Шопан-Ата
Датируется IХ-ХIХ вв. По легенде, Ахмед Ясави, закончив обучение своих последователей, собрал их в юрте. И сказал, что они должны будут через шанырак (отверстие в крыше юрты) выпустить стрелы. А где их потом найдут, там и будут проповедовать идеи суфизма. Ученик Шопан-ата нашел свою стрелу рядом с аулом скотовода Баяна. Вскоре Баян женил его на своей дочери. Позже Шопан-ата построил подземную мечеть у вершины той горы, на которую упала его стрела.
Вопрос происхождения подземных мечетей Мангистау остается до сих пор мало изученный. Вероятно, основой появления этих сооружений являются естественные пещеры и подземные кельи-келюеты для духовных медитаций первых суфийских проповедников. Комплекс однокамерных и многокамерных подземных помещений мечети Шопан-ата вырублен в скальном уступе неглубокого сухого русла. Помещения располагаются полукругом, повторяя очертания уступа. Наиболее древняя часть комплекса состояла из серии подземных и наземных помещений с глубокими нишами. Здесь находятся могилы Шопан-ата и его дочери, а также главный зал для поминальных молений с деревянным шестом, выведенным наружу через световой проем в потолке. По соседству с этим комплексом располагается небольшая подземная мечеть с михрабной нишей, в которую ведет вход в виде длинного коридора. Все существующие помещения, первоначально являющиеся суфийскими обителями, со временем были превращены в места последнего упокоения учеников и последователей учения Шопан-ата.
Время появления подземного комплекса мечети Шопан-ата пока точно не установлено. Крестовидные принципы планировки части помещений этого памятника позволяют провести аналогии с подземной мечетью Шакпак-ата, датированной археологами 14-15 в.
Некрополь Шопан-ата формируется на протяжении 600 лет. По числу захоронений он считается самым крупным в Арало-Каспийском регионе. Наивысшего расцвета архитектура надмогильных сооружений достигает в 19 – начале 20 вв. Местные мастера-каменотесы, сохраняя вековые традиции, воплощали в камне свое видение мира и свои изящные фантазии. Традиционной формой надгробий на Шопан-ата является койтас, кулпытас и саганатам. Кулпытасы во времени претерпевают изменение формы и орнамента: от примитивных стел с родовым знаком до декоративных монументов с богатой резьбой и полихромной росписью. Отдельные сооружения малых архитектурных форм просто уникальны.
Правила посещения подземной мечети и некрополя Шопан-ата определены временем и традициями. На пути к вечному упокоению великого казахского святого Бекет-ата паломник обязан поклониться праху его духовного предшественника и наставника – Шопан-ата. Рядом с Шопан-ата покоится его дочь – покровительница женского здоровья. Великим почтением пользуется старая шелковица, по преданиям, являющаяся проросшим посохом самого Ходжи Ахмада Йасави. Из мечети узкая тропинка ведет паломника к могиле Баяна –тестя Шопан-ата, где его мольбы о помощи будут услышаны святым после троекратного круга обхода. Посещение некрополя завершается у святого колодца с целебной водой. Просьбы о здоровье и благоденствии закрепляются коллективным таинством жертвоприношения – вкушением мяса жертвенного барана и питьем чая. Шопан-ата принимает любого странника, не зависимо от его вероисповедания и национальности.