astana-view

Аскар Абубакиров: ЮКО – предпринимательский центр страны

08 Декабря 2017
6128 просмотров

Директор палаты предпринимателей Южно-Казахстанской области Аскар Абубакиров - о новшествах и креативных идеях для бизнеса

- Аскар Бегдаулетович, расскажите об особенностях бизнеса ЮКО

- Особенностей в Южно-Казахстанской области очень много. Статистика показывает, что самое большое количество малого и среднего бизнеса находятся в нашей области, далее идет Алматы. На сегодняшний день в ЮКО задействованы 177 тысяч предпринимателей. У нас живут самые предприимчивые люди - это густонаселенный регион. Мы, как Палата предпринимателей ставим большую идеологическую работу, чтобы позиционировать ЮКО предпринимательским центром Республики Казахстан. Астана – это столица, Алматы, если спросите у любого бизнесмена, - это финансовый центр. А предпринимательский центр, где сосредоточен МСБ – это ЮКО, у нас есть рост в этом плане.

- Какая работа ведется по приоритетным направлениям «Атамекена»?

- Первое, это правовой блок: защита, снижение административных барьеров. У нас активно работает Совет по защите прав предпринимателей. Мы рассматриваем крупные системные вопросы. По итогам Совета принимаются кардинальные меры: должностное лицо как минимум получает строгий выговор. Снижение адмбарьеров – это уже системная работа, мы вносим предложения в НПА, госпрограммы. Есть примеры, когда предприниматель сэкономил деньги для своего бизнеса. Он не потратил его на штрафы, а отправил в свою компанию, на зарплату людей. По итогам 3,5 лет нам удалось защитить и сохранить имущества предпринимателей на более чем 11,7 млрд тенге. В этом году за 10 месяц 2017 года, сэкономили 3,7 млрд тенге. Бизнес, если не раздал деньги куда-то в сторону, а потратил на себя, значит растет и его предприятие развивается.

- Есть конкретные примеры по снижению адмбарьеров?

- У нас в ЮКО есть карта энергомощностей, которую мы создали 2 года назад. Ежегодно порядка 100 компаниям по принципу одного окна выдаем технические условия. Задача была, чтобы каждый мог в режиме онлайн увидеть, где какие есть мощности для подпитки его производства. Также мы проводим на постоянной основе анализ проверок бизнеса. За 10 месяцев 2017 года по сравнению с прошлым годом в этом плане есть спад. Хотелось бы отметить, что у нас сейчас ведется большая работа по экономическому блоку.

- Насколько экспортоориентированы предприниматели региона?

- Сейчас мы активно работаем с Узбекистаном. На Узбекистан приходится около 20% экспорта.  Мы экспортируем туда товары на 58 млн долларов, импортируем на 46-47 млн долларов. После того, как мы подняли вопрос по снижению акцизов (косвенный налог на товары широкого внутреннего потребления) на мукомольную продукцию (было 12, потом 5, сейчас 0), у нас возрос экспорт муки. Далее, мы видели, что очень много компаний хотят отправлять свою продукцию на экспорт, но нужны оборотные средства и залоги. Есть национальная компания "Казахэкспорт", но в нашей области почти никто не использует его инструмент: бизнес страхует свой контракт, это страховка идет в банк как залог, и он за счет этой страховки берет оборотные средства. За счет этих оборотных средств предприниматель отправляет товар на экспорт. На сегодняшний день, когда мы вязли это под контроль и начали по этому направлению работать совместно с "Казахэкспортом", шесть предприятий воспользовались услугами. До конца года планируем еще пять компаний подключить. Цель - каждый год 20-30 компаниям предоставлять эти возможности.

- Какие инициативы реализует Палата для удобства предпринимателей в Южно-Казахстанской области?

- Мы сделали хорошую базу данных на основе мировой практики «Yellow pages». Любой, кто хочет узнать, какие есть предприятия в ЮКО он заходит и смотрит этот каталог, называется «Оңтүстік өнімдері». Мы начали издавать каталог с 2015 года, сначала включили 250 товаропроизводителей, в прошлом году 500, до конца этого года планируем собрать информацию о 1000 товаропроизводителей. Теперь задача стоит четко определить, кто реальный производителей, кто сборщик и так далее.

- В чем особенность данного каталога?

- Фишка каталога в том, что там есть коды ОКЭД и ТН ВЭД. При заключении контрактов, многие компании запрашивают код экономической деятельности, если хочет получить кредит. Второе, товар номенклатура внешней экономической деятельности, его запрашивают при заключении внешних контрактов на экспорт. Это всё в каталоге есть, работа будет постоянно вестись и обновляться. Также мы сделали мобильное приложение, объединились с бизнесменом, который создает справочную систему и визуализировав включили туда нашу базу. В мобильном приложении около 30 тысяч подписчиков. Мы ходим в школы и показываем на каталоге, какие у нас есть предприятия. На сегодняшний день мало, кто знает производителей своего региона. Нужна идеология: если знаешь и покупаешь от отечественных товаропроизводителей – то, это хорошо. Мы это сказали, теперь надо подсказывать. Мы всеми этими вещами создаем моду «знать наши предприятия».

- Как проходит в регионе процесс обучения предпринимателей?

- У нас есть «бизнес-школа «Атамекена», мы обучаем в три этапа: основы предпринимательства, проектное обучение и работаем с действующими бизнесменами. В рамках «бизнес-школы» сделали практику еженедельных отраслевых семинаров. Предприниматели отправляют запросы, мы собираем специалистов и проводим отраслевой семинар по ведению тепличного хозяйства, вопросам бухгалтерии либо по закупкам. График размещен в социальных сетях и на сайте «Атамекена». Раньше, если приходило 10-12 человек, сейчас приходят порядка 30. Спрос есть.  

- Какую работу ведет Палата предпринимателей с молодежью региона?

- У нас есть социальный блок вопросов, создали учебные центры на базе 3-х предприятий - это краткосрочная подготовка специалистов. Бизнес говорит: "нужны специалисты". Мы посмотрели 2-3 компании, которые занимаются текстилем - ТОО «Азала текстиль», швейная фабрика «Гаухар» на базе них создали учебный центр.  Государство выделяет средства, добились финансирования. 50-80 человек уже готовят на базе предприятий. Планируем создать еще два таких учебных цента, на базе ТОО "Амангелди" и "Мадлен". Мы договорились с колледжами, трехсторонние контракты заключили. В ЮКО проживает порядка 900 тысяч человек до 29 лет. Это большой клондайк, который нужно использовать. Мы с ними проводим профориентационную работу, знакомим их с бизнесом. Хотим, чтобы талантливые специалисты оставались на наших предприятиях не уезжали в другие города и страны.

- Какие планы у Палаты на следующий год?

- Стоит масштабная задача провести глубокий анализ и скрининг по районам совместно с центральным аппаратом «Атамекена».  Нужна большая программа для перезагрузки. 90% финансирования на районном уровне направляется в основном на животноводство. Другим видам бизнеса уделяется мало внимания. Нам нужно это чуть-чуть продифференцировать, чтобы человек мог заниматься чем хочет: открыть пекарню, швейный цех. Мы должны это переформатировать, нужны новые производства.  Вся наша информация доступна в социальных сетях, я сам отвечаю на вопросы предпринимателей, мы ведем "прямые эфиры".  Планируем в Шымкенте создать интернет телевидение.  Сейчас вся молодежь в интернете, мало кто смотрит республиканские каналы. Мы хотим в новом креативном формате показывать, что у нас можно делать в IT и других направлениях.  Наша фишка - мы сделали для области шпаргалку по всем госпрограммам. Там просто и понятно написано: какая программа, сколько денег, процентная ставка, на какой срок. У фонда финансовой поддержки 5 программ, аграрное кредитование 6 программ, но никто про них не знает. В "шпаргалке" все ясно изложено, что такое «Индустриальная зона», «Казахэкспорт». Теперь надо ее раскачивать, формируем команду, затем будем ездить по аулам и районам, информируя и обучая людей.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры