astana-view

Машиностроение

- Акмолинская область

1)В условиях вступления Казахстана в такие международные организации, как ЕАЭС и ВТО, какие последствия ожидают машиностроительную отрасль нашей страны? Помимо необходимости приведения в соответствие нормам, как ЕАЭС, так и ВТО? 2)В свете вступления Казахстана в ВТО, в Стратегии 2050 говорится о необходимости усовершенствования механизмов поддержки отечественных производителей и принятия всех необходимых мер для защиты и продвижения их интересов. Создаются ли подобные условия в сфере машиностроения?


Добрый день!

Стратегическим документом взаимодействия государств-членов ЕАЭС в области промышленности на среднесрочную перспективу являются Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее - ОНПС).

 В ОНПС важнейшим направлением промышленного сотрудничества определено развитие кооперации в целях производства конкурентоспособной промышленной продукции.

Углубление кооперации предполагается осуществлять за счет разработки и реализации совместных импортозамещающих проектов.

Для продвижения экспорта совместно произведенной продукции планируется формирование совместных дилерских и сервисных сетей, центров сертификации машинно-технической продукции, специальных объединенных сбытовых компаний и консорциумов.

В целях стимулирования экспортных поставок совместно произведенной продукции в ОНПС заложено внедрение лизинга, предэкспортного и экспортного финансирования совместно произведенной продукции.

Также документом определены перечни приоритетных для сотрудничества видов экономической деятельности и чувствительных товаров.

К числу приоритетных видов экономической деятельности практически всех государств-членов ЕАЭС (за исключением Армении) отнесены следующие отрасли машиностроения:

- автомобилестроение;

- производство сельскохозяйственной техники;

- производство железнодорожной техники;

- производство электрических машин и электрооборудования;

- производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности;

- производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей  и нефтедобывающей промышленности.

Основные условия развития машиностроения в РК с учетом вступления в ВТО

Сохранение льгот для Республики Казахстан в рамках специальных экономических зон, режима «свободный склад», достигнутых в рамках Евразийского экономического союза и ВТО.

В соответствии с Соглашениями о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада и по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, принятыми в рамках Таможенного союза в 2010 году, предусмотрены таможенные и налоговые льготы, представляемые на свободных складах и СЭЗ.

При переговорном процессе по вступлению Республики Казахстан в ВТО казахстанская сторона отстояла позицию о сохранении льгот и преференций, представляемых на свободных складах и СЭЗ, в течение переходного периода до 1 января 2017 года в соответствии с принятыми договоренностями в рамках Таможенного союза и национальным законодательством.

Развитие автомобилестроения в Республике Казахстан с учетом вступления в ВТО.

Согласно решению Комиссии таможенного союза №130 от 27 ноября 2009 года «О едином таможенно-тарифном регулировании стран-членов таможенного союза» от ввозной таможенной пошлины освобождены моторные транспортные средства, произведенные хозяйствующими субъектами государств-участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка».

Режим промышленной сборки автомобилей противоречит положениям Соглашения ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМс) и Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ).

В процессе переговоров казахстанская сторона согласовала переходной период со странами-членами ВТО до 1 июля 2018 года в отношении тарифных льгот, применяемых только в рамках соглашений о промышленной сборке с АО «Агромашхолдинг», ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «АЗИЯ АВТО», подписанных в 2010 году, и с АО «Азия АВТО Казахстан», подписанным в 2012 году.

Таможенно-тарифное регулирование

Согласно статье 42 Договора о Евразийском экономическом союзе на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС  (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС), утверждаемые Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).

При вступлении Казахстана в ВТО были приняты обязательства снизить средневзвешенный таможенный тариф до 6,5% с действующих 10,4% в рамках ЕТТ ЕАЭС.

Пунктом 4 статьи 3 Протокола «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза» от 16 октября 2015 года обозначено, что Республика Казахстан обеспечивает принятие необходимых мер по недопущению вывоза товаров, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в другие государства-члены без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин.

Под действие пункта 4 статьи 3 проекта Протокола подпадают все виды моторных транспортных средств: тракторы, автобусы, легковые автомобили, грузовые моторные транспортные средства и моторные транспортные средства специального назначения.

Таким образом, автотранспортные средства, ввезенные в Казахстан по сниженным таможенным пошлинам, не могут быть реализованы на территории других государств-членов ЕАЭС. 

Дочерние организации

Партнеры