astana-view

НПП выступает против введения обязательной маркировки товаров легкой промышленности

18 Сентября 2014
1992 просмотров

По мнению руководства палаты, данная мера никоим образом не будет выгодна для казахстанского бизнеса.

НПП Казахстана выступает против введения обязательной маркировки товаров легкой промышленности в рамках Таможенного союза. Об этом в ходе пресс-конференции сообщил заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахим Ошакбаев, передает корреспондент Kazpravda.kz.

"Мы в целом выступаем против введения института маркировки. Официальная причина, почему ЕЭК, Россия и Беларусь так активно настаивают на введении маркировки товаров и продукции легкой промышленности заключается в том, что необходимо бороться с контрафактом и контрабандой для подъема собственной промышленности. Вроде бы достаточно бесспорная идея, но, проанализировав те механизмы, которые есть, рассмотрев опыт Беларуси, мы убеждены, что в Казахстане эта цель не будет достигнута", – сообщил Ошакбаев.

По словам заместителя председателя правления, из-за невыгодности в Казахстане практически не производят контрафактную продукцию. Но проблема контрабандного ввоза/вывоза существует, ее невозможно решить маркировкой. При этом он заметил, что предлагаемая система уникальна, потому что кроме Беларуси в мире никто ее больше практически не применял.

Если этот механизм маркировки будет введен, считает Ошакбаев, то это серьезно повысит транзакционные издержки ведения бизнеса, увеличит полномочия проверяющих органов и в целом усложнит условия ведения коммерческой деятельности.

"Мы не стали сразу брать позицию отторжения, а начали это обсуждать с ассоциациями и предприятиями. Та концепция, которая была предложена ЕЭК, – очень тяжелая и заключается в том, что этими RFID-метками (радиочастотные метки для слежения за передвижением того или иного товара – Прим. автора) будет маркироваться каждая единица товара. Соответственно, есть эмитент каждой из стран, который имеет монопольное государственное право на выпуск этих меток. Далее субъекты бизнеса приобретают эти метки, пришивают, затем они должны быть "погашены" в момент розничной реализации специальным устройством. Далее предполагается создание единой информационной системы, в которой все эти транзакции будут аккумулироваться и анализироваться. Таким образом, погашенная марка никогда более не сможет быть использована повторно. Вы понимаете, какие это затраты и издержки, и что "овчина не стоит выделки", – высказал мнение Рахим Ошакбаев.

Кроме этого, добавил он, есть еще один аргумент против введения маркировки – это максимальное упрощение условий ведения бизнеса. "Есть концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности, утвержденная Указом Главы государства, согласно которой, проверочная деятельность полностью уходит на систему управления рисками, то есть отменяются плановые проверки, и идет категоризация субъектов бизнеса, и те, кто вообще не несет никаких рисков для потребителей, они не будут практически проверяться. Получается, если мы примем предложение, то мы должны будем проверять розничный товарооборот", – заметил он.

Наряду с этим зампред правления проинформировал, что существует технический регламент о безопасности продукции легкой промышленности. В нем есть специальный раздел "Маркировка легкой промышленности", и там указан перечень требований к этой маркировке: страна–производитель, наименование и прочее. В НПП полагают, что этого, безусловно, достаточно.

В свою очередь директор департамента таможенного регулирования НПП Алихан Мамбеталин рассказал о мировой практике, в которой применяется аналогичная маркировка товаров, но "это касается узкого перечня товаров, в частности, подакцизного – алкоголя и табачных изделий". Для товаров широкого и народного потребления такой практики в мире почти нет, уточнил он.

"Когда мы начали изучать проблему возникновения этой инициативы, мы увидели, что инициаторами этого предложения стали именно крупные российские ритейлеры. У них внутри компаний эта система уже давно сформирована, поэтому внедрение такой обязательной системы на территории трех стран, естественно, повлияет на конкурентоспособность малого и среднего бизнеса. Речь идет о массовых товарах – это вся одежда, вплоть до мелких деталей", – добавил Мамбеталин.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры