astana-view

Кошкар Ата

Мангистауская область
Несомненно, богата земля Мангистау святыми местами. В 17 километрах от города Актау, на окраине небольшого поселка Акшукур, расположился один из древнейших некрополей – Кошкар Ата. Издали некрополь Кошкар Ата видится как город, только город мертвых, а не живых. Если древние кочевники увековечивали память о погибших двумя камнями, у ног и головы покойного, то сегодня умершему возводятся целые мавзолеи. Некрополь хранит тела людей десяти веков и считается самым богатым на мавзолеи. Так его и называют Кошкар Ата - город мавзолеев. Купольные мавзолеи на Мангистау отличаются своеобразием и красотой. Некоторые из них настоящие архитектурные шедевры, вызывающие восхищение своей законченностью, отточенностью каждой линии, каждого штриха. Некрополь назван именем одного из суфиев, Кошкар ата, который нес в народ слово мудрости Ходжа Ахмеда Яссауи. Кошкар ата обладал чудодейственными способностями. Пришел он на Мангышлак из Хорасана. Живя в отдалении от людей, питался оленьим мясом. Олени чувствовали сами, когда Кошкар ата голоден, и приходили к нему добровольно - так сказано в сохранившемся историческом документе «Предания адаевцев о святых секты Ханафие, живших и умерших на Мангышлаке». Местность, на которой расположен некрополь Кошкар Ата, в этом документе именуется как «Унджаг, южная оконечность урочища Караялчи». «Кошкар», то есть баран, в тюркских народах является символом величия, мудрости и силы. Баран увековечен во многих захоронениях – это животное считается священным. На Мангистау выращивают особый вид баранов с завитками (арамшик). После распространения ислама, запрещающего изображать животных и людей, захоронения стали стилизованно ваять в виде животных (койтасы), в виде людей (кулпытасы). Кошкар ата понимал язык животных. Возможно, поэтому суфий прославился среди мирских людей под этим именем. Сегодня трудно отделить правду от выдумки. Однако вряд ли стоит сомневаться в том, что великий человек по имени Кошкар ата жил в Мангистау. И легенды, как известно, зачастую имеют реальную основу. Некоторые считают, что суфий похоронен в западной части Кошкар Ата. Две скромные каменные ограды, отмеченные длинными шестами, - таковы захоронения, которые предпочитали дервиши суфистского ордена. На вершине шеста полумесяц, символ мусульманской веры - возможно, дополнение более позднего периода. С давних времен это погребение наиболее почитаемо. Именно здесь проходят основные поминальные церемонии. К сведению, на северо-востоке Устюрта находится некрополь идентичного названия – Кошкар Ата. Легенды рассказывают, что Кошкар ата попал в эти места с караваном, следующим из Бескала, низовьев Амударьи. Почувствовав недомогание от истошной жары, он вскоре скончался. Караванщики оставили его тело на месте и поспешили в Бескала сообщить матери о смерти сына. До последнего часа мать не верила смерти своего любимого сына, пока не убедилась, приехав на Устюрт. Она увидела сына, который лежал как живой. На этом месте был построен мавзолей (XVII-XVIII). Со временем мавзолей оброс другими захоронениями, архаичными кулпытасами. В настоящее время мавзолей находится в разрушенном состоянии. Есть в окрестностях города Актау еще одно место, связанное с именем Кошкар ата. По неизвестным причинам впадина увековечена именем великого суфия Кошкар ата. Одно известно, что район впадины Кошкар Ата был освоен давно. Об этом археологи говорят без сомнения. На протяжении 5-6 км вдоль фортинской дороги, расположенной у впадины, обнаружены следы пребывания человека, начиная со стоянок конца каменного века и заканчивая остатками кочевых становищ нового времени – весь срез исторических эпох. На возвышенности, северо-восточнее впадины, вблизи небольшого кургана, обнаружены обломок жертвенника и небольшое, но увесистое каменное изваяние высотой около 80 см. К сожалению, время и люди не пощадили этот каменный памятник прошлого – не сохранилась голова. На изваянии выгравированы руки, сложенные под грудью. Археологи утерждают, что это было изображение женщины. Памятнику насчитывается 2-2,5 тысячи лет. Находка хранится в фонде Мангистауского историко-краеведческого музея. Еще одно редкое изваяние найдено на скальном уступе впадины Кошкар Ата - балбалтас - четырехугольный столбик, на котором сохранились изображения больших выпуклых глаз, носа, рта и пятипалой кисти, сложенной на груди. Верхняя часть головы разбита. Это каменное изваяние тоже хранится в музее. Можно предполагать, что в свое время и Кошкар ата внес свою историческую лепту в этот регион. Возможно, именно впадина была временным местом его обитания, возможно, местом целительства или излюбленным местом общения с животными. Об этом сегодня можно лишь догадываться. Что же касается некрополя Кошкар Ата, расположенного неподалеку от поселка Акшукур, - это действующее кладбище, поэтому захоронение умерших продолжается и по сей день. Обустраивается территория некрополя: по периметру она обнесена высокой оградой с большими воротами. Пришло время вспомнить о том, что места, где хранится прах предков, по достоинству должны считаться святыми, а значит, и отношение людей должно быть соответствующим. Несмотря на то, что некрополь считается захоронением мусульман, высится там интересный мавзолей, на котором русскими буквами написано «Дуня». Люди рассказывают о том, как крепко полюбила русская девушка местного джигита. Молодые поженились и в любви, и счастье прожили всю жизнь. Придерживалась Дуня традиций и обычаев казахского народа. Когда же умерла Дуня, на ее могиле супруг построил великолепный мавзолей, который своим обликом украшает окрестности священного места. С каждым днем убеждаешься в истине, что каждая пядь земли Мангистау уникальна… Как бы ни спешили мангистауские водители по автомобильной трассе, у некрополя Кошкар Ата сбавляют скорость и возносят руки в молитве.

Дочерние организации

Партнеры