Данышпан-Ата
Более сотни памятников располагается на территории некрополя, в основном надгробия малой формы, койтасы. Несколько кошкаров стилизованной формы украшают небольшую поминальную долину, впрочем, как и шарыктасы, фигурно обработанные подставки, предназначенные для возжигания ритуальных лучинок. Обращают внимание два захоронение типа саркофаг, напоминающие кавказские дольмены, а также высоченный кулпытас с великолепной рельефной живописью. Необработанные камни, вертикально воткнутые в землю, говорят о том, что этот некрополь имеет древнюю историю. На вершине горы из темных каратауских камней выложен курган с двумя небольшими ложбинками, удобными для молитвы. Это захоронение венчает шест, на котором прикреплены внушительных размеров рога горного барана – архара.
Сохранился «Отчет экспедиции под руководством Ф.Берга» (1825). В «Отчете» рассказывается о том, что Данышпан (Далисман) – это мулла аулие, религиозный проповедник и просветитель из рода ходжа. Он был одним из мюридов Ходжа Ахмеда Яссауи, отправившихся на Мангышлак распространять суфизм. «Данышпан» в переводе обозначает «гений». Будучи просвещенным человеком, он участвовал в открытии духовных школ, предназначенных для обучения детей и взрослых различным наукам. Согласно легенде, записанной российскими исследователями XIX века:
Однажды Данышпан ата сидел в размышлениях на вершине одной из Кукайских гор. К нему подошел юродивый и сказал:
- Я слышал, что на Мангышлаке есть место, прославленное чудесами Султан-эпе, сына Гаким ата. Собираюсь идти туда помолиться.
- Я пойду с тобой, – произнес Данышпан ата.
- И я пойду туда с тобой,– раздался голос горы.
- В таком случае, я сяду на тебя, и поедем, – сказал Данышпан ата горе.
Гора тронулась с места и направилась к западу. Когда она приблизилась к Мангышлаку, Данишпан ата слез с горы и отправился пешком на поклонение святым местам, прославленным чудесами Султан-эпе, произнеся:
- К святым местам неприлично подъезжать верхом.
Ученые по-своему объясняют движение гор. Простой же люд по этому поводу говорит, что горы не только расступаются перед святыми, но и останавливаются в приближении к ним. Это следствие великого почтения самой Матушки-Природы. А что до человека, так он компанию составит не только себе подобному, но и горам, лишь бы цель была хороша.
В низине некрополя имеются остатки строения, возможно мечети, сложенной из камня, типичного для древних каратауских гор. Сохранились нижние слои сооружения и две вертикально установленные глыбы, скорей всего вход в мечеть.
Еще одна история советского периода помнится таучикцам: жил в Таучике мулла, поэт Тумен Балтабас. В возрасте 60 лет ему довелось работать разнорабочим в Махачкале. Где платили, туда и подвязывались. Однажды там ночью он увидел сон: весь народ поднимается и пешком идет на Данышпан Ата. А на горе стоит жеребец и беспокойно смотрит в даль, на запад. Тумен увиденное прокомментировал своим землякам так:
- Земляки, нам нужно возвращаться на родину. Что-то неладное нас ждет.
Так и случилось. Вскоре началась Великая Отечественная война.
Многое предсказанное Туменом сбылось, ни однажды его брат с фронта посылал письма и рассказывал об этом. НКВД-шники, читая письма, решили арестовать его, якобы Тумен все знал, а никого не предупредил, вот и застали фрицы россиян врасплох. Арестовали Тумена на 25 лет. Прощаясь с родными, Тумен сказал:
- Ждите меня через три месяца или через три года.
Так случилось, что жена начальника гурьевской тюрьмы заболела психическим расстройством. Все попытки начальника тюрьмы вылечить супругу врачебным способом были тщетными. И обратился к помощи Тумена. Тот, осмотрел больную и стал читать молитвы, долго беседовать. Вскоре жена тюремщика излечилась. Тюремщик под свою ответственность выпустил Тумена, попросил жить скромно и закрыто - время такое сложное. Вот какие истории связаны с горой Данышпан Ата и одноименным некрополем.