astana-view

Артур Котенев: Госслужащие ждут окончания моратория на проверки МСБ, чтобы взяться за бизнесменов

05 Декабря 2014
3113 просмотров

В рамках программы «Есть мнение» в студии «Радиоточки» - директор Алматинской палаты предпринимателей Артур Котенев.

- Артур, первого января заканчивается мораторий, объявленный президентом на проверки малого и среднего бизнеса. Каковы итоги? Что это дало алматинским предпринимателям?

- Итоги достаточно позитивные. Мы можем говорить не только по Алматы, но и в целом по республике. Увеличилось количество предприятий. Если сравнивать с 2013 годом, в 2014 году на треть увеличились поступления в бюджет. Мы можем с точностью сейчас констатировать, что предприниматели прошли этот экзамен на «отлично», показали себя как уже сформировавшийся класс, который не обязательно так часто проверять. При этом, несмотря на то, что у нас был мораторий на этот год, предприниматели платили налоги, полностью выполняли взятые на себя обязательства. Безусловно, были факты, когда предприниматели нарушали законодательство. И раньше были такие случаи, но мы можем сейчас точно сказать, что предприниматели, не отвлекаясь на проверки, показали очень хорошие показатели - у нас произошло увеличение поступлений в бюджет по городу Алматы на восемь процентов по сравнению с предыдущим годом. Алматы – это уникальный регион, это 18 процентов ВВП, это единственный несырьевой регион, который дал такие показатели. Это регион с самым большим показателем бизнесменов – на сегодня в Алматы насчитывается 105 000 предпринимателей - это мелкие, крупные и средние предприятия. Безусловно, мы можем говорить о том, что этот мораторий очень позитивно отразился на бизнес-климате. 

- Президент, озвучивая пункты программы «Нурлы жол» сказал, что, по завершении моратория, он ожидает, что проверяющие органы набросятся на бизнес. Чего ожидаете вы?

- Мы не только ждем, но и готовимся к этому. Дело в том, что мы подписали на данный момент ряд документов, в том числе и с Генеральной прокуратурой. На сегодня за Алматы закреплен отдельный прокурор, который занимается вопросами предпринимательства. Мы планируем с 2015 года совместно с прокуратурой увеличить количество таких спецпрокуроров. Также мы подписали меморандум о сотрудничестве с городским судом. И еще мы в процессе подписания договоров с основными, грубо говоря, возмутителями предпринимательского спокойствия – управление земельными отношениями и управление государственных доходов.

- А все-таки есть опасения, что начнутся эти проверки, вымогательства денег, увеличение поборов?

- Опасения есть, и мы из практики знаем, что государственные служащие ждут окончания моратория, чтобы все заявки, все жалобы, которые были, начать рассматривать в полную силу. На сегодня мы пришли к соглашению с ДЧС, что первые три месяца по окончании моратория проверять частные предприятия они не будут, а сделают упор на контроль госорганов. 

- От моратория есть плюсы, но мы все помним летние скандалы с туристическими фирмами, когда государственные контролирующие органы говорили: «Мы ничего не можем сделать, потому что работает мораторий». Многие потребители и общества защиты прав потребителей жаловались, что мораторий снижает качество услуг, которые предоставляют предприниматели. Много ли такого негатива было от моратория?

- Если смотреть в процентном соотношении, то мы можем говорить о том, что меньше 0,01% таких негативных случаев, которые могли повлиять на жизнедеятельность нашего города. Сейчас мы можем констатировать со стопроцентной уверенностью, что данный мораторий повлиял положительно, а те негативные факторы, которые были, не сопоставимы с тем эффектом, который дал мораторий. Мы видим увеличение количества рабочих мест, увеличение оплаты налогов. Это очень важно для города. Безусловно, ни госслужащие, ни я не можем дать такой гарантии, что, если б не было моратория, не произошла бы такая же ситуация по этим туристическим компаниям.

- Вы упомянули новый проект «Нурлы жол». Огромные деньги будут выделяться на ЭКСПО и инфраструктурные проекты. Но такое ощущение, что Алматы останется немного в стороне от этих денежных потоков - малый и средний бизнес Алматы скорей всего ничего не получит.

- Это не совсем так. Дело в том, что это уникальная программа. За уходящий год мы совместно с «Даму» проработали сумму в размере ста миллиардов, это полностью по республике. Из 100 миллиардов 20 осталось в Алматы. По результатам этого мы можем сейчас констатировать, что в республике увеличилось количество рабочих мест на 4 500 мест. Мы планируем, что основной эффект пойдет через год-два, потому что мы понимаем, что мгновенный эффект от этих средств получить невозможно. 

- А как алматинский бизнес будет задействован?

- Программа рассчитана на предпринимателей – малый, средний бизнес. Речь идет об основных секторах, в которых мы нуждаемся сейчас, те, которые меньше всего сейчас развиты в Казахстане, но при этом стратегически важны для развития нашего государства. Это обрабатывающая промышленность, пищевая, химическая. На сегодня беспрецедентные меры – под шесть процентов годовых выделяются денежные средства на десять лет. Какая процедура? 100 миллиардов выделено на «Даму», который работает с банками второго уровня. Вы готовите бизнес-план, обращаетесь в банк, получаете этот льготный кредит. Но мы столкнулись с тем, что 100 миллиардов уже заканчиваются, а потребность растет. Все мы понимаем, бизнес окупается не за один, не за два года. Бизнесы, связанные с пищевой и обрабатывающей промышленностью, очень финансово емкие, с большими капиталовложениями, и окупаемость у них идет не 1-2 года, а до 5-7 лет. Поэтому новая программа нацелена на 10 лет. Сегодня мы уже получили подтверждение, что фондом «Даму» выделено дополнительно 100 миллиардов тенге по республике.

- Скажите, какие основные проблемы стоят сегодня перед бизнесом именно в Алматы?

- Я бы выделил две основные проблемы, с которыми чаще всего к нам обращаются. Это, в первую очередь, административные барьеры и защита прав предпринимателей. Мы ежемесячно проводим совет по защите прав предпринимателей и, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что у нас есть три основных проблемных направления, по которым к нам обращаются. Это налоговый комитет – тут нарушения в плане незаконных арестов счетов, незаконное доначисление, также возникают вопросы с НДС. Второе – это управление архитектуры, которое, к сожалению, ущемляет наших предпринимателей, не дает технические условия, архитектурно-планировочные задания, возникают вопросы, поскольку город немолодой, с красными линиями. И третье – управление земельных отношений. В первую очередь это вопросы по земельной комиссии, так как Алматы является бизнес-центром, каждый клочок земли на вес золота, и цена за один квадратный метр достигает цены недвижимости в развитых государствах, которые находятся в топ-10. При этом управление земельных отношений ущемляет наших предпринимателей – не дают изменять целевое назначение, не дают привязать дополнительные земельные участки, есть ряд других нарушений, связанных с оформлением права собственности.

- Как вы думаете, почему люди идут к вам, а не в суды? Это ведь самый простой и логичный путь решения своих проблем.

- Мы завоевали доверие предпринимателей своей оперативной работой. Палата предпринимателей имеет очень много рычагов, благодаря которым мы можем отстаивать интересы предпринимателей. Если предприниматель приходит к нам, мы в течение 2-3 дней делаем заключение по его проблеме, рассылаем оперативно запросы. Я хотел бы поблагодарить государственные органы, которые с нами активно взаимодействуют – в первую очередь, это аппарат акима города. Мы в кратчайшие сроки получаем ответ, по результатам этого делаем свои заключения. А уже на их основании мы самостоятельно пытаемся решить проблему. Если государственные органы отказываются от наших рекомендаций, то мы уже обращаемся в суд и выступаем третьей стороной по тем или иным судебным процессам.

- А много было судебных процессов?

- Да, судебных процессов было много. В основном, они связаны с земельными правоотношениями. Несколько достаточно громких процессов на большие суммы связаны с налогообложениями. К нам обращаются  не только компании, которые постоянно работают в Алматы, к нам обращаются компании по всем регионам. Сейчас у нас достаточно много совместных предприятий, много крупных компаний.

- Палата берет деньги за свои услуги?

- Нет, мы не берем никаких денег со стороны предпринимателя, эти услуги совершенно бесплатны. Я бы хотел проинформировать наших предпринимателей о том, что у нас есть центр обслуживания предпринимателей, куда можно обратиться и получить безвозмездные консультации по всем направлениям – от налогообложения до таможенных услуг. Мы помогаем подготовить бизнес-план, сделать обоснование, дать предложения по государственным программам и рекомендации, в какие банки стоит обратиться, с указанием рисков, которые могут впоследствии возникнуть у предпринимателя.

- Когда вы говорите «бесплатно», это не совсем правда, потому что казахстанские предприниматели вынуждены платить членские взносы в Палату, хотя она является общественным объединением и вступление должно быть добровольным?

- Совершенно верно. Дело в том, что в соответствии с законом в Национальную палату предпринимателей входят абсолютно все предприятия страны – это малый, крупный и средний бизнес. Но сегодня мы собираем взносы только со среднего и крупного бизнеса. Малый бизнес пока освобожден от уплаты членских взносов. Но, при этом, мы не разделяем предпринимателей на крупных, мелких или индивидуальных и даем консультации абсолютно всем. Мы осуществляем поддержку всех, кто обращается в Палату. Если говорить в целом о членских взносах, то у нас крупный бизнес платит по восемь миллионов, но таких предприятий очень мало – в Алматы их меньше 800. Средних предприятий у нас порядка 25 тысяч, остальные- мелкие.

- У многих вызывало отторжение не столько суммы членских взносов, а то что весь бизнес обязательно загнали в неправительственную организацию, нарушив при этом принцип добровольности сбора членских взносов. Почему был выбран такой силовой метод? 

- Это не столько силовой метод... данная практика существует практически во всех крупных европейских странах. Наша основная задача – это не сбор денежных средств для решения своих задач. Главная цель - это помощь бизнесу, причем не дистанционно, а напрямую. За уходящий год мы уже отработали 1500 заключений, 1370 административных барьеров и лицензий мы уменьшили до 702. В 2015 году мы планируем уменьшить это число вдвое. А принудительность... да, закон подписан, но основная его цель – улучшение бизнес-климата. Если сравнивать с Россией, то уже порядка 1 500 предпринимателей переезжают из России в Казахстан. И это не только приграничные области, но и Алматы. И это связано с удобством ведения бизнеса тут. 

- Но таким образом ваша работа повышает и риски для нашего бизнеса – конкуренция возрастает, давление на рынок растет. 

- Да, но Казахстан в ближайшее время будет входить в ВТО, там конкуренция будет еще выше. Мы не можем развивать экономику государства в закрытой коробке и надеяться на то, что так мы будем конкурентоспособными. Мы можем закрыться от всех и рассчитывать только на свой рынок, но нас чуть больше 17 миллионов и огромная территория. Нацпалата нацелена на изменение приоритетов с сырьевой направленности. Мы помогаем развить бизнес-климат для того, чтобы у нас было больше предприятий, занимающихся реальным сектором экономики, конкретным продуктом, который был бы конкурентоспособен не только у нас, но и на рынках других государств.

- Вернемся к мораторию, после его завершения государство хочет поставить бизнес под контроль системы управления рисками? 

- Да, эта система разрабатывалась в управлении по госдоходам. Сегодня объединили ряд управлений – таможня, налоговый комитет, финансовая полиция, и теперь они работают под единой крышей. Они провели презентацию системы, а мы подготовили свои предложения. К сожалению, по многим моментам мы с ними не согласны, но мы работаем сейчас в дискуссии. Однозначно, мы согласны с тем, что предпринимателей необходимо проверять.

- В чем суть этой системы?

- Есть семь основных показателей, на основании которых определяется благонадежность компании - то, насколько она выполняет свои обязательства перед государством. Это определяется по количеству имущества, по доходу, по обороту, по выставленным счетам и так далее. По этим критериям определяется, насколько компания жизнеспособна и относится ли к субъектам лже-предпринимательства. От этого рейтинга будет зависеть частота проверок – какое-то предприятие будут проверять раз в год, какое-то предприятие будет проверяться раз в пять лет, а какое-то – вообще не будет по принципу соотношения того дохода, который они получают, отчислений в бюджет и пенсионных и других налогов. Если мы понимаем, что это все в рамках нормы, мы не видим смысла беспокоить предприятие и делать плановые проверки.

- А когда эта система начинает работать?

- Эта система начинает работать уже с первого числа 2015 года, как только заканчивается мораторий. Но мы понимаем, что и тут возможны перегибы. Поэтому наша основная задача – привлечь предпринимателей к обсуждению. Мы готовы встречаться с бизнесменами, давать дополнительную информацию.  

- Государство предлагает вроде бы хороший механизм – систему управления рисками и рейтинги для предпринимателей. Но, мы все прекрасно понимаем, что сразу появляется мощная коррупционная составляющая – у нас в стране всегда можно решить вопросы своих рейтингов при помощи сотрудников госорганов.

- Мы уверены, что рейтинги будут открытыми. Если у вас нормальное предприятие, то вы увидите, по каким критериям вам начислено какое количество баллов. Если вы с чем-то не согласны, то сможете обратиться в управление по госдоходам. Если они не примут ваши доводы, то Палата предпринимателей готова обсуждать с госорганами все вопросы. Никто не говорит о том, что предложенная система идеальна. У нас есть ряд предложений по ее коррекции. 

- Участие в системе управления рисками для предпринимателей будет стоить каких-то денег?

- Нет. Эту работу проводит управление государственных доходов, и деньги выделяются из госбюджета. Для нас это новые программы и вся система новая. Но при этом в ней учтены все недостатки, которые были у предыдущих систем. И те нарушения и жалобы, которые поступали от предпринимателей, мы довели уже до архитекторов этой программы. Я думаю, что многие моменты были учтены, и мы увидим жизнеспособную программу.

- То есть никаких изменений в  бухгалтерскую и финансовую отчетность вноситься не будет? Это рабочая статистика, которая будет находиться на стороне госорганов?

- Нет, изменений не будет. Мы не пытаемся создать для предпринимателя больше проблем. Мы наоборот пытаемся максимально уменьшить документооборот и общение предпринимателей с госорганами. Мы не считаем необходимым встречаться предпринимателю с госорганами, если он добросовестно выполняет взятые на себя обязательства, ведь это стресс, потеря времени, отвлечение внимания от основного бизнеса. Предприниматель должен заниматься зарабатыванием денег, уплатой налогов – это его задачи. Ну, и созданием правильной экономики, правильного бизнес-процесса. 

Источник: Радиоточка


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры