astana-view

Введение маркировки товаров в ТС губительно для казахстанских предприятий

11 Сентября 2014
10487 просмотров

 

Представители Ассоциации легкой промышленности и предприятий торговли Казахстана бьют в набат. Новые правила маркировки товаров легкой промышленности, призванные якобы побороть контрафакт на рынках Евразийского союза, могут нанести вред отечественному производству и усложнить торговлю. Экономическая целесообразность этого решения до сих пор не доказана, заявляют в Национальной палате предпринимателей (НПП). Правительство Казахстана пока не выработало окончательную позицию по этому вопросу. При этом на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) уже идут разговоры о расширении этих правил на все товары народного потребления.

28 апреля текущего года ЕЭК приняла Решение №28 под названием - «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности». По сути, этот документ должен стать фундаментом для формирования на территории Евразийского союза системы маркировки всех товаров легкой промышленности, за исключением той, что идет на экспорт.

Идея на первый взгляд благая – отгородить общий рынок от контрафактной продукции. Однако дьявол кроется в деталях и чем обернется для Казахстана это решение, вызывает большие вопросы.

Примечательно, что под соусом борьбы с контрафактом российские и белорусские представители в ЕЭК предлагают ввести маркировку товаров на базе RFID-метки, отличающейся от других своих аналогов, прежде всего, дороговизной.

«Себестоимость нанесения такой маркировки варьируется в пределах 15-20 тенге за единицу товара. Поскольку рыночная стоимость большинства текстильных изделий отличает низкая стоимость и большую импортную составляющую, внедрение на законодательном уровне RFID-маркировки может серьезно подорвать финансовое состояние отечественных производителей и торговых предприятий», - заявил представитель НПП РК.

По данным Ассоциации легкой промышленности Казахстана, отечественное производство и так переживает не лучшие времена. Так, отечественное производство обеспечивает около 12% внутреннего рынка и около 1% обувного рынка, отмечают в профобъединении. Остальное, добавляют там, приходится на импорт.

Помимо вопросов производства, как уточняют в НПП РК, эта новелла затрагивает интересы оптово-розничных торговцев этой продукцией. «Внедрение системы маркировки товаров легкой промышленности на базе технологии RFID вынуждает торговцев приобретать за свой счет специальные считывающие устройства. Их стоимость варьируется примерно от €800 до €2500»,- отмечают в Ассоциации предприятий торговли.

Здесь стоит заметить, что заводы по производству RFID-меток в ТС имеют только Россия и Белоруссия. Понятно, что в случае внедрения новой маркировки на базе технологии RFID, к кому на поклон с деньгами пойдут отечественные производители и импортеры. А деньги здесь крутятся немалые.

По данным ТОО «Универсал», которая занимается маркировкой товаров в Казахстане на базе QR-кода, и которая предлагает свои услуги в качестве альтернативы RFID, только по табачному рынку оценивает объем заказов в размере 20 млрд тенге в год. И это при цене одного QR-кода в 10 тенге.

Не нужно иметь семь пядей во лбу чтобы понять, что в таких условиях, миллиардные издержки в виде производства и нанесения этих самых маркировок лягут на плечи бизнесменов и потребителей, что и без того осложнит положение находящегося в зачатке производства. А если учитывать тот факт, что Казахстан по большинству товаров народного потребления страна импортозависимая, то и проблемы с контрафактом не носят той остроты, как в Белоруссии и России. Вопрос, зачем тогда идти на поводу у этих стран в вопросах столь жесткого контроля производства, остается открытым.  

Впрочем, даже если бизнес будет тратить на эти цели миллиарды тенге на ежегодной основе, мы не будем знать, с чем и как боремся. В НПП РК прямо заявляют – экономических расчетов на этот счет в ЕЭК до сих пор не представили. Другими словами, у инициаторов элементарно нет сведений об объеме производимой в Казахстане контрафактной продукции. Как в таком случае будет оцениваться эффективность введения этой маркировки, которую навязывают отечественному бизнесу, никто не может сказать. 

Для справки напомним, что в Казахстане уже действует механизм борьбы с контрафактом при помощи акцизов, акцентируют в НПП РК. Так есть ли смысл усложнять условия ведения бизнеса для отечественных производств и импортеров, когда отсутствует обоснованный расчет, задаются вопросом представители бизнес-сообщества.

«Основной аргумент, который приводят в ЕЭК – опыт Белоруссии, которая уже как 8 лет использует эту маркировку. На заседаниях, в которых мы участвовали, были вопросы, как повлияло внедрение этой системы маркировки на динамику доли контрафактной продукции на рынке, производство, а также рост платежей в бюджет. Конкретных ответов на эти вопросы мы до сих пор не получили», - подчеркнули в НПП РК.

С учетом дороговизны самой маркировки и отсутствия расчетов экономической целесообразности от ее внедрения в Казахстане, принятие поспешного решения может ударить по отечественному производству, которое будет иметь негативный социальный оттенок, считают в НПП.

Более того, как отмечают представители НПП, в ЕЭК уже озвучивается идея расширения спектра маркируемых товаров на все товары народного потребления. В ситуации, когда Казахстан по большинству таких товаров остается импортозависимой страной, это дает шанс конкурентам из стран ТС, и прежде всего России, усилить свою экспансию в Казахстан. 

«Речь идет о существовании отечественных предприятий легкой промышленности, на котором преимущественно заняты женщины, инвалиды и другие категории социально уязвимых слоев населения», - подчеркивают в Ассоциации легкой промышленности РК.

Признают проблему и в АО «Национальные информационные технологии», которое в случае внедрения RFID-маркировки будет наиболее вероятным разработчиком программного обеспечения для ее работы на территории Казахстана. «Сейчас проговаривается вопрос проведения экономических расчетов влияния от внедрения сертификации товаров легкой промышленности на базе различных технологий», - добавляет представитель НПП.

В заключение хочется напомнить слова президента Казахстана о том, что Евразийский союз является экономическим объединением, где все решения принимаются на основе консенсуса. И Национальная палата предпринимателей прямо заявляет, что против введения института маркировоки.

Будет ли услышан голос казахстанского бизнеса в кабмине, а дальше и в ЕЭК пока не ясно. Все предложения бизнес-сообщества Казахстана к правительству вынести вопрос внедрения маркировки товаров легкой промышленности на национальный уровень по принципу добровольности остаются безответными. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры