I Азиатский бизнес-саммит розничной торговли состоится в Астане
Вопросы развития торговли на евразийском пространстве впервые обсудят на международном уровне. И диалоговой площадкой для этого выступает Астана. 500 делегатов разных стран соберутся в столице Казахстана с 6 по 7 ноября для участия в I Азиатском бизнес-саммите розничной торговли и дистрибуции потребительских товаров «ASIAN RETAIL & DISTRIBUTION 2014». Секретарь Секретариата Комитета торговли Национальной палаты предпринимателей РК Жибек Ажибаева в интервью palata.kz рассказала о предстоящем событии и поделилась мнением относительно развития отрасли в Казахстане.
– В Астане пройдет I Азиатский бизнес-саммит розничной торговли и дистрибуции потребительских товаров «ASIAN RETAIL & DISTRIBUTION 2014». Что подразумевает такая формулировка названия мероприятия? Какие важные вопросы Национальная палата предпринимателей РК планирует поднять?
– Организаторами саммита выступили BBCG Казахстан и Национальная палата предпринимателей РК. Масштабное событие предполагает собрать предпринимателей – собственников торговых компаний, учредителей, крупных бизнес-партнеров, имеющие глобальные сети. Также приглашены бизнесмены, которые создают бренды и хотят наладить сотрудничество с казахстанскими коллегами. Впервые на саммит съедутся главы компаний-производителей, предприятий-импортеров и фирм розничного бизнеса Казахстана, России, Беларуси. В нем также примут участие крупные предприниматели из Болгарии, Индонезии, Германии, Пакистана и других стран.
Мы хотим привлечь внимание к проблемам отрасли торговли и поднять ее имидж. Сегодня в понимании многих людей торговля – это только торговые рынки, но на самом деле это обширный вид деятельности. Наша задача – сформировать у мирового сообщества положительное мнение о торговле Казахстана и показать, что эта сфера готова развиваться согласно мировым тенденциям. За последние 10-15 лет в стране, да и в Центрально-Азиатском регионе в целом, не проводились такого уровня мероприятия, поднимающие проблемные вопросы современных форматов, продвижения товаров, внедрения электронной торговли и обслуживания покупателей и т.д.
– На бизнес-саммите планируется обсудить возрождение Великого шелкового пути. Какие формы он может принять в условиях современной мировой экономики?
– Великий шелковый путь – очень значимый для нас проект, и спустя столетия он эволюционирует. Интеграционные торговые процессы более успешно проходят именно под брендом, созданным Чингисханом. Меры, которые вырабатывает государство и НПП и будут вкладом в развитие Великого шелкового пути. У бизнеса имеются проблемы в организации товаропроводящих систем из Юго-Восточной Азии – через Казахстан – в Европу. Ассоциация торговых предприятий РК в течение семи лет ведет работу в данном направлении. Подписаны меморандумы с бизнесменами, занятыми поставками товаров, и соглашения с Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном, странами Центральной Азии и Россией. Эксперты и ученые ближнего и дальнего зарубежья обсудят исторические и геополитические предпосылки для развития Великого шелкового пути в рамках специальной сессии бизнес-саммита 6 ноября.
– Будем с нетерпением ждать предстоящего события. Уверены, что обсуждение окажется эффективным и даст импульс к развитию торговли в Казахстане и ее переходу на новый уровень. Тем более это весьма актуально в преддверии ЭКСПО-2017. Насколько наша сфера торговли готова к проведению Всемирной выставки?
– Вопросы подготовки к ЭКСПО-2017 – это довольно серьезная тема. В нашей компетенции – продовольственное обеспечение в период проведения выставки. Позиция Комитета торговли НПП, Министерства сельского хозяйства и аграриев заключается в том, чтобы превалирующую долю на рынке продаж составляла именно казахстанская продукция. Отечественные продукты в сравнении с импортными отличается высоким качеством. Надо акцентировать внимание на развитии собственных производств.
Не может не волновать и обслуживание в сфере общественного питания. Это рестораны, кафе, бары и т.д. Для нас сегодня важным является «лицо» любого пункта общественного питания – официанты, их профессиональный уровень. В этом вопросе много недоработок. В сфере образования нет базовой подготовки кадров, поэтому официанты – временные работники, которые не могут претендовать на статус высококвалифицированных представителей бизнеса. И даже если сам ресторан будет представлен в очень хорошем свете и оснащен последними новинками технологий, но официанты не могут работать, то имидж такого ресторана потерян. Так как 50% успеха заведения зависит именно от работы официантов. В связи с этим мы планируем создать центр повышения квалификации кадров для ресторанного бизнеса. Несколько консалтинговых обучающих центров уже готовы работать с нами.
Есть серьезные планы в популяризации казахской национальной кухни. Люди, приезжая в ту или иную страну, хотят, в первую очередь, познакомиться с ее культурой, и в данном направлении мы тоже будем работать. В течение двух лет НПП РК будет проводить конкурсы на звание лучшего официанта. На следующий год нами запланировано проведение специализированного саммита, участники которого обсудят вопросы ведения ресторанного бизнеса и общественного питания. Это будет первое масштабное мероприятие, которое поднимет проблемы в данном секторе и определит пути их решения. Отмечу, что в течение длительного времени вопросы общественного питания не рассматривались на высоком международном уровне.
– И пара вопросов о нынешнем состоянии отрасли. В каких форматах представлена торговля в Казахстане, каких субъектов больше на нашем рынке и кто из них сильнее?
– В республике большая сеть торговых предприятий магазинного формата, это маленькие магазины, которые в большинстве своем расположены в сельской местности и спальных районах, офисах городов и областей. У людей складывается впечатление, что проблема только в торговых рынках, но на самом деле это не так. В Казахстане ритейл развивается собственными мощностями и финансовыми ресурсами, то есть путем получения потребительских кредитов. Процентные ставки для последних высоки. Более того, МСБ на местах сталкивается с административными барьерами, препонами со стороны контрольно-надзорных органов. Предприниматели годами не могут получить разрешение на открытие кафе или изменить целевое назначение земельного участка. В этом плане возложена большая миссия на региональные палаты предпринимателей.
Национальная палата предпринимателей как многодетная семья. В ней есть «старшие» – те, которые имеют уже определенный статус, есть предприятия среднего бизнеса и маленькие магазины, а также киоски и бутики. Особенное место занимают и оптовые поставщики, развивающие логистику и формирующие проводящие системы.
– 6 августа этого года Глава государства на расширенном заседании Правительства поручил закрыть все стихийные торговые рынки в стране и начать строительство крытых торговых центров. Каково участие НПП РК в выполнении этих задач? Как это скажется на экономике Казахстана и на самих предпринимателях?
– Сегодня региональные палаты совместно с Секретариатом Комитета торговли НПП активно работают по данному вопросу. В первую очередь, проводятся встречи с руководителями торговых объектов, которые ставят перед собой задачу модернизироваться. Многие рынки переходят на новые форматы объектов, то есть в новые помещения, торговые дома, развлекательные комплексы. Например, один из членов ассоциации построил в Астане огромный комплекс «БИГ-Шанхай», в котором продается сельхозпродукция, тем самым обеспечивает продовольствием весь город. И это очень хороший посыл в данном направлении. Также по инициативе НПП, в торговом доме «Самғау» реализуются товары отечественных производителей со всего Казахстана, а раз в месяц мы проводим ярмарки, в ходе которых продавцам бесплатно предоставляются торговые места. Пала предпринимателей Южно-Казахстанской области при поддержке акима Шымкента решили проблему своих фермеров, содействуя реализации плодов и овощей в пиковое время урожая. Если эта тенденция будет поддержана нашими предпринимателями, то мы готовы и дальше открывать дополнительные площади.
Многие потребители не всегда в курсе, что в стране есть своя конкурентоспособная, доступная и качественная продукция, а она действительно есть. И если местный товар будет пользоваться спросом, то НПП РК сможет поддержать рейтинг товаропроизводителей и рекомендовать нашу продукцию на экспорт.
– Спасибо за интервью. Успехов в Ваших инициативах! Желаем продуктивной дискуссии в ходе предстоящего бизнес-саммита.
Оставьте комментарий:
Комментарии: