Ханга-Баба и Махтим-Баба
Одним из интереснейших мест Тупкарагана считается урочище Ханга-Баба, расположенное на трассе Великого Шелкового пути. Хотя путь до этого места извилист, любители местных достопримечательностей никогда не проезжают мимо. Еще бы: посреди выжженной пустыни зеленый оазис. Там, в ущелье, струятся родники. Существовало здесь некогда шелковое производство, так как шелковицы (тутовник) росли в бесчисленном множестве. Некоторые из них в ущелье Ханга-Баба сохранились и по сей день. Старые деревья с извивающимися стволами, выходящими на поверхность земли кореньями, укрывают своей тенью родники, которые пробиваются из скал. Вот что написал в знаменитых путевых заметках «Жизнь казахских степей» после посещения этих мест известный польский художник Бронислав Залесский: «Ханга-Баба - так называется ущелье, которое находится в тридцати километрах от Новопетровского укрепления. Это ущелье отличается тем, что в нем растут тутовые деревья. Несколько стволов, правда, иссохших, но больших по размеру, свидетельствуют о том, что при должном уходе здесь можно было выращивать рощи… Деревья в степи представляют столь большую редкость, что становятся предметом культового поклонения. Каждый казах, проходя мимо дерева, обязательно остановится, снимет с верблюда или лошади попону, расстелет покрывало и, присев на корточки, прочтет молитву, подвесит к ветвям лоскут материи, оторванной от своей одежды, кусок бараньей шкуры или немного конского волоса. Казахи убеждены, что такой ритуал приносит благополучие, предохраняет от болезней, обеспечивая долголетие. Вот почему можно встретить не только деревья, но и кусты, увешанные подобными приношениями. Срубить такое дерево – большое святотатство. Степной орел, свивший на нем себе гнездо, находится в полной безопасности, потому как на священном дереве никто не станет его беспокоить». Упоминания о крепости Ханга в одноименном урочище имеются в древних источниках, в летописях многих исследователей. В работе профессора Московского госуниверситета С. П. Толстова сказано: «Во втором веке до нашей эры в пределах Центральной Азии существовал крупный город Хорезма – Ханга. Жителей этого города называли канли, хангуями. В I-IV вв. до н.э. Крепость Ханга-Баба служила Хорезму западным бастионом. Там был сосредоточен основной центр торговли и охраны государства. В округе Ханга-Баба много захоронений, что свидетельствует о большом количестве людей, когда-то там живших». Н.П.Ломакин, побывавший в 1870 году в этой местности, писал: «Урочище Ханга-Баба находится на расстоянии от форта в 25 верстах. Хорошей пресной воды в шести колодцах глубиной не более сажени и в нескольких родничках имеется в достаточном обилии. В Ханга-Баба была прежде большая туркменская мечеть, при ней несколько школ и странноприимный дом, остатки стен коих видны еще теперь. По склонам оврага, спускающегося по развалинам, растет около 800 тутовых деревьев, которые казахи берегут. И всякий считает грех обломить даже прутик. Подле, в оврагах, у колодцев Султан-Эпе и Мерет, также находится до 500 таких деревьев, единственных на весь край, если не считать сада подле форта да другого небольшого садика в овраге у дальнего маяка». Некогда в этом урочище жил святой человек из племени кангли, почитаемый местными жителями. Звали его Ханга-Баба. Дом, в котором он жил, состоял из нескольких маленьких комнат. Центральная зала имела форму круга и была укреплена столбами. В стенах ее устроены ниши. По-видимому, когда-то здесь располагалась школа, мечеть. Есть предположение, что Ханга-Баба был из просвещенных людей своего времени, законодателем этого края или одним из создателей неписаного кодекса казахов, который долгое время составлял их обычное право, применяемое в степи. Неписаные законы казахских степей уже давно канули в Лету. Что же касается Ханга-Баба, то аксакалы до сих пор чтят этого святого. И до сих пор в урочище Ханга-Баба стоят развалины постройки, в которой некогда эти законы преподавались. На окрестных холмах, в долине Ханга, расположено порядка 250 могил (XV-XX вв.). В основном, это койтасы и кулпытасы. Следуя обычаям предков, местные жители погребали мертвецов неподалеку от жилища святого. В урочище, называемом Ханга, есть могила святого Махтим-Баба, потомка Имама Гуссейна. Родом он был из Персии, из места Курекал, поселения туркмен. Пустынными были в те далекие годы окрестности Ханги, не было ни одного деревца, дарящего тень. Однажды мюриды пришли к Махтим-Бабе за позволением прогуляться в более живописном месте. Махтим-Баба, поняв их тоску по зелени, попросил об одном: - Сегодня никуда не уходите. Если же завтра не найдете вблизи садов, то позволяю вам идти. Мюриды послушались и остались. На следующий день утром они удивились чуду - ближайшая гора покрыта превосходными раскидистыми деревьями, с плодами и ягодами. Очарованные таким зрелищем и удивленные совершившимся чудом мюриды покаялись в грехе найти лучшие места. С тех пор число мюридов в этой местности с каждым днем стало увеличиваться. После смерти Махтим-Бабы сады стали гибнуть. Исследователи второй половины XIX века писали, что сохранилось лишь несколько тутовых деревьев, которые по-прежнему ветвятся. Стволы их от древности перекручены затейливыми узлами - памяти прежних лет. Говорят, подобные узлы богиня Мнемосина завязывала, чтобы запомнить какое-нибудь событие. Правда, эта богиня жила далеко за морем. А на этой земле своих богов хватает. Так или иначе, а в тени этих деревьев и по сей день отдыхают пастухи, путники и случайные зеваки, как мы с вами, желающие удивляться достопримечательностям края. Урочище тоже считалось священным. Этому свидетельство шесты по углам развалин и насаженные на них верблюжьи головы. Кто же посадил этот диковинный сад? Есть предположение, что построенное святилище связано со священным почитанием тутового дерева и водных источников, имеющих доисламские корни. В котловине урочища в большом количестве произрастает мята (жалбыз), создающая неповторимый аромат. Нередки здесь и желтые головки одуванчика. Ждешь с нетерпением, когда же эта желтая головка обратится в воздушно-белый шарик и разлетится во все стороны света, рассказывая о своей родимой стороне.