astana-view

Новые правила ЕАЭС могут погубить легкую промышленность Казахстана

17 Сентября 2014
4296 просмотров

В Евразийском экономическом союзе намерены ввести новые правила маркировки товаров легкой промышленности – то есть одежды, обуви, тканей и так далее. Межгосударственная комиссия уже взялась за работу по этому вопросу и даже начала принимать решения. Нововведение объясняют борьбой с контрафактной продукцией. Казалось бы, благо для производителей. Однако отечественные бизнесмены не просто недовольны этой мерой. Они в ужасе. Почему? - на Радиоточке в передаче "Своими словами" объясняют директор ТОО "Медиатекс-Н" - предприятия по производству головных уборов Олег Носов; президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова и председатель Независимого профсоюза по защите малого и среднего бизнеса Елена Мотькина.

Марина Михтаева: Давайте обсудим подробнее, что вас настораживает в этой благостной, на первый взгляд, инициативе?

Любовь Худова: Относительно маркировки. Позиция наших производителей, конечно, однозначна – на данном этапе это экономически нецелесообразно. Во-первых, она дорогостоящая, во-вторых, не даст того эффекта, который на нее возлагается. Цель ее – улучшение качества, борьба с контрафактной продукцией – она не решит этот вопрос, потому что сегодня на внутренний рынок проникает и поступает продукция недекларированная, несертифицированная, по большей части, вообще без всяких опознавательных знаков. Эта вся нагрузка ляжет, в первую очередь, на всех отечественных товаропроизводителей, которые легально работают на рынке, имеют рабочие места, внедряют новые технологии, легально платят налоги.

Марина Михтаева: Любовь Николаевна, извините, что я вас перебила. Чтобы было понятно, о чем идет речь. Все мы знаем акцизы. Это будет что-то наподобие марочки, которая будет приклеиваться на конечную продукцию, я правильно понимаю?

Любовь Худова: Это метка такая, уже как бы встроенная в маркировку того или иного изделия. И она должна встраиваться уже при импорте товаров.

Марина Михтаева: То есть предприятия, входящие в вашу Ассоциацию произвели, допустим, юбку. Они будут продавать ее на териитории Евразийского экономического союза. Они должны маркировать этой меткой свою вещь. А до этого не было никаких марикровок?

Любовь Худова: Вообще есть у нас закон о маркировке, согласно которому вообще вся продукция должна быть замаркирована. Должно указываться наименование производителя, его адрес, телефон, ГОСТ, по которому выпускается это изделие. Но этого ничего не происходило и не происходит. Кроме того, у нас действует технический регламент Таможенного союза на продукцию легкой промышленности и на продукцию детских изделий. Но практически на внутреннем рынке никто не контролирует при реализации продукции, соответствует она техническому регламенту или не соответствует. Нет органа, который бы осуществлял контроль за продукцией. Получается так: на рынок продукция поступает, сегодня ее никто не контролирует, а метка будет очень дорогостоящая прикреплена к изделию…

Марина Михтаева: Олег Борисович, перед интервью вы строили интересные прогнозы, как может развиваться ситуация. Расскажите нам и слушателям, пожалуйста, как вы это видите?

Олег Носов: В процессе импорта товаров легкой промышленности будет наноситься некая маркировка. Что она собой представляет? Это некий стикер, который наклеивается на этикетку и, начиная от пересечения границы, можно будет отслеживать товар поединично непосредственно до момента передачи его потребителю.

Марина Михтаева: Вы произвели товар, приклеили стикер, на таможне зафиксировали, что он прошел границу, поступил на оптовый склад – там зафиксировали, поступил в магазин – там зафиксировали, продали – всё. Кто процесс будет контролировать?

Олег Носов: Собираются создать некие государственные органы, которые будут контролировать весь этот процесс прохождения товара, начиная от производства. Вне зависимости от того, сделано ли это за границей или на территории Таможенного союза. Сама стоимость этой метки, по прогнозам наших российских партнеров, порядка 20 тенге. Много это или мало? Трудно сказать. На днях я купил своему ребенку носки производства карагандинской фабрики за 100 тенге. Если марка, по прогнозам, стоит 20 тенге - без учета стоимости всего транспорта из Москвы, еще расходов, которые связаны с доставкой этих марок до производства – это составляет уже 20%. Со всеми этими расходами, я думаю, что может превысить и 30%. Повышение цены на 30% за счет марки -  я считаю, это много. И вряд ли это целесообразно. И в конечном итоге всё ложится на стоимость, которую платит потребитель, снижает конкурентоспособность продукции в связи с повышением себестоимости и так далее.

Марина Михтаева: Пока мы не очень далеко от этого ушли: когда есть правила и есть контроль, всегда есть риск, что товар потеряется, его украдут со склада, и будут у кого-то проблемы, кого-то будут наказывать? Коррупционная составляющая возможна?

Олег Носов: Контроль государственных служб на всех этапах предполагает рост коррупции в условиях нашей страны, нашей системы. Будет – может, и не взрыв – но рост коррупции. Тем более, здесь важно, чтобы на каждом этапе прохождения товара от производства до оптовика и дальше в розницу было чёткое фиксирование и чёткое списание этих товаров. Несписании этого товара в рознице очень вероятно в силу того, что на наших рынках будет производится реализация. Там сегодня нет кассовых аппаратов элементарных. И это считывающее устройства за 800-2500 евро будет наверняка неподъемным для розницы.

Марина Михтаева: Мы очень плавно подошли к вопросу, который я готовила для Елены Аркадьевны. Вы представляете профсоюз малого и среднего бизнеса. В него входят торговцы, так?

Елена Мотькина: Да, торгующие на рынках Алматы, которых у нас на сегодняшний момент 35. И около 20 тысяч торгующих. Сейчас, может быть, немного меньше. Они поставляют товар из стран дальнего, ближнего зарубежья – это Китай, Турция, Иран, Пакистан.

Марина Михтаева: У них подчас нет даже кассовых аппаратов…

Елена Мотькина: Да, мы согласны. Мы вводили аппараты кассовые, то есть наше государство ввело в 2013 году, но они не прижились, и их отменили. Сегодня торгующие работаю по патентам.

Марина Михтаева: Осилят ли они считывающее устройство, необходимое для того, чтобы эту маркировку фиксировать? Как сказал Олег Борисович, она может стоит от 800 до 2500 евро.

Елена Мотькина: Цена, может быть, высокая даже для оптовика, уже не говоря о рознице. И потом, мы говорим, она все равно ляжет в стоимость продукции. Поэтому, конечно, себестоимость повысится на 30%, учитывая все издержки транспортные, логистические, она может подняться и на 50%. У отечественных производителей те же самые носки, детские товары, обувь поднимется на 50-60%. Для конечного потребителя, для нас с вами – это неправильно. И еще говорили, что будут контрольно-надзорные органы, значит, будет коррупционная составляющая, которая на сегодня существует и без этой маркировки.

Марина Михтаева: Как говорили в самой Ассоциации легкой промышленности, казахстанское производство в довольно тяжелой ситуации. Оно обеспечивает около 12% внутреннего текстильного рынка и 1% - обувного. Остальное – импорт. Если учесть, что придется тратиться на закупку меток, установку необходимого оборудования, если цена товаров возрастет, может ли этого еще усугубить ситуацию в легкой промышленности?

Любовь Худова: Мы не с той стороны обсуждаем эту проблему. Ни в одной стране мира товар не заходит так, как заходит в нашу страну. Тоннами-кубами. С выплатами по весу. Никто не знает, сколько чего заходит. И нас что беспокоит? Это коснется только легально работающих отечественных производителей. А продукция как  завозилась тоннами-кубами, так и будет завозиться. И если не заставили кассовые аппараты поставить, никто не заставит это считывающее устройство установить. Мы просчитываем, что это даст в будущем. В будущем это ударит только по легально работающим проивзодителям. Поэтому мы считаем, что эта мера преждевременна. И к ней надо подготовиться серьезно.

На таможне вообще нет лабораторий, которые проверяли бы продукцию на соответствие техническим регламентам. И по весу она заходит. Отменить вообще эти весовые нормы! Вот этот бизнес челночный, который сегодня присутствует, надо вообще прекращать! Если предприниматели хотят развиваться, пусть легализуют свой бизнес и завозят, как положено. Почему легкая промышленность испытывает большие трудности? Потому что на внутреннем рынке созданы неравные экономические условия. Получается, что товар можно завезти по весу. А  отечественный производитель, например, швейные компании или даже Олег Борисович, который производит головные уборы, все комплектующие изделия импортируют. Это сложно: привезти комплектующие в страну, производить в стране, платить все налоги – получается, конечно, дороже по сравнению с тем, чтобы завезти несертифицированную, незадекларированную продукцию. Наш прогноз такой: это мера по борьбе с контрабандной продукцией вот этой меткой, маркировкой не решится.

Марина Михтаева: Олег Борисович, как легальный отечественный, честно платящий налоги производитель скажите, вам сложно работать в такой отрасли?

Олег Носов: Безусловно, конкурировать с контрафактной продукцией сложно, но хочется победить этот контрафакт. И какими-то другими способами. И их уже предостаточно – на законодательном уровне, администрированием таможенных процессов. Данная марка никаким образом не решит проблему. Она совершенно бесполезна. Я встречаю товары, которые у нас сейчас этой маркой отмечены, но это все товары, уязвимые для контрафакта, например аудио-видеопродукция. Ее сами предприятия, внеся эту марку в систему управления, отслеживают. Видимо, для того, чтобы где-то по пути реализации ее не подменили контрафактом. Но это все в нашей стране сейчас на добровольной основе. И предприятия это делают. Но вводя ее в масштабах страны в обязательном порядке, мы не достигнем цели и от контрабанды не избавимся.

Марина Михтаева: Национальная палата предпринимателей, которая беспокоится по этому поводу, приводила такие факты: заводы по производству меток находятся только в России и Белоруссии - чтобы их приобрести, нашим производителям, естественно, нужно будет платить этим заводам. Не кажется ли вам, что это пример лоббирования интересов отдельных участников Евразийского экономического союза, Таможенного союза?

Любовь Худова: Это, конечно, лоббирование интересов производителей Белоруссии. Потому что у них с 2005 года эта система маркировки внедрена и действует. Потому что у них почти все предприятия государственные, госконтроль четкий. И, конечно, у них нет в таком масштабе ввоза в страну контрабандной продукции. Там проще отслеживать. И, конечно, они лоббируют эти интересы, потому что вся информация будет скапливаться там, на их серверах. Они будут всё знать: сколько в Казахстане и чего происходит. Но мы же всё-таки в конкуренции.

У нас есть альтернативные решения. Есть в Казахстане разработчики, которые предлагают альтернативные решения по маркировке продукции. Мы рассматриваем так: да, на данном этапе это преждевременно, но на будущее надо готовиться. Когда мы придем к цивилизованному рынку, не будет ввоза тоннами-кубами в Казахстан, тогда можно будет постепенно вводить маркировку. И почему не использовать наших программистов, которые сегодня предлагают нам другую систему? Она, может быть, будет даже дешевле. Просто никто точные цифры назвать не может, во что это выльется. Надо хорошо подумать, изменить таможенное законодательство в этой части, навести порядок, а потом уже говорить об этом. Может быть, и сами производители захотят, когда будут равные конкурентные условия на внутреннем рынке.

Марина Михтаева: Любовь Николаевна, спасибо большое. Олегу Борисовичу не терпится что-то сказать.

Олег Носов: Я хотел бы добавить, что в частности в Белоруссии опыт по маркировке только подакцизных товаров – это спиртное, сигареты. И в основном во всех странах такая маркировка ставится только на подакцизные товары. Возможно, сами крупные компании и ставят эти метки на продукцию легкой промышленности, но это только в премиум-классе. Когда самой компании важно отслеживать прохождение товара, недопущения параллельного импорта и контрафакта. В нашем случае, особенно на товарах эконом-класса, дешевых товаров, мелких швейных изделий – это нецелесообразно.

Елена Мотькина: Мы тоже поддерживаем мнение наших производителей, тем более, что это наши, отечественные, производители, которые одевают народ наш. Мы придерживаемся той точки зрения, что можем отодвинуть рекомендации. Может быть, на законодательном уровне будут какие-то изменения по поводу таможенных правил.

Марина Михтаева: Елена Аркадьевна, скажите откровенно, как представитель организации, объединяющей торговцев. Они охотнее реализуют всё-таки импортный товар или нашего производителя?

Елена Мотькина: Естественно, рынок занят только импортным товаром. К сожалению моему, товар завозится с Киргизиив большом количестве – где-то процентов 5%, а так идет Турция, Пакистан, Иран, Китай.

Любовь Худова: Производители вынуждены продавать в фирменных магазинах и через свои сети. Потому что торговцы отвёрнуты, не лицом повернуты к отчечественному производителю.

Марина Михтаева: А почему? Не надо везти, не надо проходить таможню.

Любовь Худова: Ну как! Им же проще – по весу заплатил и завез товар любой. А здесь надо счет-фактуру, пятое, десятое. Торговцам самим надо легализоваться, потому что многие завозят товар как физические лица, вообще не имея ни патента, ни ИП.

И хотела еще добавить по Киргизии: да, товар дешевый, потому что они работают в низшей нише. Производят в основном из синтетических материалов - конечно, он дешевле. И потом киргизы тоже столько производить не могут, сколько они заняли: 5% рынка России, у нас где-то 15% только по одежде. По нашим данным, это и данные Всемирного банка, товар из Китая перемаркируется в том же Дордое. Этикетки срываются и пришиваются made in Kyrgyzstan. 

Так что, может, Белоруссия к этому и готова. А Россия еще даже не опробовала такую маркировку ни на каком товаре. И сразу предлагать в масштабах Таможенного союза!

Марина Михтаева: Бизнесмены не очень любят обсуждать свои проблемы. Почему вы на этот раз решили выйти с мнением?

Олег Носов: Мы считаем, что этот вопрос очень важный. Абсолютно для всех предпринимателей: производителей, торгующих. И решение о принятии маркировки коснется всех. Абсолютно всех!

О своем беспокойстве предприниматели сообщили в правительство. Но, по их словам, окончательной позиции у официальной казахстанской стороны по этому вопрос еще нет, и бизнесу, соотвественно, ни приятных, ни тяжелых новостей не озвучивают. Они рассчитывают, что внимание общественности сможет повернуть ход дела.

Спикеры отмечают, что особенно их поддерживает Национальная палата предпринимателей. Радиоточка также благодарна бизнес-ассоциации за помощь в подготовке передачи.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры