Нам такой портал сейчас просто необходим. На дворе 21 век, необходимо продвигать страну в интернете, либо на телевидении. Нам нужны проекты с международными телеканалами. Представьте, только аудитория ВВС насчитывает 434 миллиона человек, многие могли бы стать нашими потенциальными туристами. А что сейчас говорить об интуристах, когда даже сами казахстанцы не знают, что есть в их стране», - поделилась своим мнением заместитель Председателя Правления НПП.

Как показывает практика, сегодня все успешные развивающиеся страны мира для продвижения национального туризма, используют массовые коммуникации. К примеру, в 2013 году прошла рекламная компания Германии со слоганом «Smart Germany», Китая «Made in China», Южной Кореи «Advanced Technology Korea», Бахрейна «Business friendly», а также Азербайджана, Турции, Грузии.

ДМО – не прихоть, а необходимость

Международный опыт показывает, что продвижение национального турпотенциала посредством ДМО увеличивает турпоток в страну.

К примеру, в Германии, которая, согласно официальной статистике Международной Ассоциации конгрессов и конвенции (ICCA), за последние 10 лет занимает второе место в мире и первое место в Европе по деловому туризму.   Такой офис в форме ГЧП «German Convention Bureau» (GCB) был создан в 1973 году в качестве независимой ассоциации, финансируемой Национальной администрацией туризма Германии (GNTB), Lufthansa Group и German Railways, которые являются стратегическими партнерами организации. Совет директоров состоит из 12 постоянных членов, 3 из которых постоянные, а 9 избираются от генеральной ассамблеи. Председателем совета директоров является генеральный директор Национальной администрации туризма. В организацию входят 200 членов, в том числе местные дестинации городские конвеншн бюро из 31 города, гостиницы, объекты проведения мероприятий, профессиональные организаторы, event-агентства, местные поставщики услуг, транспортные компании, рестораторы, бюро переводов. Одну треть бюджета составляют членские взносы, остальная часть бюджета - от Федерального правительства и проведения совместных маркетинговых мероприятий.

В Азербайджане «Azerbaijan Convention Bureau» был создан в 2013 году в качестве некоммерческого государственно-частного партнерства и уполномочен Министерством культуры и туризма реализовывать стратегию развития индустрии встреч. Частично финансируется Министерством культуры и туризма, частично за счет членских взносов от партнеров индустрии. В состав организации входят отели, национальная авиакомпания, компании, занимающиеся вопросами организаций и проведения конференций, бизнес-встреч. Согласно статистике Международной Ассоциации конгрессов и конвенции (ICCA), Азербайджан занимает 87 место в мире по количеству проведенных в стране мероприятий международных ассоциаций. По сравнению с 2011 годом, количество иностранных посетителей в эту страну увеличилось в два раза.

В России, помимо Ростуризма, есть автономная некоммерческая организация «Moscow Convention Bureau», занимающаяся продвижением страны на международном рынке встреч и конгрессов. Это полностью государственная структура, финансируемая правительством Москвы. Конгрессно-выставочное бюро управляется департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства. Исполнительный Комитет сформирован Правительством, которое также назначает генерального директора. Членами являются представители департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, департамента экономической политики и развития, департамента по конкурентной политике, департамента городского имущества Москвы, главного контрольного управления, ГБУ «Московские ярмарки». Генеральный директор назначается и снимается с должности мэром Москвы, а также по решению Исполнительного комитета.

В Казахстане пока такой организации нет. Хотя попытки создать ДМО со стороны Министерства по инвестициям и развитию, уже были.

По словам Юлии Якупбаевой, на сегодняшний день вся туристическая индустрия Казахстана нуждается в организации, которая бы занималась информированием туристов, поддерживала продавцов туристских услуг, содействовала туристскому бизнесу в поиске потенциальных клиентов и продвижении услуг, поддерживала создание полного цикла туристских услуг, координировала усилия всех заинтересованных сторон в предоставлении наиболее качественных туристских услуг, разрабатывала и поддерживала стратегии дестинации, оказывала поддержку в реализации стратегии, стала бы официальным лицом и голосом казахстанской отрасли туризма.

«В плане Нации 100 конкретных шагов в 97 шаге прописано, что необходимо расширять возможность граждан участвовать в процессе принятия решения через развитие саморегулирования и местного самоуправления. Несвойственные государству функции должны быть переданы в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. За счет не свойственной государству избыточной функции на государство станет меньше нагрузки», - заметила Юлия Якупбаева.

Президент Казахстанской туристской ассоциации Роза Асанбаева также считает нужным создание в Казахстане ДМО.

«Нам необходимо реформировать нашу отрасль кардинально. Нужны институциональные реформы. От перемены мест слагаемых, как мы поняли, сумма не меняется. От того, что мы будем создавать новые комитеты, эффекта не будет. Кусок сделаем, дальше мы его не двинем. Мы уже это проходили. У нас и Агентство по туризму и спорту было, и Министерство по туризму и спорту, и Комитет отдельно. Туризм остался на прежнем уровне. Мы можем изготовить миллионы роликов, толку не будет. Я уверена, что в регионах они есть, на них выделяются деньги, но они пылятся на полках. Сам ролик стоит недорого, но много средств нужно закладывать на продвижение. Тот же 45-секундный ролик на CNN будет стоить 1,5 миллиона долларов. Но зато есть и эффект», - выразила она уверенность.

Представитель Министерства по инвестициям и развитию, в свою очередь, поддержал передачу части своих функций, одной из которых является продвижение страны на внутреннем и международном туристических рынках.

«Ни для кого не секрет, что процедура госзакупок очень сложная, так как нацелена на то, чтобы исключить коррупционную составляющую. Но рынок меняется очень быстро. События в Турции, Украине это доказывают. Туристы сразу переключаются на Россию, а могли бы и на Казахстан. Нам нужна отдельная структура, которая быстро реагировала и перенаправляла турпотоки», - согласился исполняющий обязанности директора департамента индустрии туризма МИР РК Кайрат Садвакасов.

Форма имеет значение

Чиновник отметил, что изначально рассматривалось два варианта создания такой организации. В первом случае все планировалось отдать инвестору, который бы заключил договор по типу сервисных контрактов ГЧП, вложил свои деньги, привез туристов, а потом собрал bed-tax, налог с интуристов за проживание. Второй вариант предполагал создание ДМО при госоргане, то есть квазигосударственный орган.

«У нас уже есть хороший опыт сотрудничества с НПП, это Kaznexinvest. В этом году Палата взяла на себя проведение международных выставок в Индонезии и Японии. Уверен, что у нас сложится сотрудничество. Как бы там ни было, мы готовы рассмотреть все варианты создания ДМО. Хотелось бы сразу успокоить регионы, реформы всегда бывают тяжелыми, но они необходимы. Ваши функции не умаляются, без вас ничего делаться не будет. Мы сейчас видим это республиканским ДМО, который будет продвигать страну в целом», - отметил он.

В Национальной палате предпринимателей отметили, что преимущества и недостатки есть у каждой из форм. К примеру, государственное ДМО имеет свой административный ресурс и полномочия, но при этом там бюрократия, недостаточная открытость, текучка, низкая зарплата в зависимости от бюджета. Что же касается частных, то здесь много инноваций, креатива, ориентирование на рыночные модели, но есть сложности в нахождении финансирования.

В НПП считают правильным перейти к форме ДМО по принципу ГЧП, то есть с участием государства, где его доля будет составлять 49%. Причем функция контроля, по мнению Юлии Якупбаевой, должна остаться у действующего регулятора, то есть у Министерства по инвестициям и развитию. А бизнес, в свою очередь, сможет принимать участие в процессе решения стратегических вопросов.

По ее словам, тех денег, которые сейчас выделяются из бюджета - 219 миллионов тенге, хоть и не так много, но хватает на проведение значимых выставок и участие в них туроператоров. Поэтому сумму туристического взноса предлагается в законе законодательно прописать - не более 500 тенге, в зависимости от того, где находится дестинация, и от звездности места размещения.

«В Грузии на продвижении целевых рынков из госбюджета было выделено порядка 1,4 миллиона долларов на каждую дестинацию, а у нас всего 219 миллионов тенге на продвижение. Вот вам и эффект. В результате Грузия по оценкам включена в число 52-стран, рекомендованных к посещению.  Количество туристов в эту страну увеличилось с 1,5 до 6 миллионов человек в 2015 году, интуристы оставили в стране 2 миллиарда долларов США. Это значимый вклад в ВВП», - привела она пример.

Роза Асанбаева также считает, что ДМО в форме ГЧП будет правильной и эффективной формой сотрудничества.

«Вот посмотрите, США после трагедии 11 сентября в этом же году открыло агентство Brand USA, где 100 миллионов долларов вложил федеральный бюджет США. Ведь от этой трагедии пострадал не только туристический сектор, но и все отрасли экономики. Ведь турист - это потребитель, мотор всей экономики страны. Попробуйте закрыть поток туристов в Париж или Лондон, эти города сразу же обанкротятся. Нужно понимать, что здесь есть наша бизнес-ответственность».

НПП намерена развивать туризм

Юлия Якупбаева отметила, что с начала 2016 года Палатой была проделана активная работа. При помощи региональных палат и местных исполнительных органов были разработаны визитные карточки - полноценная информация о местах для туристов. Более того, все туробъекты, которые вошли в карты, проинвентаризированы, было проверено их состояние, указано, как к ним доехать, что там можно делать, где чего не хватает, составлены сметы и дорожные карты, 11 из которых уже направлены в Министерство по инвестициям и развитию.

«В них указаны конкретные участки дорог, вплоть до конкретных туристических объектов. Согласитесь, абсурд, когда не хватает 60 км дороги и туристы едут 5 часов по плохой дороге, и говорят, мы не вернемся. Имеется правительственное решение о возможности рассмотрения финансирования данных региональных карт», - дополнила заместитель Председатель Правления НПП.

Мнение бизнеса важно

Директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова:

«То, что в конкурентную среду предполагается передать основную часть госфункций, радует. Все, кто давно в туризме, помнят, что еще лет 7-8 тому назад поднимался разговор о создании саморегулируемых организаций. Ну вот время и пришло. Мы готовы работать в рамках нового законодательства. Нужно ли ДМО, как организация, которая будет позиционировать Казахстан на международном рынке? Однозначно, да. Сегодня мы видим интенсивное региональное развитие, где-то менее активное. В любом случае, нам всем понятно, что никто не приедет в какую-то отдельную область, пока мы не будем позиционировать страну в целом. Нельзя исключить государство из этого процесса. Не секрет, что государственная поддержка в нашем низкомаржинальном туристском бизнесе очень важна. На расширенном заседании Правительства Президент еще раз сказал о диверсификации экономики. Очевидно, что именно туризм, который может создавать дешевые рабочие места, будет нуждаться в поддержке государства. Приятно, что НПП при ситуации передачи этих функций готово рассматривать эту деятельность совместно с отраслевыми ассоциациями, что для нас немаловажно».

Столичная Ассоциация туризма, РыстыКарабаева:

«Мы видим большую выгоду в этом. Я помню, как нам зарубежные эксперты предлагали раскрутить дестинацию Астана за 4-5 миллионов долларов. Даже на раскрутку ЮКО требует 3-5 миллионов долларов ежегодно. Но дело в том, что такие деньги не то что регионам, даже в целом республике не снились. Это для нас большая затратная часть, но без этого мы не вытянем, не заработаем деньги. Все мы понимаем, как бизнесмены, чтобы заработать, нам надо сначала вложитьсредства, иметь стратегию. Если мы вложили несколько миллионов долларов, то они должны вернуться к нам в двойном-  тройном размере. Поэтому я за ДМО.

Но я бы хотела отметить один момент. В прошлом году Департамент индустрии и туризма МИР РК проводил юридическое исследование по изменениям в законодательство, и обнаружилось, что все маркетинговые исследования проводились через закон о госзакупках. У нас очень хорошо начали раскручивать «VisitKazakhstan», к нему были лояльны руководители прежнего Комитета. Когда они более-менее раскрутились, они просто бросили этот сайт, и открыли другой «Kazakhstan.Ttravel». Почему? Потому что каждый год тендер выигрывают разные ИП, кто предложит меньше сумму. Аналогичным образом на выставках участвовали и туроператоры. Я как-то была в Стамбуле и увидела там выставку Казахстана, можно было подумать, что стенд не Казахстана, а выигравшего туроператора. Уверена, с созданием ДМО все будет по-другому. Более того, ДМО должно быть создано с участием НПП. Под Палатой я имею ввиду нас всех, бизнес, кто входит в Комитет туротрасли Президиума НПП

Руководитель управления туризма Акмолинской области Шынарбек Батырханов:

- Это поддерживается не только со стороны бизнеса, но, думаю, и со стороны госструктур. Потому что на фоне отсутствия Министерства туризма сегодня очень прискорбно, что в Казахстане отсутствует Национальная администрация туризма. Поэтому создание ДМО очень важно. Не думаю, что эту организацию должно представлять государство. Меня радует, что сегодня НПП занимается этим вопросом. Это позволяет независимо, компетентно и профессионально продвигать туризм.

Но когда стоит вопрос о финансировании, надо с первых дней активно показать субъектам бизнеса, что мы умеем профессионально и компетентно защищать интересы бизнеса, тогда и бизнес повернется, и не будет стоять вопрос о том, платить взносы или нет.

Но я вижу еще один источник финансирования для продвижения туризма, это создание курортных карт или туристических сертификатов. Сегодня рядовые граждане должны иметь доступ к отдыху, оздоровлению, к многочисленным объектам отдыха, санаториям, туристским базам. Это бы способствовало развитию внутреннего туризма в Казахстане, и привлекло бы немалые финансы в организацию».

Алина Альбекова


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры