astana-view

Плюрализм мнений рождает истину

20 Ноября 2014
2043 просмотров

Драйвер экономического роста современности — интеграция, ведущая к оживлению международной торговли. Именно эту цель преследуют страны — родоначальницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Казахстан, Россия и Беларусь. Для ускорения и облегчения прохождения таможенных процедур создается новый Таможенный кодекс ЕАЭС, некоторые положения которого вызывают нарекания бизнеса. Для того чтобы выработать сбалансированную позицию, выгодную для всех заинтересованных сторон, необходим плюрализм мнений. Такую свободу слова и предоставляет наше издание.

Сегодня тема для дискуссии: «Норма, устанавливающая уплату процентов с сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в случае помещения продуктов переработки либо временно ввезенных товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

По мнению бизнеса, она, безусловно, требует корректировки для устранения существующих барьеров. Таможенный кодекс сейчас трех, а в ближайшей перспективе пяти, а затем и более стран — это простая, лаконичная, всем понятная канва, которая не подлежит стремительным изменениям. Все детали можно внести, как в Европе — директивами каждой из стран-участниц. С этим вопросом я обращаюсь к члену Коллегии — министру по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимиру Гошину.

— Таможенным законодательством Таможенного союза предусмотрены 17 таможенных процедур, только две из которых, выпуск для внутреннего потребления и экспорт, предусматривают уплату таможенных пошлин, налогов, установленных в связи с перемещением этих товаров через таможенную границу, как условие помещения товаров под эти таможенные процедуры, — поясняет Владимир Анатольевич. — Так экономически выравниваются условия участия в экономическом обороте товаров Союза и иностранных товаров, ввезенных из-за рубежа.

Таможенные процедуры переработки на таможенной территории и временного ввоза (допуска) предусматривают использование товаров на таможенной территории без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов либо с частичной уплатой таможенных пошлин, налогов (3 процента в месяц при временном ввозе (допуске). При этом товары, помещенные под указанные таможенные процедуры, сохраняют статус иностранных товаров, могут использоваться с соблюдением установленных ТК ТС ограничений и не подлежат свободному обращению на таможенной территории. Следует отметить, что только при соблюдении таких ограничений (использовании товаров в соответствии с условиями выбранной таможенной процедуры) таможенные пошлины, налоги не подлежат уплате либо уплачиваются частично.

Лицо, которое планирует внешнеэкономическую операцию, исходя из цели, которую он хочет достичь, и своей экономической выгоды, помещает товары под одну из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур. Если целью является обеспечение свободного обращения товаров без каких-либо ограничений по их использованию на таможенной территории, заявляется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги, подтверждается соблюдение запретов и ограничений, и такие товары после их выпуска получают право наравне с товарами Союза свободно обращаться на таможенной территории.

Если целью является временное пользование иностранными товарами на территории с последующим их вывозом в установленные сроки либо их переработка на предприятиях с последующим вывозом продуктов переработки также в установленные сроки, бизнесмен выбирает таможенные процедуры временного ввоза (допуска) либо переработки на таможенной территории, что экономически более выгодно.

Если данные таможенные процедуры не завершаются в установленном порядке вывозом продуктов переработки иностранных товаров либо обратным вывозом временно ввезенных товаров, а субъект хозяйствования помещает продукты переработки либо временно ввезенные товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то он фактически получает отсрочку, а в случае помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) — рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, которые должны были быть уплачены при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Следует отметить, что таможенное законодательство Таможенного союза предусматривает механизм изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов — предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. В отношении уплаты ввозной таможенной пошлины такая отсрочка или рассрочка предоставляется в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного союза, в отношении уплаты налогов — в соответствии с налоговым законодательством каждого из государств-членов. При этом предоставление отсрочки возможно при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и с уплатой процентов за пользование такой отсрочкой или рассрочкой. Фактически при предоставлении отсрочки или рассрочки государство кредитует участника внешнеэкономической деятельности. И именно за такое «кредитование» и подлежат уплате проценты.

Предусмотренные ТК ТС и проектом ТК ЕАЭС при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления проценты, начисляемые на сумму подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов направлены исключительно на то, чтобы сделать экономически невыгодным заявление «льготных» таможенных процедур, искажая при этом их смысл и содержание, изначально не заявляя своего истинного намерения о цели использования товаров на таможенной территории, исключительно для того, чтобы отсрочить факт уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении иностранных товаров в полном объеме. Тем самым выравниваются условия уплаты ввозных таможенных платежей для тех, кто это делает сразу после ввоза, и тех, кто берет отсрочку.

Следует также учитывать, что в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) распределению подлежат не только взысканные ввозные пошлины, но и проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой. Импортеры в Республике Беларусь и Российской Федерации уплачивают такие платежи, и они распределяются между всеми странами Таможенного союза, а импортеры Республики Казахстан на данный момент освобождены от уплаты такого вида платежа.

Таким образом, с одной стороны, создано неравенство в порядке осуществления ВЭД в странах Таможенного союза, а с другой стороны, Беларусь и Россия недополучают причитающуюся им долю таможенных платежей. Если мы строим экономический союз, то и условия для всех участников Союза должны быть одинаковы.

Кстати, если говорить о законодательстве Евросоюза по данному вопросу, то следует отметить, что Таможенным кодексом Европейского сообщества также предусмотрена уплата кредитных процентов с сумм ввозных и вывозных таможенных пошлин.

— К сожалению, даже такой развернутый ответ не удовлетворяет участников внешнеэкономической деятельности Казахстана. От их имени высказывает свою позицию директор Департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей РК Алихан Мамбеталин.

— Сразу отмечу, что кроме отдельных спорных норм Кодекса, которые еще обсуждаются, и их редакция будет уточняться сторонами, в новом таможенном законодательстве мы видим серьезные риски для бизнеса: сложный для единообразного толкования язык Кодекса; слишком подробная детализация процедур в Кодексе; «негибкая» и сложная процедура для внесения в него изменений, — аргументирует свою позицию Алихан Есенгосович. — Что касается конкретной нормы по уплате процентов, то наша позиция заключается в следующем. Начну с того, что выбор таможенной процедуры, а также ее изменение на другую — это законное право декларанта. И если при этом существует легальная возможность минимизировать свои расходы, то это — нормальная для бизнеса практика.

Поэтому я совершенно согласен с министром по таможенному сотрудничеству ЕЭК господином Гошиным, что участник внешнеэкономической деятельности помещает товар под одну из таможенных процедур, цитирую, «исходя из цели, которую он хочет достичь, и своей ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ»!

Сегодня бизнес вынужден действовать в условиях глобализации, нестабильной экономической и политической ситуации, жесткой конкурентной борьбы. Вполне естественно, что предприниматель, выбирая ту или иную процедуру, старается учесть все возможные факторы, в том числе, различные риски, финансовою модель, а самое главное — получение прибыли.

Действительно, сегодня Таможенный кодекс позволяет помещать продукты переработки либо временно ввезенные товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, но почему это расценивается как предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов? Это является только «побочным эффектом» процедуры.

Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года четко определены критерии предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, к которым, к примеру, относятся: причинение декларанту ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; ввоз сельскохозяйственной техники организациями государств-членов, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность; ввоз скоропортящихся товаров и т.д.

Поэтому рассматривать в качестве отсрочки или рассрочки уплаты пошлин помещение продуктов переработки или временно ввезенных товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления является по сути неверным. Здесь усматривается попытка подмены понятий, проводится неправильная аналогия, поскольку по своей экономической сущности это различные процедуры.

Поэтому у бизнеса резонно возникает вопрос: с какой целью законодатель в одних нормах Таможенного кодекса устанавливает режим «льготных» таможенных процедур, а в других нивелирует их, делая экономически невыгодными?

Согласитесь, что это, как минимум, не логично.

Если, по мнению разработчиков, применение этих «льготных» таможенных процедур искажает их смысл и содержание, так может, нужно ставить вопрос об их исключении из Кодекса?

И вообще, если уж речь идет о такой щепетильной теме, как поступления в бюджет, то хотелось бы оперировать конкретными цифрами, а не теоретическими предположениями, что совместному бюджету, возможно, будет нанесен ущерб.

Несмотря на просьбы бизнеса, до настоящего времени расчеты, оценивающие экономический эффект от установления и взимания процентов в Республике Беларусь и Российской Федерации, не представлены. По мнению экспертов Национальной палаты предпринимателей Казахстана, финансовые затраты на администрирование этой процедуры не имеют реального экономического смысла для государства и являются новым коррупционным барьером для бизнеса.

Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев недавно поручил кардинально изменить законодательство с целью его упрощения для предпринимательства.

Сегодня солидный пакет поправок в таможенное законодательство рассматривается в Мажилисе Парламента. Многие из них можно без преувеличения назвать прогрессивными. Но вступление в действие через год наднационального Таможенного кодекса в такой редакции (по юридической силе он будет выше казахстанского) сведет все усилия нашего правительства к нулю.

И снова возвращаясь к нелогичности взимания таких процентов, хочу отметить — наше государство ежегодно выделяет миллиардные субсидии на различные виды поддержки бизнеса. Так может следует отказаться от подобного рода неналоговых «источников» поступлений в бюджет. Государство, нацеленное на развитие бизнеса, должно более лояльно относиться к предпринимательству, стимулировать его к активной деятельности через упрощение правил, а не придумывать искусственные механизмы дополнительных сборов.

— Начиная публикацию этой серии материалов, ни автор, ни редакция не имели умысла оскорбить чувства интервьюеров. Безусловно, каждая из сторон вправе открыто высказывать свою точку зрения, внимать целесообразности доводов и, в конечном итоге, прийти к консенсусу. Именно такая сбалансированная, выверенная позиция поможет свободно развиваться бизнесу всех стран-участниц интеграционного процесса, а населению — неуклонно повышать жизненный уровень. Это ли не цель каждого развитого государства?

Источник: Деловой Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры