6 норм проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, препятствующих бизнесу
Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который должен вступить в силу с начала 2016, не сулит ничего хорошего бизнесу. К такому мнению пришла Эльвира Каримова, замглавы департамента таможенного администрирования НПП РК, член Экспертной группы по подготовке проекта Таможенного кодекса ЕАЭС
1 января 2016, как ожидается, вступит в силу Договор о Таможенном кодексе (ТК) Евразийского экономического союза. Наиболее важными предполагаемыми изменениями разработчики называют:
- Приоритет электронного таможенного декларирования (письменное – в исключительных случаях);
- автоматическое совершение ряда операций: выпуска и отказа в выпуске товаров, таможенного контроля с использованием информационных систем таможенных органов для проверки документов и (или) сведений;
- принцип «единого окна» при совершении операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию, с таможенным декларированием и выпуском товаров;
- возможность подачи декларации без представления таможне документов, на основании которых она заполнена;
- выпуск товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации и др.
Нормы, конечно, прогрессивные и, в частности, сулят конец бюрократии. Но хорошо от этого, похоже, станет всем, кроме предпринимателей. Их снова будут «кошмарить». Наделенные неограниченными, по сути, полномочиями, таможенники смогут самостоятельно менять сведения в декларации и довзыскивать с процентами платежи и налоги. И всё – «благодаря» беспрецедентному ужесточению ответственности участников внешнеэкономической деятельности.
Норма №1. Проценты
С 2010 в профильном законодательстве Таможенного союза действует норма, устанавливающая уплату процентов с сумм ввозных пошлин и налогов в случае выпуска для внутреннего потребления продуктов переработки либо временно ввезенных товаров. Сегодня она работает в России и Белоруссии. Из-за необходимости распределить проценты между сторонами в ТК может быть включен единый порядок расчета процентов за отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин. При этом расчеты по экономическому эффекту от установления и взимания процентов в РФ и РБ не представлены.
По мнению Национальной палаты предпринимателей РК, затраты на администрирование взимания процентов превысят суммы взысканных процентов и создадут дополнительные барьеры для бизнеса. Введение нормы создаст проблемы как участникам ВЭД, так и гражданам, временно ввозящим товары.
Норма №2. «Оптимизация» сведений в таможенной декларации
Государственные органы Казахстана поддержали российскую инициативу по расширению перечня сведений в декларации на товары – предприниматели, предположительно, будут обязаны дополнительно заявлять о покупателе товара, цене за единицу товара и о товарном знаке. В Европейском союзе таможенная декларация состоит из 26 граф, в Таможенном союзе – из 51, еще и с подробной детализацией. Кроме этого, предпринимателей «поддерживает» Кодекс об административных правонарушениях, который устанавливает меры взыскания, не адекватные содеянному.
В случае введения этой нормы предприниматели рискуют тратить еще больше денег и времени. Также есть вероятность того, что их начнут штрафовать даже за самые незначительные ошибки, не влияющие на уплату таможенных платежей и налогов.
Норма №3. Увеличение суммы таможенного обеспечения
Ожидается и расширение перечня платежей (специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины), применяемых таможенными органами в качестве обеспечения по таможенной процедуре таможенного транзита.
Для бизнесменов это новшество обернется непредсказуемым отвлечением из оборота значительных денежных средств.
Норма №4
Эта норма предусматривает право таможенных органов самостоятельно определять физические характеристики товара, осуществлять классификацию, устанавливать происхождение и таможенную стоимость товара – в случаях, если после выпуска им не предоставлены документы или содержащиеся в них сведения недостоверны.
Поддержанная экспертами от государственных органов Казахстана норма позволит таможенникам «перекраивать» декларацию по своему усмотрению и создаст условия для проявления коррупции.
Норма № 5
Она устанавливает запрет на предварительное таможенное декларирование для товаров, в отношении которых опубликованы, но не вступили в силу акты, определяющие ставки таможенных пошлин, налогов, а также изменяющие условия предоставления льгот.
Норма не соответствует концепции упрощения процедур торговли, так как именно предварительное декларирование направлено на заблаговременное заявление сведений с целью предварительного изучения структуры поставки, применения системы управления рисками.
Норма № 6
Эта норма дает таможенному органу право запросить сертификат о происхождении товара в случае обнаружения признаков того, что к нему могут быть применены запреты и ограничения, специальные, защитные, антидемпинговые и компенсационные меры или специальная квота. При этом до предоставления сертификата о происхождении товара выпуск товаров не предусмотрен.
Это ухудшит положение участника ВЭД. Согласно действующему Таможенному кодексу Таможенного союза, предоставление сертификата о происхождении товара обусловлено предоставлением тарифных преференций, в иных случаях достаточно декларации о происхождении товара.
Привлечение экспертов от бизнес-сообщества к разработке проекта ТК сыграло положительную роль, но, увы, не обеспечило баланс интересов госорганов и предпринимателей. По мнению НПП РК, Таможенный кодекс, представляемый как эффективный инструмент упрощения процедур торговли, обернется для бизнеса ужесточением ответственности, усугублением его и без того бесправного положения.
В связи с серьезными опасениями казахстанского бизнеса и игнорированием предложений, содействующих созданию благоприятного климата для предпринимателей, Нацпалата направила в Министерство национальной экономики РК предложение о вынесении соответствующих вопросов на очередное заседание Координационного совета по вопросам экономической интеграции.
Источник: Forbes
Оставьте комментарий:
Комментарии: