astana-view

Святой Султан-эпе - покровитель мореплавателей

Мангистауская область
С деятельностью учеников особо почитаемого в народе Ходжи Ахмеда Яссауи связано много исторических мест. Среди них весьма оригинальным памятником является комплекс Султан-эпе. Многокамерная подземная мечеть, вырубленная в скале, находится на борту каньона и связана с именем святого Султан-эпе. Со стороны террасы каньона к ней устроены многочисленные ступенчатые подходы. Для укрепления перекрытия установлены каменные колонны. Характер духовно-культовой направленности памятника позволяет на уровне рабочей версии рассматривать подземную мечеть Султан-эпе как ханаку-обитель (монастырь) некой суфийской общины, построившей ее в период ХШ-ХV веков. Эта гипотеза носит характер предварительного заключения. Находящийся рядом небольшой некрополь представлен различными типами надмогильных сооружений: сагана-тамами, ящиками-саркофагами, кулпытасами с койтасами, оградами, выполненными в технике горизонтальной кладки и из вертикально врытых в землю каменных плит. На территории некрополя имеются многочисленные осколки кремниевой индустрии эпохи неолита. Султан-эпе – уникальный памятник древности IX-XII вв. В отличие от мечетей Бекет-Ата, Шопан-Ата, Шакпак-Ата, он не является городом мертвых, местом захоронения людей. Имеются в окрестности одиночные захоронения, но они не показательны. Не обнаружено захоронения здесь и самого суфия Султан-эпе. Диковинка окрестностей Султан-Эпе-сай - зеленое ущелье с обрывистыми скалами, заросшими пахучим боярышником, кустарниками с белыми мелкими цветочками. Заросли благоухающей мяты скрывают острые камни. И птичий щебет, трель на разные голоса разносится по всему ущелью. Вот что рассказывает легенда о происхождении зеленых этих зарослей. Чудом появились сады на равнине Султан-Эпе-сай. Произошло это так: однажды Хейрулла-суфий сидел в уединении. Подошли к нему несколько человек. Одни говорили, что из святых величают Султан-эпе, другие – Мюхтим-Баба, который, благодаря одному слову, смог лысые горы покрыть густой порослью. Услышав это, Хейрулла, ученик Султан-эпе, воскликнул: - Если Мюхтим-Баба, имеющий ничтожную частицу достоинств, сумел одним словом произвести сады, то Султан-эпе может вот что. Взойдите на эту гору и увидите на ней сады, какие душа пожелает. Сторонники Мюхтим-Баба назвали Хейруллу безумцем, но ради любопытства все же поднялись на гору и увидели следующее: Хейрулла в порыве всплеска эмоций завертелся на одном месте, как юла, потом быстро побежал на гору и неожиданно упал. Свидетели произошедшего увидели, как на только что пустовавшей земле возникли зеленые деревья. Поверили тогда люди в чудодейственные силы Султан-эпе и, конечно, в способности его ученика. Что может быть лучшим показателем дара учителя, как не талант и умения его учеников, вдохновленных наставником. Согласно книге «Сборник сведений о кавказских горцах, предания адаевцев о святые секты ханафие, живших и умерших на Мангышлаке» (Вып. 7. Тифлис, 1873 г.), Султан-эпе является сыном небезызвестного среднеазиатского поэта-мистика Хаким-ата (Сулеймана Бакыргани) - ученика Ахмеда Яссауи и Амбар-ана. В дневниковых записях участников первой научной экспедиции на Мангышлак, организованной в 1825 году Ф.Бергом, собран легендарный материал о родословной Султан-эпе. Однажды Ходжа Ахмед Яссауи сидел в мечети. По окончании молитвы он обернулся на учеников и увидел, что один из них, Гаким ата, вышел из мечети спиною к двери, держа Коран на голове. Ходжа Ахмед удивился: - Зачем ты несешь Коран на голове? - Считаю кощунством носить Коран за плечами, потому как в нем заключается божье повеление. Неприлично также оборачиваться спиною к Учителю, у которого я изучал божьи мудрости и обряды религии. Такое почтение заставило Яссауи взять на воспитание этого мальчика. Со временем Гаким ата стал мюридом (учеником) великого суфия. Когда ученик достиг совершенства в познании Тариката, Ходжа-Ахмед благословил его на служение в Хиву. И уверил, что именно там он обретет семью, детей, и благодаря своим стараниям, многих своих учеников сделает мюридами. Так и произошло. Отправился Гаким ата верхом на верблюде в путь. На берегу Хивинского моря, на конце одного из пастбищ, верблюд остановился. И стал громко реветь. И упрямо не желал продолжать дорогу. Как потом оказалось, это пастбище принадлежало Бура-хану. Пастухи хана приняли за дерзость остановку путника на ханских землях и хотели побить за это. Но Гаким ата обратился к помощи деревьев: «Удержите их». В то же мгновение деревья своими ветвями захватили трех пастухов. Остальные пастухи в испуге бежали. Бура-хан, узнав о случившемся, послал к незнакомцу своего лучшего визиря Абдулла-Сердара. Визирь рассказал, что пришельца зовут Гаким ата, отца его – Гаким-Сулейман, а наставника - Ходжа Ахмед Яссауи. Из беседы с Гаким ата визирь понял, что деревья задержали пастухов оттого, что они не были угодны Богу. Узнав об этом, сам Бура-хан пожелал стать мюридом Гаким ата и пошел к суфию за благословением. Хан провозгласил его в своих владениях Пиром, то есть наставником. В подарок великому святому Бура-хан отдал в жены свою любимую дочь-красавицу, 100 верблюдов, 100 лошадей, 100 баранов и 100 голов рогатого скота вместе с конюхами, пастухами и рабами. Гаким ата, в свою очередь, приказал деревьям отпустить задержанных пастухов. Очень скоро слава о способностях Гаким аты облетела всю степь. На том самом месте, где когда-то споткнулся верблюд и остановился, воздвигли большой город и назвали его Багиргань, что означает «рев, крик». Дочь же Бура-хана, Анбарь, жена Гаким аты, родила троих сыновей: Мухамед-Ходжа, Аскер-Ходжа и Гюбби, прозванного казахами Султан-эпе. Два старших сына учились в школе, расположенной в пятнадцати днях пути, а младший, Султан-эпе, очень похожий на отца, воспитывался дома. Вместе с ним воспитывался один из талантливых учеников Гаким ата – Шейх-Саэте, изрядно преуспевший в познании тариката. Однажды Гаким ата с супругой решили проверить, кто же более способный: их сын или ученик. Для этого, выйдя далеко в степь, он громко окликнул обоих по именам. Первым явился Шейх-Саэте. Султан-эпе не явился и после повторного зова. Он пришел лишь через несколько часов и принес с собой двух оленей. Отец, обидевшись, отказался от подарка сына. Сын поспешил объясниться и рассказал о том, что на Большом (Каспийском) море разбились два судна. Тонущие позвали на помощь: «О, Султан-эпе, помоги!». Тот, услышав, не смог отказать в помощи. При этом опоздал на зов отца. Гаким ата не поверил сыну: слишком велико расстояние до Большого моря. Тогда Султан-эпе предложил потрогать свое мокрое платье и показал на спине следы веревки, с помощью которой он вытаскивал тонущие лодки на берег. Действительно, на спине сохранились кровавые полосы, образовавшиеся от трения веревки. Сын добавил, что спасенные пообещали принести дар через пять месяцев в размере 10 000 теньге (мелкая хивинская серебряная монета, равная 2-м рублям). Ровно через пять месяцев эти деньги были принесены. Тогда и убедился отец, что его сын обладает способностью творить чудеса. Конец одной притчи ведет к началу следующей, - так говорят сказители, заметив внимание слушателей. Однажды Султан-эпе спросил своего отца: – Отец, где ты совершаешь обязательную утреннюю молитву? – Летаю в Кааб и там молюсь. – Это очень беспокойно. Можешь ли ты сделать так, чтобы Кааб сам являлся сюда? – Нет. Если ты сможешь, – сделай. На следующее утро Гаким ата, войдя в мечеть, увидел Каабу и множество людей, молившихся при нем. Он присоединился к большому числу молившихся. Такого чуда не ожидал отец от своего сына. Было и такое. В праздник Курбанайта собрались мюриды Гаким ата. Накрыли богатый дастархан, зарезали 10 быков. Султан-эпе на этом торжестве не смог присутствовать. И никто из гостей не позаботился о том, чтобы оставить кусочек мяса для отсутствующего. Султан-эпе обиделся. Гаким ата же сказал: «Кто делал это дело, тот получил свою часть, а кого не было, тому ничего и не следует». Тогда сын попросил мюридов своего отца принести ему шкуры и кости убитых быков, а отца озадачил оживить животных. Гаким ата сказал, что не в силах исполнить желание сына. Тогда после разрешения отца принялся за дело сам. «Бисмиллях!»– воскликнул Султан-эпе и, слегка ударив по кучке собранных шкур и костей, произнес: «Волей божею, вставайте!» Быки ожили и пошли на пастбище. После этого чуда Султан-эпе навсегда покинул отца и мать и стал невидим. Долго еще Гаким ата искал исчезнувшего сына. Но поиски были тщетными. Легенды рассказывают, что Мухамед-Ходжа и Аскер-Ходжа тоже разыскивали своего брата - Султан-эпе. Вдоль и поперек исходили полуостров Мангышлак. Здесь они остановились на всю жизнь. Будучи святыми, много доброго сделали они для местных жителей. После смерти были похоронены близ родника Мерет-Эне. Что же касается Гаким ата: узнав о грубом обращении его с сыном, Ходжа Ахмед Яссауи наказал последнего: «Да течет вода над твоей могилой в продолжение сорока лет». И когда умер Гаким ата, его похоронили возле Ургенчской реки (Амударья), которая через время изменила свое течение, тем самым разрушила город Багиргань. И ровно сорок лет текла над местом захоронения Гаким ата. Примерно через сто лет после исчезновения Султан-эпе на Мангистау поселились ногаи. Легенды повествуют, что среди кочующих ногаев был один мулла, обучавший детей грамоте. Среди его учеников был слабый и хромой мальчик по имени Хейрулла. Над ним издевался кто как мог: каждый день он получал в школе побои, его бил и гулла, а дома- родители. Сверстники также издевались над ним и постоянно обижали его. Однажды Хейрулла ушел далеко в степь, где решил свести счеты с жизнью и не сносить от всех унижения и издевательства. Но Султан-эпе сохранил ему жизнь. Когда мальчик, обессилив от слез и душевных страданий, уснул, святой старец вдохнул в него знания и мудрость. Он повелел Хейрулле построить мечеть в том самом месте, где увидит орла, сидящего на земле. Когда мальчик вернулся в аул, он отвечал на вопросы муллы, взрослых как умудренный жизнью человек, познавший суть истины, - грамотно, мудро, взвешенно. Мудрости мальчика дивился весь народ. Хейрулла же после этого ушел в степь и вернулся к отмеченному месту. Каждый раз, прикасаясь руками к большим камням, он произносил имя святого: «О, Султан-эпе!». Камни, к которым прикасались руки мальчика, легко поднимались и укладывались туда, куда нужно было. Так Хейрулла быстро построил мечеть. После этого чуда мальчика стали называть почтительно суфием. Имеется дополнительная информация о туркестанском ученом и философе Ходже Ахмеде Яссауи, - талантливейшем ученике Арыстан бабы. Заметное влияние в распространении ислама в Центральной Азии оказал святой Карабура хан, у которого были сын Козы Тегин и две дочери - Амбар-биби и Бегим-сулу. К сожалению, о Козы Тегине точных сведений не осталось. Дочь же старца, Амбар биби, вышла замуж за ученика Ходжи Ахмеда Яссауи Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата). Сулейман Бакыргани - один из основоположников суфийской литературы идидактики, философ, ученый и поэт, один из четырех известных последователей и учеников Ходжи Ахмеда Яссауи, в народе прозванный туркестанским пиром. Родился в начале XII века (1186 год) в городе Туркестан. Обучался грамоте в Самарканде, Бухаре, Хорезме, Шаме. Согласно исследованиям известного тюрколога, А. Борова, поэмы Сулеймана Бакыргани написаны на понятном всему тюркскому миру огузо-кипчакском языке. Он продолжил тенденцию суфийской поэзии, писал религиозные хикметы, еще при жизни стал святым. Учил народ гуманности, высокой нравственности. Оригиналы его произведений, к сожалению, не сохранились, копии датируются XV веком. Одна из его рукописей, написанная в XVII веке, хранится в архиве Национальной библиотеки РК. В1848 году, а затем и в 1898 году в Казани были опубликованы две книги ученого - «Акырзаман» и «Биби Марьям», повествующие о матери пророка Исы. Эти книги использовались в качестве учебных пособий во многих религиозных школах. Известный казахский ученый, ориенталист, историк, этнограф, географ, просветитель XIX века Чокан Валиханов в своем дневнике, куда он заносил записи о путешествии в Кашгарию в 1858-1859 годах, писал: «От Сулеймана Бакыргани остались Айша-биби и ее брат Ерхубби. А у Амбар-ана после того, как она вышла замуж за Зенги-баба, родился еще один сын, Алиаскар». Этнограф Г.П. Снесарев заметил, что «в основе имени Султан Хубби (Султан-эпе) лежит иранское слово «об», что в переводе означает «вода». Предшественником его, например, считается антропоморфный водяной дух Убю, представления о котором были распространены у населения Южного Казахстана. С другой стороны, туркмены Ташаузской области Туркменистана характеризуют его как исчезающего святого: «Сын святого Хаким-ата Султан-эпе неизвестно куда ушел, исчез, когда был живой. Но он помогает, если попросить у него помощи». Однако, как известно, аулие Султан-эпе появляется на Мангышлаке, недалеко от моря. У казахов считается, если тонущие на воде обратятся с молитвой к Султан-эпе, то непременно будут спасены». Особого внимания заслуживают каньон и колодец Султан-эпе. Колодец с питьевой водой превосходного качества и, как утверждают местные жители, обладающий целебными свойствами, расположен в 6 метрах от обрыва. Родник Султан-эпе упоминается в записях П. Ломакина 1870 года, но в них нет сообщения о колодце. Из этого можно предположить, что колодец был сооружен позднее - в конце XIX века. Выдержан он в мангистауском архитектурном стиле и также датируется последней четвертью XIX века. Характерная черта стиля - филигранное прилаживание (айкель) обсадных камней друг к другу, сужение внутреннего диаметра колодца к устью по правильной геометрической кривой, придание ему внешнего эстетичного вида, шлифование. Живописный каньон Султан-эпе очень глубок. По его дну протекает ручей. Склоны и дно ущелья покрыты густыми зарослями ежевики, жостера, катрана, шелковицы, тёрна и буйным разнотравьем. В сочетании с обрывистыми скалами, обрамляющими ущелье, они создают неповторимый пейзаж. Являясь своеобразным оазисом, урочище привлекает множество разных животных и птиц. Каньон облюбовали и лисица-корсак, длинноиглый ёж. Из птиц здесь гнездятся розовые скворцы, щурка зелёная и золотистая, орлан и другие. В трех километрах от него открывается прекрасная панорама морского побережья. Комплекс Султан-эпе принят на государственный учет и находится под охраной.

Дочерние организации

Партнеры