astana-view

​Факторы, определяющие развитие финансового центра

05 Сентября 2017
2557 просмотров

Фото: Cityoflondon.gov.uk/economic research

В данном экономическом обзоре подробно рассматриваются основные факторы, определяющие развитие финансового центра

Бизнес-среда

Бизнес-среда в значительно влияет на финансовые компании, в частности такие показатели, как экономический рост и политика, налоговые ставки, а также легкость, скорость и стоимость принятия бизнес-решений.

Компании, которые группируются в крупных финансовых центрах, являются мобильными на международном уровне и обычно располагаются в центрах, которые наилучшим образом отвечают их потребностям бизнеса. Финансовые компании подбирают страны со стабильной и прозрачной экономической, правовой и нормативной средой, предоставляющие четкую информацию о местных требованиях и процедурах, быстрые и предсказуемые ответы. Методы управления процентными ставками, валютной стабильностью и денежно-кредитной политикой национальными учреждениями могут оказать значительное влияние на компании, работающие в центре.

Как работодатели, бизнес, потребители и поставщики услуг, финансовые и профессиональные услуги компании подвержены влиянию правовой среды внутри центра. Финансовые компании обычно ищут центр, где правовая система может облегчить сложные финансовые операции, правовой процесс является справедливым и прозрачным, результаты предсказуемы, а судебные решения подлежат исполнению. Также приветствуется редкое применение судебных разбирательств.

Особенно важна стабильная политическая обстановка. Политическая нестабильность, гражданские беспорядки и коррупция сдерживают развитие финансового центра.

Однако, существует также ряд других факторов. Финансовые компании зависят и от большого количества услуг, представляемых местными компаниями: телекоммуникационных компаний, услуг центров обработки данных, электроснабжения, местного транспорта и офисных помещений со всеми необходимыми вспомогательными услугами. Правительство также выполняет роль органа планирования в расширении развития физической инфраструктуры, необходимой финансовым фирмам. Финансовые компании склонны требовать определенный уровень услуг, что в свою очередь стимулируют высокое качество и конкурентоспособность местных поставщиков. Они ожидают, что смогут легко получить эти услуги при необходимости по разумной цене.

Инфраструктура финансового рынка

Благодаря финансовому кризису 2008 года инфраструктура финансовых рынков стала более заметной. Страны G20 согласовали скоординированную программу перемен, большая часть которых сосредоточена на инфраструктуре, поддерживающей финансовые рынки. Частично это связано с высоким уровнем международного сотрудничества между регулирующими органами с целью согласования общих стандартов.

Основными элементами инфраструктуры финансового рынка являются:

Биржи

Биржевая торговля первоначально привела к развитию финансовых центров. Исторически это происходило на бирже. Фондовая биржа обычно предоставляет место для торговли ценными бумагами, такими как акции и облигации, устанавливались правила рынка, определяющие, какие ценные бумаги имеют право на размещение. Товарный обмен подразумевает то же самое для физических товаров с моментальной оплатой и максимально быстрой поставкой («Spot») или в качестве производных инструментов, таких как фьючерсы или опционы, что позволяет поставлять их в будущем. Последние могут использоваться для хеджирования. Дальнейшее развитие - торговля производными финансовыми инструментами, позволяющая фирмам хеджировать свои процентные ставки или обменные курсы. Торговля может проходить лицом к лицу на торговой площадке, а также через системы электронной торговли, т.е. трейдер может размещать товары дистанционно. Биржа обычно разделяет ответственность с регулирующим органом по поддержанию стандартов на рынке.

Однако многие из наиболее активных рынков, в том числе иностранной валюты, многие виды производных инструментов и облигации, не торгуются на биржах, а реализуются напрямую между участниками рынка или посредниками через так называемый «Внебиржевой» рынок. Значительная часть усилий по регулированию после финансового кризиса заключалась в том, чтобы перевести внебиржевые рыночные операции в организованную финансовую инфраструктуру и регулирование.

Рыночные информационные системы

Торговые решения должны приниматься быстро. Таким образом, системы, которые собирают, сопоставляют и распространяют как сырьевую, так и дополнительную информацию о финансовых рынках, являются ключевым компонентом современных информационных систем финансового рынка.

Клиринговая палата или центральный контрагент (ЦК)

ЦК управляет рисками, которые существуют между моментом совершения сделки и временем исполнения обязательств между покупателем и продавцом. ЦК имеют важное значение для рынков деривативов, и теперь являются частью обычной инфраструктуры для фондовых рынков. Торги, выполненные на организованных биржах, обычно автоматически передаются в ЦК для клиринга.

В случае невыполнения обязательств ЦК несет ответственность за обеспечение выполнения обязательств перед не-дефолтными сторонами, включая клиентов клиринговых участников. ЦК обычно управляют этим риском с помощью комбинации:

  • Установление минимальных финансовых требований для фирм, разрешенных для клиринга через ЦК (известные как «участники клиринга»);

  • сетка взаимозачета;

  • сбор залога для покрытия потенциального риска, если одна сторона в дефолте; а также

  • Наличие дополнительных средств, если залог недостаточен.

Следуя решению на саммите G-20 в 2009 году, направленному на централизованный клиринг, ЦК теперь играют центральную роль в клиринговых сделках, проводимых на внебиржевых рынках деривативов, а также на биржах.

Центральный депозитарий ценных бумаг (ЦДЦБ) позволяет инвесторам хранить свои ценные бумаги в центральном учреждении. Сам ЦДЦБ может удерживать ценные бумаги либо иммобилизованными (где все физические сертификаты хранятся в центральном хранилище), либо в дематериализованной форме (где ценные бумаги существуют только как электронные книги). В любом случае это позволяет передавать ценные бумаги от одного инвестора другому. Современный ЦДЦБ также должен управлять платежами, связанными с переводами ценных бумаг, для поддержки доставки против платежа (DVP), гарантируя, что ни покупатель, ни продавец не подвергаются риску потери, если другая сторона не сможет выполнить объязательства.

Торговый репозиторий

Торговые репозитории собирают и хранят информацию о внебиржевых сделках с производными инструментами и предоставляют их участникам и регулирующим органам в целях повышения прозрачности рынков, которые в противном случае довольно непрозрачны. В отличие от других элементов финансовой инфраструктуры, они сами не обрабатывают движение денег или других активов, но являются источником данных для рынка.

Платежная система

Наконец, основным требованием финансового центра является возможность производить платежи. Хотя многие из них могут осуществляться через банковские системы, такие как чеки, межбанковские платежи или, все чаще, системы оплаты мобильных телефонов, в конечном итоге они полагаются на возможность совершать платежи между коммерческими банками в центральном банке. Что должно предусматривать возможность реального расчета в реальном времени (RTGS), то есть возможность совершать единовременный платеж сразу в течение дня. Существует специальная международная инфраструктура для урегулирования торговли иностранной валютой (FX), которая включает оплату в двух валютах, чтобы избежать рисков, которые могут возникнуть, если платеж одной валюты был произведен до другой.

Регулирование и законодательство

Часто полагают, что бизнес на международном рынке мобильных финансовых услуг выбирает места, где регулирование является самым легким. Однако успешные международные финансовые центры имеют надежные и хорошо развитые регуляторные режимы и при этом привлекают большое количество участников международного бизнеса. Регулирование финансовых услуг - является вопросом баланса. Если регулирование чрезмерно обременительно, бизнес может переместиться, чтобы избежать высокой стоимости соблюдения, хорошим примером может быть переход в Лондон из Нью-Йорка в свете закона Сарбейнса Оксли в 2002 году. И наоборот, отсутствие регулирования не будет привлекать игроков.

Регулирующая среда

Финансовый центр должен иметь правильный регулирующий баланс, чтобы посредники были готовы создать бизнес в центре, а инвесторы уверены в надежности введения бизнеса в центре. Когда баланс соблюдается, он создает благотворную среду для международного бизнеса. Некоторые критические качества:

Ясность и предсказуемость

Финансовые рынки не любят неопределенность. Когда результаты неясны или непоследовательны, активность на рынке имеет тенденцию к сокращению. Нормативы центра должны быть четкими и понятными (хотя в последнее время это становится все труднее, поскольку продукты становятся более сложными) и предсказуемы в их применении. Регулирующие органы должны действовать прозрачно при разработке новых правил и надзора.

Справедливость

Нормативный режим должен быть справедливым; в частности, правила не должны проводить дискриминацию между местными и международными компаниями, действующими в центре. У них будет меньше шансов создать бизнес внутри центра, если они думают, что будут работать в неблагоприятном конкурентном положении.

Консультации по новым правилам должны включать всех участников рынка не только местные компании. Сбор мнения от иностранных фирм, работающих в центре, является ценным способом обеспечения того, чтобы нормативный режим не мешает новым участникам.

Поддержка инноваций на рынке

Успешные финансовые центры имеют рынки, которые постоянно развиваются, разрабатывают новые продукты и услуги для удовлетворения меняющихся обстоятельств и потребностей клиентов. Регулирующий режим центра должен адаптироваться с той же скоростью, и регулирующим органам необходимо понять, что их роль не заключается в необоснованном запрете развития. Власти должны разрешать вывод на рынок новых продуктов и услуг, анализировать их использование и быть готовыми к быстрому внедрению нового регулирования, если злоупотребления станут очевидными.

Разумная стоимость соблюдения

Затраты посредников и институциональных инвесторов, соблюдающих правила, значительно увеличилась в последние годы и продолжает расти. Когда компания решает создать представительство в дополнительном финансовом центре, она должна принять существенные дополнительные затраты для удовлетворения требований режима дополнительного регулирования при въезде в центр и продолжения соблюдения. Каждый нормативный режим отличается, поэтому для этого часто требуются новые системы и процедуры и, вероятно, потребуются сотрудники с соответствующими знаниями и опытом.

Законодательство

Закон страны оказывает непосредственное влияние на деятельность финансовых учреждений, действующих там, следующим образом:

  • Эффективная инфраструктура финансового рынка нуждается в дополнительной юридической поддержке деятельности, которую она осуществляет. Например, необходимы законы для обеспечения окончательного и необратимого урегулирования транзакций и поддержки деятельности, таких как взаимозачет и новация ЦК.

  • Законодательство также должно гарантировать, что активы клиентов защищены от краха удерживающего их учреждения и обеспечения того, чтобы действия, предпринятые для урегулирования транзакций или управления дефолтом, не могут быть впоследствии отменены.

  • Другие разделы внутреннего законодательства, такие как договорное право, законодательство о несостоятельности, доверительное право, законодательство, регулирующее обеспечение и т. д.

  • Ограничения на трансграничные финансовые потоки, такие как валютный контроль, лимиты на иностранные инвестиции, налоги на внутренние или внешние инвестиции, или требования к использованию определенных местных банков для операций, могут препятствовать трансграничному бизнесу.

  • Если судебное разбирательство необходимо, важно, чтобы оно было заслушано судьями с полным пониманием закона, касающегося финансовых услуг, и которые смогут судить в соответствии с рыночной практикой.

Международные стандарты

Работа в различных режимах регулирования добавляет уровни стоимости и сложности к деятельности международных компаний финансовых услуг. Возможно, потребуется изменить системы и процедуры для удовлетворения этих требований (например, требования к хранению данных на суше и на местных языках), что увеличивает стоимость соблюдения.

Операционные риски могут возникать, когда фирма работает в соответствии с несколькими режимами регулирования. Эти затраты добавляют к входным барьерам, и в интересах центров уменьшить их, если это возможно.

Например, принятие Международных стандартов финансовой отчетности для местных компаний не только помогает международным инвесторам инвестировать в эти компании, но и облегчает для иностранных компаний перечисление своих ценных бумаг в центр.

Финансовый кризис поставил новый акцент на международные нормативные стандарты. IOSCO2, CPSS3 и BIS4 - стандарты, которые вполне вероятно, что все основные международные финансовые центры будут применять эти стандарты в своих собственных режимах регулирования. Однако эти стандарты по-прежнему охватывают относительно небольшую часть нормативной базы, и поэтому их простое принятие не гарантирует, что нормативный режим центра полностью приемлем для международных компаний.

Даже в тех случаях, когда нет международных стандартов, часто существует международная передовая практика. Если регулирующие органы центра принимают их по возможности, данная практика может значительно снизить затраты на вход для входящих фирм. Сама финансовая индустрия часто разрабатывает структуру стандартизованной документации для ведения бизнеса. Примером может служить документация ISDA5 для внебиржевых производных инструментов, которая теперь используется для подавляющего большинства транзакций по всему миру.

Трансграничная дружба. Очень важная часть бизнеса, проводимая в международном финансовом центре, будет с контрагентами в других странах. Регулирующий режим финансового центра должен учитывать специфические особенности трансграничной деятельности и, по возможности, облегчать ее.

Соглашения между регулирующими органами центра и их коллегами в других финансовых центрах для взаимного признания их соответствующих правил могут помочь снизить нормативное бремя трансграничных транзакций.

Люди

Люди являются самым важным ресурсом для международных компаний, предоставляющих финансовые услуги. В то время как местные жители предоставляют большую часть профессиональной, опытной рабочей силы, они дополняются относительно небольшим числом профессионалов на международном уровне, переезжающих из страны в страну, следуя и развивая возможности для бизнеса. Связь между этими двумя группами очень важна. Специалисты в области международных финансовых услуг, как правило, будут людьми, которые будут создавать и строить зарубежные операции своего бизнеса. Как правило, от них зависят возможность создания профессиональных опытных команд на местном уровне. Взаимодействие между международным и местным персоналом является важным каналом для увеличения знаний и опыта местной рабочей силы.

Предприятия конкурируют друг с другом, чтобы привлечь самых талантливых людей и должны иметь возможность размещать их там, где они наиболее необходимы. Точно так же амбициозные специалисты в области финансов ожидают продвижения своей карьеры, перемещаясь между различными центрами, чтобы расширить свой опыт и личные деловые контакты.

Одним из факторов, способствовавших успешному развитию финансовых центров, была их открытость для мобильности на международном уровне. Работодатели и частные лица ищут стабильность, последовательность и прозрачность в иммиграционных правилах. Например, работодатели, возможно, должны иметь возможность переводить сотрудников из одного офиса в другой в короткие сроки. Или работодателям может потребоваться найм людей с особыми языковыми или отраслевыми навыками, недоступными на местном уровне. Если сложно или просто невозможно переместить людей в один центр, становится более вероятным, что они перейдут в альтернативный центр.

Хотя иммиграционные правила, как правило, считаются самым важным препятствием на пути международной мобильности, также важна общая открытость для иностранных жителей. Факторы, такие как уровни зарплаты, налогообложение и стоимость жизни, влияют на решения о переселении персонала. Легкий доступ к высококачественному жилью, международным школам, здравоохранению, личной безопасности и активному ритму жизни, а их отсутствие может стать решающим фактором в решении не переезжать в центр. Большая привлекательность перехода в крупный международный финансовый центр - это чувство «гудения» вокруг него - ощущение, что это место, где можно найти лучшие возможности, где происходят самые захватывающие события.

Размер местного пула талантов отчасти зависит от истории, но он также определяется другими факторами. В города и страны, где размещаются международные финансовые центры, также входят ведущие международные университеты, которые привлекают лучших студентов со всего мира, многие из которых присоединяются к местному рынку труда. Способность нанимать этих выпускников является важной привлекательностью этих финансовых центров. И здесь иммиграционные правила важны для того, чтобы позволить международным студентам стать местными специалистами.

Гибкость местных законов о занятости является еще одним важным фактором. Фирмы, скорее всего, разместятся в центрах, где найм прост и там, где он не является слишком дорогостоящим или трудоемким процессом.

Связь

Финансовые центры зависят также от физической и в электронной связи.

Поскольку финансовый центр становится более международным, связи между инфраструктурами финансового рынка, как внутри страны, так и на международном уровне, становятся все более важными. Как отмечалось ранее, трейдеры, расположенные в финансовом центре, могут иметь дело с рынками и контрагентами, расположенными в любой точке мира. Поэтому для подключения к рынкам требуется:

  • Данные о рынке - данные в реальном времени с рынков в центре распределяемые по всему миру и данные мировых рынков доступны для компаний в центре.

  • Системы маршрутизации - технические системы, которые позволяют электронным образом распределять заказы от компаний в центре до компаний на зарубежных рынках и наоборот.

  • Доступ к инфраструктуре после торгов - способность очищать и погашать сделки, осуществляемые на внешних рынках, и предоставлять иностранным фирмам возможность очищать и погашать сделки, осуществляемые на местном уровне.

  • Иностранные посредники создают филиалы или назначают агентов в финансовых центрах.

  • Местные банки создают сеть банков-корреспондентов и зарубежные филиалы.

Телекоммуникации и интернет-инфраструктура

Финансовые рынки чрезвычайно сложны с точки зрения возможностей и скорости требуемых электронных коммуникаций. Финансовые фирмы ожидают получить огромные объемы данных о ценах и измеряют время передачи электронных заказов в микросекундах. Очень важна отличная, высокая скорость, низкая латентность и надежная связь с другими рынками.

Высококачественные международные сообщения

По мере развития финансовых центров очень важным является вопрос о наличии крупного международного аэропорта в непосредственной близости от центра города. Чем больше международный финансовый центр, тем более широкий диапазон маршрутов он должен иметь.

Язык

Языки, на которых говорят в финансовом центре, не являются важным фактором, если бизнес является чисто внутренним. Однако для развития международного бизнеса необходимы навыки владения английским языком, поскольку это международный стандарт для финансового бизнеса, наряду с доступом к навыкам на всех языках, на которых говорят в районе, обслуживаемом, чтобы хорошо общаться с конечными клиентами, помимо профессионалов в области финансов.

Критическая масса

Взаимное доверие является основой большинства финансовых операций. Знания и информация являются источником жизненных сил на финансовых рынках. Даже при использовании современных технологий основные участники финансовой сделки считают, что перед тем, как продолжить, необходимо встретиться и установить личные отношения. Информация и знания, которыми обмениваются сеть людей в финансовом центре, могут стать мощным стимулом для идей и инноваций на рынке. В результате отличительной особенностью финансовых центров является концентрация людей, фирм и деятельности в одном месте - посредников, таких как банки и брокеры; инвесторы, такие как хедж-фонды и другие управляющие активами; крупные корпорации; и профессионалов, таких как юристы, бухгалтера, информационные и PR-агенства.

Мы рассматриваем этот эффект как «критическую массу», хотя его часто также называют «кластеризацией» или агломерацией. Достигнув этого, центр становится самодостаточным, в котором присутствие одной группы игроков привлекает новых игроков, которые привлекают новых игроков и так далее.

Так же, как компании финансового обслуживания группируются в финансовом центре, поэтому существует стимул для фирм, которые предоставляют такие услуги поддержки, как юристы, бухгалтеры, маркетинг и реклама, ИТ-поддержка и т. д. Когда критическая масса получена, финансовому учреждению не нужно далеко ходить, чтобы найти конкурирующую компанию для удовлетворения всех своих потребностей.

Наличие концентрированной зоны облегчает обеспечение объектов, такими услугами, как транспорт, недвижимость, коммунальные услуги и телекоммуникации, которые отвечают конкретным потребностям финансовых компаний.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры