Национальная палата выступает за легализацию параллельного импорта
Национальная палата предпринимателей выступает за переход на международный принцип исчерпания прав, то есть легализацию «параллельного импорта» на территории стран-участниц таможенного союза. Другими словами, речь идет это о поставках оригинальной продукции на территорию страны любым импортером, а не только владельцем товарного знака или его официальным дистрибьютором. Например, можно купить брендовый товар в третьей стране, где он стоит дешевле, и импортировать его без ведома правообладателя.
Причем, под действие принципа «параллельного импорта» должны подпадать локализованные производства и компании, которые берут на себя по обязательства об инвестировании, либо уже создали производство на территории таможенного союза.
«Они должны быть защищены от параллельного импорта. Однако, если компания не имеет прямых инвестиций в реальный сектор экономики и не создало собственного производства, то она должна конкурировать на общих условиях», – пишет в своем блоге директор департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей Алихан Мамбеталин.
По его словам, из-за установленных на территории Таможенного союза правил, десятки тысяч казахстанских фирм, ввозящих оригинальные товары без согласия правообладателя, в одночасье стали потенциальными нарушителями, чьи действия подпадают не только под административную, но и уголовную ответственность.
«Если большинство законопослушных импортеров стали нарушителями, тогда, возможно, что следует поменять закон! Анализ судебной практики в этой сфере, также приводит к выводу, что обращения правообладателей в суды являются ничем иным, как инструментом недобросовестной конкурентной борьбы, и не имеет ничего общего с прогрессивными целями истинной защиты интеллектуальных прав», – констатирует представитель Нацпалаты.
Отметим, что споры касательно снятия ограничений на параллельный импорт не утихают вот уже несколько лет. Сторонники утверждают, что переход на международный принцип, по которому сейчас работают такие страны как США, Канада, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария решит следующие проблемы: обеспечит рабочие места, увеличит налоги в бюджет, снизит цены на товары за счет роста количества импортеров и т.д. Противники же сомневаются, что легализация решит все это, и приводят свои веские аргументы: главный из них – это то, что отмена запрета приведет к росту уровня контрафактной продукции.
«Сразу скажу, что эти два явления никак между собой не связаны. Поскольку мы ведем речь исключительно об оригинальных товарах. А для борьбы с контрафактом у таможенных органов есть все законодательные возможности и условия. Другой вопрос, что сами правообладатели крайне в этом пассивны», – пишет Алихан Мамбеталин и приводит такую статистику: на 1 июня 2014 года в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности включены товарные знаки 88 правообладателей, из них 73 – это иностранные компании. За последнее время таможенными органами приостановлен выпуск по 845 декларациям: в 2013 году – по 615, а за первое полугодие 2014 года – по 230. В суд обратился только один правообладатель.
По мнению эксперта, сегодня таможенный реестр (а именно регистрация в нем дает основания применения таможенных мер по задержанию товаров) стал способом нечестной борьбы с параллельными импортерами, через максимальное создание на их пути различных административных барьеров и финансовых издержек: «Никакого эффекта для защиты общества от контрафактных товаров, именно в том смысле, в котором мы все понимаем – поддельная и фальсифицированная продукция – нет! Такие ли цели ставит государство перед таможенными органами – оказывать помощь отдельным иностранным компаниям в конкурентной борьбе на нашем рынке? Очевидно, что нет!», – резюмирует он.
Напомним, что с 1 января 2012 года в Казахстане, как и во всем Таможенном союзе, установлен так называемый региональный принцип исчерпания прав на товарные знаки (параллельно с ним действует и национальный). Ранее в нашей стране действовал международный принцип, в России и Беларусь – национальный, то есть запрет на параллельный импорт, что приводило к монополизации рынков этих стран официальными дистрибьюторами зарубежных производителей.
Сейчас в рамках ЕвраАзЭС предлагается перейти на международный принцип исчерпания прав на всех товарных рынках с 2015 года, а к 2020 году полностью отказаться от ограничения параллельного импорта. В рабочую группу при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) для дополнительного изучения этого вопроса и выработки согласованной позиции между тремя странами – Казахстаном, Россией и Беларусь – входят и представители Национальной палаты предпринимателей.
Источник: Радиоточка
Оставьте комментарий:
Комментарии: