astana-view

Казахстан: В борьбе чего-то не хватает

13 Октября 2014
2457 просмотров

Несмотря на значительные средства, выделяемые на борьбу с бруцеллезом и ящуром, заметных улучшений в эпизоотической ситуации по Казахстану не наступает. Это констатирует эксперт Комитета агропромышленного комплекса Национальной палаты предпринимателей  Болат Сейсенов. Он поделился с корреспондентом «Казах-Зерно» в Астане своим видением мероприятий, направленных на уменьшение распространения зоонозных инфекций в  стране.

Не боитесь? А зря

По данным представителя палаты, в целом 92% бюджетных средств из примерно 10 млрд. тенге, выделяемых ежегодно сети республиканских ветлабораторий, направляется именно на борьбу с бруцеллезом. Это достаточно любопытно, учитывая, что офис МЭБ в Казахстане считает своим приоритетом борьбу с ящуром. Тому есть объяснение, так как  в случае возникновения эпидемии ящура целые регионы зонируются и закрываются по  экспорту на неопределенное время  -  до полной ликвидации инфекции.

Так, к примеру, сейчас закрытыми по неблагополучию на ящурную инфекцию остаются Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская и Алматинская области. Эти пограничные зоны являются буферными при распространении инфекции из таких неблагополучных в эпизоотическом отношении стран, как Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Злостный вирус легко минует границы и заражает скот и животных. После объявления о вспышке заболевания запрещены перевозка животных и перемещение продукции животного происхождения, в том числе охлажденного и замороженного мяса как за пределы страны, так и между регионами внутри страны.

Однако по причине отсутствия жесткого контроля внутри страны запрет больше носит номинальный характер.  Человек  заражается вирусом ящура от больных животных, от продукции животноводства. Симптомы заболевания выражаются в виде сыпи, язвочек на слизистой оболочке, внутренних органах. На сегодня считается, что эта болезнь излечима, однако пока недостаточно сведений о возможных мутациях вируса, возникновении мультирезистентных форм. Может, именно уверенность в преодолении заболевания  позволяет относиться к распространению ящура без должной серьезности.

После ряда судебных дел, связанных с закупкой вакцины против ящура, возникла сложная ситуация у дилера, выигравшего тендер по поставке ящурной вакцины. Компания-посредник оказалась заложником обстоятельств, обусловленных коммерческими спорами внешних контрагентов и недостатков внутренней системы оценки качества вакцин.  Затягивание при принятии грамотного решения может привести к срыву  плановой вакцинации.

Казахстану необходимо отстраивать четко работающую систему профилактики особо опасных заболеваний с сетью лабораторий, референтных центров, ясной стратегией действий при различных ситуациях, поскольку риск переноса опасных инфекций из соседних стран растет. Казахстан  зависим от эпизоотической ситуации в Кыргызстане, Китае, Монголии.

Несмотря на то, что, например, в Кыргызстане предпринимаются внушительные меры при поддержке международных доноров, эпизоотическая ситуация по инфекционным болезням там остается сложной. При этом, две соседние страны имеют разные стратегии, используют разные подходы, применяют для оздоровления и профилактики различные вакцины, что отрицательно сказывается на эпизоотическом благополучии в нашей стране. Кыргызстан, к примеру, в большинстве случаев от ящура использует индийскую вакцину, которая в Восточном Казахстане не сработала. В Казахстане для поддержания иммунного фона использовали вакцину российских производителей, в частности, Щелковского и Владимирского биокомбинатов, последний одновременно является референтным центром по проблемам ящура в СНГ. 

Эффективности не видно

По мнению ученого, ящур как инфекция не столь опасен для человека, как бруцеллез. Между тем, за все годы принимаемых мер,  использования при этом огромных средств, выделяемых на борьбу с бруцеллезом, искоренить его не удается. Ежегодно по причине выявления бруцеллеза, уничтожается более 45 000 голов овец, более 10 000 КРС. Количество бруцеллезных очагов ежегодно держится на уровне 200-300 неблагополучных хозяйств. Ситуация очень напряженная.

Значит, неверны подходы. Сегодня к числу специфических ветеринарных мероприятий, направленных на борьбу с бруцеллезом, относятся: диагностика животных, изъятие и санитарный убой, с выплатой компенсации, обезвреживание территории. Как видно, это не комплекс мер, а просто набор мероприятий, не хватает серьезных мер профилактики.

К слову сказать, система возмещения при изъятии больных животных не стимулирует товаропроизводителей к добросовестным действиям по борьбе и недопущению распространения бруцеллеза. Обязательная компенсация, выплачиваемая государством владельцам скота за изъятый больной скот, вызывает у них ложное чувство спокойствия - ведь в случае выявления и изъятия больного скота из их стада они гарантированно получат от государства компенсацию. Не стоит обольщаться насчет грамотности как самих владельцев животных, так и квалификацией ветеринаров на предмет знания комплекса профилактических мер.

Между тем, на сегодня МСХ придерживается позиции проведения иммунизации за счет владельцев животных. Но это недопустимо в условиях высокой зараженности. Крестьяне, приобретая различные вакцины, созданные на основе разных штаммов, усугубляют ситуацию с заболеваемостью в регионе. Например, имеется несовместимость по мероприятиям между шт.82 и RB-51, применяемых в одном ареале распространения животных. При этом, зачастую МРС, КРС из организованных хозяйств и личных подворий пасутся совместно, имеют доступ к одним водопойным сооружениям. То есть риск распространения болезней очень высок.

Необходимо взять за основу опыт стран, победивших бруцеллез полностью, например, Канады, Бразилии, США и стран Европы. Удалось им это сделать благодаря использованию более совершенных вакцин и специальных мероприятий, рекомендуемых также МЭБ и специалистами ведущих хозяйств-производителей скота, которые можно успешно применять как в крупных организованных, так и мелких хозяйствах. Постсоветские же вакцины, которые присутствуют сейчас на рынке страны и соседних стран Таможенного союза, могут использоваться только в тех хозяйствах, в которых есть четкая плановость и организованность мероприятий, отсутствие перемещения скота, недопущение смешивания различных видов скота на одних пастбищах. Однако, когда не поставлена четкая работа лабораторий в диагностике и дифференциации инфекций, достичь благополучия очень тяжело.

В Казахстане нет производства вакцин нужного объема и соответствующего качества, а если и есть, то это разлив и фасовка сырья зарубежных производителей без соответствия нормам и стандартам, предъявляемых к данному виду производства. Малый процент производимых отечественных препаратов также проиграл глобальным игрокам по качеству. На сегодня ветеринарный комитет МСХ условием применения вакцин определил стандарты GMP (Good Manufacturing Practice) - надлежащая производственная практика), которые устанавливают нормы очищенной вакцины и требуют участия в ее производстве специально обученных специалистов, которые были бы сертифицированы международными центрами. По данным МСХ, на сегодня 30% вакцин и диагностических средств закупается у производителей, сертифицированных стандартом GMP. Качество этих биопрепаратов покажет время, говорит Болат Сейсенов.

Сегодня, если стране действительно требуется ликвидация бруцеллеза, необходимо перейти к полной схеме специфических ветеринарно-санитарных мероприятий. Применяемые меры по оздоровлению от бруцеллезной инфекции незавершенные и частичные. Они лишь провоцируют  перезаражение здорового поголовья скота, что неизбежно приведет к срыву программы по развитию экспортного потенциала мяса. Риски заболеваемости уменьшатся, если вакцинацию в хозяйствах из  неблагополучных  зон, с содержанием КРС и МРС проводить на организованном уровне, за счет бюджета. При этом, можно выбор вакцин и функции контроля их применения оставить за вновь созданными структурными подразделениями по ветеринарии местных исполнительных органов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры