astana-view

Трудоустраивать казахстанцев смогут частные агентства занятости

17 Декабря 2017
8054 просмотров

НПП РК «Атамекен» инициировала внесение изменений в законодательные акты по передаче некоторых услуг Центров занятости частным агентствам

Привлечение частников обеспечит баланс спроса и предложения на рынке труда, уверены в Нацпалате. Руководитель Казахстанской Ассоциации предпринимателей, член регионального совета Палаты предпринимателей Карагандинской области Ермек Абильдин дал разъяснения о модернизации рынка труда.

«Рынок услуг частных агентств занятости – один из самых молодых в Казахстане. Хотя это достаточно эффективный инструмент на рынке труда и занятости. Мы же предлагаем объединить все частные агентства, которые работают в Казахстане. Сегодня на территории республики можно насчитать более 50 частных агентств занятости, интернет сайтов. Однако ровна половина из них пассивная», - поясняет председатель Казахстанской Ассоциации предпринимателей, правозащитник и общественный деятель Ермек Абильдин.

По словам председателя Ассоциации, работа на аутсорсинге открывает перспективы для участия негосударственных структур в достижении баланса спроса и предложения на рынке труда. Ресурсы частного сектора могут быть мобилизованы в целях превращения страны в производителя квалифицированной рабочей силы, принимая при этом во внимание скудность и ограниченность государственного бюджета. Частники в своей деятельности обладают большей маневренностью, чем государственные органы и учреждения. Более того, как подчеркнул Ермек Абильдин, иностранные работодатели предпочитают иметь дело с частными фирмами.

По статистическим данным по республике всего на ноябрь месяц 2017 года официально зарегистрировано 440 тысяч безработного населения, что в разрезе составляет 5,0% уровня безработицы. К примеру, согласно основным индикаторам рынка труда указанной на сайте Министерства труда и социальной защиты населения РК в крупных городах как Алматы и Астана, в Центр занятости за январь-июнь месяцы текущего года по вопросам занятости обратилось более 320 тысяч граждан. А вот жители сельской местности составили более 160 тысяч человек или около 49 процентов.

«У нас функционирует государственная организация - Центр занятости населения. Однако в стране много безработных и самозанятых людей. Там где есть конкуренция – есть и развитие. Возьмем  заграничные рекрутинговые компании, они оказывают услуги не только внутри страны, но и за ее пределами. У нас же, к примеру, карагандинский специалист не может подать заявку сразу в несколько центров занятости других областей. То есть, центры занятости иной раз привязаны к определенному региону, не говоря уже о республиканском охвате», - поясняет руководитель Ассоциации Ермек Абильдин.

В настоящее время Ассоциации удалось объединить под один флаг несколько частных агентств из Павлодара, Усть-Каменогорска, Джамбульской и Южно-Казахстанской области.

Делу обучиться – всегда пригодится

Вместе с тем, частные агентства занятости планируют предоставлять образовательные услуги, повысить качество предоставляемого сервиса обслуживания в виде подбора персонала для заказчика.

«Частные агентства должны предоставлять кластерные услуги. То есть, они будут предлагать и образовательные услуги, будут функционировать учебные центры.  Поскольку людей, которые остались без работы нужно переобучить. Все это будет проводиться в рамках государственной программы по продуктивной занятости и массового предпринимательства», - разъясняет правозащитник.

Также Ассоциация планирует тесно сотрудничать с вузами и сузами страны, участвовать в ярмарках вакансий, создать конкурентоспособную базу тренеров.

Рынок труда год от года модернизируется, перенимает успешные мировые инструменты и внедряет их в отечественную трудовую биржу.

Справочно:

Для решения новых задач по преодолению безработицы во многих странах, наряду с государственными структурами занятости, право на трудоустройство безработных получили частные агентства занятости. Законодательное подкрепление подобная практика обрела в 1949 году, когда 18 стран ратифицировали Конвенцию МОТ № 96, в частности Япония, Италия, Финляндия, Испания, Нидерланды, Чехия и др.

Конвенция способствует взаимодействию между государственными службами занятости (ГСЗ) и ЧАЗ в целях обеспечения максимально эффективного функционирования рынка труда, притом, что государственные службы занятости сохраняют за собой прерогативы формулирования стратегий рынка труда.

Однако также существуют факты злоупотреблений и нарушений закона среди посредников. Особый размах они приобрели в последние годы в связи с ростом объемов услуг трудовым мигрантам. К наиболее частым случаям злоупотреблений со стороны посредников относятся:

предложение (на платной основе) несуществующих вакансий;

предоставление недостоверной информации о специфике работы и размере оплаты труда;

завышение расценок за услуги, оказание некачественных услуг,  оформление фальшивых документов и др.  

Эти злоупотребления трудно отследить: если никто не обращается с жалобами, то недобросовестные посредники продолжают незаконную практику. Случаи «теневой» деятельности частных посредников на рынке труда встречаются нередко. Однако государство не должно излишне регламентировать и усложнять работу частных агентств, поскольку это может стимулировать переход их деятельности в теневой сектор. Сам по себе контроль может быть прямым и авторитарным или — косвенным и стимулирующим. Как показывают исследования специалистов и свидетельствует международный опыт, наиболее действенны следующие методы контроля:

Регистрация. Самый мягкий метод контроля, применяемый в экономически развитых странах мира. Отношение государства к частным агентствам при этом не отличается от отношений с другими предприятиями: они подлежат инспектированию со стороны компетентных органов.

Саморегулирование профессиональных сообществ. Это способ контроля, предусматривающий объединение частных агентств в представительскую профессиональную ассоциацию, со своими внутренними принципами и правилами поведения. Сообщество вырабатывает кодекс поведения для своих членов, устанавливает общие правила действий и обязанности, принимает решения об исключении членов или иных мерах взыскания за нарушение принятых правил и норм.

Рейтинговая оценка. Система предусматривает создание и постоянное обновление информационной базы, в которой обобщается передовой опыт. База данных (сборник) формируется в рамках трехстороннего процесса совместных переговоров между ассоциациями частных агентств, органами государственной власти и профсоюзами. Постоянный совместный комитет производит оценку деятельности агентств, присваивая им определенную рейтинговую позицию — на основании соответствия их деятельности профессиональным нормам поведения, определенным в сборнике. Высокий рейтинг агентства по трудоустройству характеризует высокое качество предоставляемых услуг. Кроме того, агентства, отмеченные наивысшими оценками, могут рассчитывать на «режим наибольшего благоприятствования» со стороны государства (например, получение налоговых льгот; допуск к секторам рынка труда, контролируемым государством; включение в официальный список рекомендованных агентств по трудоустройству и т. п.).

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры