astana-view

БЕЗ ЛИШНИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ

05 Декабря 2014
2441 просмотров

Недавно в мажилисе был презентован законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан». В рамках законопроекта, над которым работали Миннацэкономики,  Национальная палата предпринимателей и специальная экспертная группа, предлагается ввести существенное количество определенных нововведений.  О том, каким будет результат этих нововведений, насколько они эффективны для улучшения условий предпринимательства в стране и что конкретно они значат, - в интервью с  заместителем директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Алматы Айтуаром Кошмамбетовым.    

В рамках законопроекта предлагается ввести существенное количество определенных нововведений, в числе которых реформа санитарно-эпидемиологического надзора, введение новой системы проверки предпринимателей на основе рисков, а также введение принципа «одного окна», упрощение таможенных процедур, сокращение сроков регистрации, ликвидации предприятий, отмена обязательного требования наличия печати для субъектов частного предпринимательства, отмена классификатора видов целевого назначения земельных участков, отмена обязательного нотариального заверения копий документов, отмена техосмотра личного автотранспорта, не используемого в коммерческих целях, со сроком эксплуатации до 7 лет и т. д.

- Айтуар Аскарович, спасибо, что согласились рассказать нашим читателям подробнее о законопроекте. Мне кажется, одним из главных в нем является пункт о значительном упрощении таможенных процедур, так как многие наши предприниматели завозят товары из-за рубежа. Что конкретно подразумевается под значительным упрощением?

- Упрощение таможенных процедур в данном законопроекте подразумевает перенос акцента таможенного контроля с этапа «таможенной отчистки», как сейчас это происходит,  на этап «после выпуска товаров».

- Что это значит?

- В настоящий момент, когда товар приходит из-за рубежа на нашу таможню, предпринимателям необходимо сначала его растаможить, и только потом они смогут принять его. В рамках законопроекта мы хотим изменить очередность этих процедур. Если поправки будут приняты, пришедший на таможню товар можно будет сначала принять, а потом растаможить. Изменив очередность этих двух процедур, мы существенно уменьшим волокиту, с которой приходится сталкиваться нашим предпринимателям во время прохождения таможенных процедур. В результате товары не будут простаивать на складах неделями и месяцами, задерживая   наших и зарубежных бизнесменов.  

- Что конкретно принцип «одного окна» собой представляет?

- Я хочу привести пример.  Раньше, когда в Казахстане не было ЦОНов, чтобы получить какую-то справку или документ в госучреждениях, нам нужно было потратить большое количество времени и нервов на ненужную бюрократию. Это и хождение по кабинетам, и простаивание в «живых» очередях. Но, к счастью, появились ЦОНы, которые работают по принципу «одного окна». Благодаря этому мы смогли сберечь свое время и, главное, нервы. Что-то подобное мы теперь хотим создать для  бизнесменов. То есть согласно законопроекту принцип «одного окна» предлагается внедрить в госучреждениях, обслуживающих предпринимателей, в том числе и на таможне. В результате хождение по кабинетам станет задачей сотрудников таких центров,  теперь они сами будут  все документы и справки пробивать в своих базах.

- Какие еще упрощения предпринимательской деятельности предусматриваются в законопроекте?

- Помимо введения принципа «одного окна», законопроект включает в себя кучу упрощений мелких и больших процедур. Не зря ведь говорится, что «дьявол кроется в мелочах». Именно поэтому мы (НПП) совместно с предпринимателями решили начать с мелочей и устранения бюрократии. Таким образом, в рамках законопроекта упрощается процедура регистрации и ликвидации юридических лиц. Конечно, они и так были максимально упрощены, но с ликвидацией все-таки возникали проблемы. Если говорить подробнее, то часто организации регистрировались, а потом в течение нескольких лет не могли ликвидироваться. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы ликвидация юридического лица происходила на основании аудиторской проверки. Далее налоговый комитет будет просто эту проверку заверять. Это в первую очередь исключит хождение по кабинетам, и, когда предприниматель захочет заняться другой деятельностью и закрыть юридическое лицо, он сможет сделать это с легкостью.  Во-вторых, если организации начнут ликвидироваться, мы можем увидеть реальную картину: сколько на самом деле у нас предпринимателей - реально работающих, а не простаивающих из-за невозможности ликвидироваться.

- Значит, теперь предпринимателям не надо будет нести весь этот  груз, связанный с ликвидацией. Ведь  многие наши предприниматели только-только начинают двигаться – открывать какой-то бизнес, присматриваться к разным рынкам. Они часто могут  менять сферу своей деятельности, причем кардинально.

- Да, вы правы. Такие же правила будут в земельном законодательстве. Я бы сказал, что это станет одним из самых больших и главных плюсов для предпринимателей, особенно в Алматы. Дело в том, что до сегодняшнего дня земельные участники были классифицированы по специальному классификатору, который имеет около 40 видов целевых назначений земельных участков. Сложность этого классификатора в том, что предпринимателю, захотевшему изменить целевое назначение своего земельного участка, к примеру, закрыть аптеку и на ее месте открыть магазин или СТО, приходилось вновь проходить все административные круги: снова подавать документы,  собирать техусловия и т. д. Мы вместе с предпринимателями изучили весь этот процесс и поняли, что всего этого современному предпринимателю не надо. Сейчас и тенденции предпринимательства совершенно другие. Современный казахстанский предприниматель - это человек, который всегда знает, куда идти, как двигаться. Так, он переходит с аптеки на магазин, с магазина на детский сад и т. д., словом, прощупывает разные ниши. Государство  должно учитывать это.

- Согласна с вами. Значит, целевых назначений земельных участков будет намного меньше?

- В рамках законопроекта планируется, что в пределах городской территории будет всего три целевых назначения, в числе которых и коммерческая недвижимость. Предпринимателю, который захочет поменять сферу деятельности, нужно будет изменить целевое назначение в рамках только этой категории. Ему не понадобится прохождение через земельную комиссию и все другие госорганы. А их более десяти. Ему нужно будет лишь направить письмо уведомительного характера в соответствующий орган, где будет написано о том, что он изменил вид своей деятельности, например, открыл магазин на месте аптеки. И вся эта процедура будет проходить по принципу «одного окна». Мы также планируем, чтобы это было можно сделать электронно - на сайте e-gov.kz. НПП хочет достичь такого уровня, чтобы любой предприниматель смог выйти в Интернет и посмотреть, свободен ли тот или иной земельный участок или нет, можно ли его использовать или выкупить на аукционе. Открытость всегда ведет к развитию и действует против коррупции.

- С земельными участками все понятно. Сейчас все вокруг говорят и пишут об отмене техосмотра. Кажется, это тоже радостная новость для многих. Что скажете?

- Да, соглашусь, это радостная новость не только для предпринимателей, но и для всех, у кого есть автомобиль. Если вернуться немного назад, то в самом начале у нас был государственный техосмотр. Потом потихоньку все это перешло в частные руки. Теперь мы подошли к тому, чтобы техосмотра в обязательном порядке вообще не было. В развитых государствах такой практики, как обязательный техосмотр, нет как для новых авто, так и для старых. Пришло время, когда мы поняли, что техосмотр зачастую всего лишь лишний барьер.  Ведь все мы знаем, как он проводится.

- В рамках законопроекта предусматривается отмена обязательного требования наличия печати для субъектов частного предпринимательства. Неужели иметь при себе печать это так сложно для предпринимателей?  

- На первый взгляд может показаться, что обязательное наличие печати не обременяет предпринимателя. Однако этот момент является одним из тех, где уместно сказать, что «дьявол кроется в мелочах». Все, на чем строится этот законопроект, было предложено самими предпринимателями, а не госслужащими и чиновниками. Так вот, как нам объяснили сами предприниматели, обязательное наличие печати для них это лишняя трата времени и денег. То же самое с обязательным нотариальным заверением копий документов. Вроде бы, кажется, там ничего особенного нет, но, по сути, это отнимает и время, и деньги. Наша цель - максимально упростить деятельность предпринимателей и устранить всю эту волокиту и барьеры, связанные с ней. Дело в том, что многие люди в нашей стране не идут в предпринимательство не из-за того, что не хотят работать и зарабатывать, а из-за того, что боятся вот этих административных барьеров. Боятся ошибиться в какой-то момент и потерять все. Поэтому если все эти процедуры будут максимально просты, то у людей постепенно исчезнет страх предпринимательства. Это и есть наша работа. Государство уже отходит от того, чтобы самому заниматься предпринимательством, и создает все условия, для того чтобы люди сами генерировали какие-то идеи.

- Давайте поговорим о самом больном – о проверках, которых предприниматели больше всего опасаются. В новом законопроекте предлагается совершенствование государственного контроля путем перехода на организацию проверок на основе оценки рисков. Что это подразумевает?

- Проверки на основании рисков  делались и ранее. И все проверки были двух видов - плановые и внеплановые. В рамках законопроекта плановых проверок как таковых почти не будет, то есть поменяются система планирования и критерии этих проверок. Обычно контролирующие госорганы по определенным критериям определяли, как часто проверять то или иное предприятие, например, раз в три года или раз в пять лет. Но практика показывает, что эти критерии часто неправильно используются самими госорганами. Число проверок, которые неправильно планировались, составляет 40% от общего количества.   К примеру, одного предпринимателя могли чаще проверять, чем надо, а про другого забывали. Сейчас будет внедряться новая система оценки рисков, на основании которых и будут планироваться проверки. Суть этой системы состоит в том, что она предусматривает проверку только тех предприятий, у которых действительно есть риски.

- А не окажется ли так, что начинающие предприниматели будут иметь больше рисков и, соответственно, больше проверок?

- Нет, это не окажется так. Потому что все эти моменты будут учитываться. К примеру, будет предусмотрен определенный возраст предприятия, в котором оно не будет подпадать под эти критерии рисков. Другими словами, большинство предприятий просто-напросто будут освобождены от ряда проверок. Однако не стоит забывать, что в бизнесе  есть отрасли, где действительно нужен строгий контроль. Там, конечно, таких поблажек не будет. Это такие отрасли, где есть оборот наркотических средств, атомная энергетика, лекарственные средства и т. д.

- Но ведь совсем освобождать от проверок тоже нельзя?

- Верно. Тем не менее, как вы знаете, в стране сейчас объявлен мораторий на проверки. За все это время еще не произошло никаких сверхъестественных событий – каких-то массовых отравлений, пожаров и т. д. То есть, несмотря на то что предприятия не проверяются, каких-либо значимых нарушений с их стороны не наблюдается. Не зря глава государства сказал, что все эти проверки - профанация. Ведь не обязательно всех предпринимателей запугивать этими проверками - звонить к ним, приходить и т. д. Наоборот, им надо давать возможность развиваться. Отчеты, хождение по кабинетам, нотариальное заверение занимают до 40% времени предпринимателей. Поэтому все эти моменты мы по возможности должны устранять и тем самым  изменить взаимоотношения между предпринимателями и чиновниками, сделав так, чтобы между ними почти не было личного контакта.  

- Реформа санитарно-эпидемиологического надзора тоже подразумевает собой сокращение числа проверок для основного большинства предпринимателей?

- Можно сказать, что так. Дело в том, что сейчас и до этого многие сферы предпринимательства проверялись санитарно-эпидемиологическим контролем, хотя в этом и не особо нуждались. Вопрос - нужно ли было все это? К примеру, насколько важен и нужен  санитарно-эпидемиологический контроль в сфере торговли одеждой? Нужно ли проверять бутик одежды на соблюдение норм санитарно-эпидемиологического контроля? Даже если подумать логически, санитарные нормы в бутике одежды даже если и будут нарушены, то не повлекут особой опасности для покупателя. Но до этого они не только проверялись, но еще и на постоянной основе. Сейчас предприниматели подняли этот вопрос. В настоящем законопроекте предусмотрено их мнение, которое заключается в том, что нужно  минимизировать количество этих проверок. Чтобы проверки санитарно-эпидемиологического контроля проводились только в тех сферах, где они на самом деле нужны. Также в рамках законопроекта планируется ввести альтернативу проверкам. Вместо проверок по части санэпиднадзора, пожарной безопасности, налогового администрирования на альтернативной основе будут введены камеральный контроль, аудит или страхование.

- Поясните, как это будет происходить?

- Особо отмечу, что это будет альтернатива проверкам, а не обязательством. Мы хотим сделать так, чтобы в компании, у которых есть страховка, с проверкой приходить не будут. Думаю, любой предприниматель захочет выделить какие-то средства на страховку, чем каждый раз ждать проверку. Все, что от него требуется, это соответствовать требованиям страховой компании.  И даже если клиент нарушает какие-то правила, к примеру, пожарной безопасности, то в случае пожара сам будет нести убытки. Ведь страховую компанию не обманешь. Так мы хотим призвать предпринимателей к порядку не через проверки, а через его собственный карман. Тогда предприниматель будет понимать, что нарушение тех же санитарных или пожарных норм повлечет  за собой  не какие-то санкции со стороны госорганов, а ударит по его карману. Это самый действенный метод, который практикуется в развитых странах.

- И, наконец, последний вопрос. На какой стадии находится законопроект и когда будут приняты эти нововведения?

- Данный законопроект разработан и презентован в мажилисе Парламента. По поручению главы государства мы должны были этот документ уже до конца текущего года провести через мажилис. Однако, поскольку у депутатов возникли вопросы во время презентации законопроекта, трудно обозначить даже приблизительные сроки, но, надеюсь, до конца 2014 года проект все-таки будет принят. Нужно понимать, что все охватить в одном законе невозможно, и все наши желания и чаяния, как бы мы того ни хотели, не получится подготовить в виде одного законопроекта в такие сроки. Поэтому работа по кардинальному улучшению условий для предпринимательской деятельности будет вестись на постоянной основе, что входит в одну из задач Национальной палаты предпринимателей (НПП).

- Что думают о законопроекте сами предприниматели?

- Хочу отметить, что около 60% всех предложений, которые мы вносим в правительство, находят отражение в действующих нормативно-правовых актах. Именно поэтому НПП на постоянной основе проводит во всех регионах анализ на наличие административных барьеров. Информацию мы черпаем в том числе из опросов мнений предпринимателей, анкетирования, из результатов постоянных встреч с предпринимателями и т. д. У нас также есть реестр проблем предпринимателей на официальном сайте, на котором мы фиксируем все проблемные моменты, мешающие предпринимателям. Возвращаясь к новому законопроекту, все сделанные нововведения — это 100%-ная инициатива самих предпринимателей. Ранее такой практики не было, чтобы предложения бизнес-сообщества так быстро находили отражение в законодательстве. Сейчас же мы можем объединить голоса предпринимателей и донести их до верхов. Это наша главная задача.

Источник: and.kz


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры