astana-view

«Казахстанский турбизнес находится в режиме ожидания», - Р.Шайкенова

09 Февраля 2015
4277 просмотров

Спрос на услуги выездного туризма в осенне-зимний период упал на 25%, так как экономический кризис заставляет людей экономить на отдыхе, а сам туристический бизнес замер в режиме ожидания. Об этом в интервью Kursiv.kz рассказала директор КТА Рашида Шайкенова.

– Рашида Рашидовна, как ощущает на себе турбизнес переход страны в режим строгой экономии?

– В прошлом году была отменена сдача отчетов турфирмами по статистическим данным. Но можно отследить по данным пограничной службы происходящее на рынке выездного и въездного туризма. Кроме того, мы делаем свой анализ по рынку, согласно которому осенне-зимний период показал падение спроса на выездные туристские услуги на 20–25%. И девальвация, и события, сотрясающие рынок уже в течение трех лет, и 2014 год, который ознаменовался очередными скандалами в сфере туризма, уронили имидж туристского рынка. Падение рубля и ожидаемая очередная волна девальвации тоже негативно отразились на рынке. Все это влияет на уровень потребительского спроса. Когда возникает необходимость экономить, люди в первую очередь отменяют отдых, который стоит денег. Поэтому мы сейчас находимся в режиме ожидания.

– Не связаны ли озвученные вами недополученные 25% со временем года? У нас люди все-таки предпочитают выезжать на отдых летом.

– Нет. Такую тенденцию мы наблюдаем уже с прошлой весны. Если вы поговорите с руководителем любой туристской компании, они вам скажут, что сезон 2014 года был очень сложным. И в первую очередь из-за падения спроса.

– Вы думаете, что спрос на выездной туризм в этом году уменьшится?

– Нам не хотелось бы, чтобы это произошло. Все зависит от того, как будет складываться экономическая ситуация. Хотелось бы сделать радужный прогноз, но он сейчас не имеет под собой реальной почвы. Во всяком случае, мы не ожидаем всплеска.

– Может ли снижение спроса на выездные туры помочь приподнять внутренний туризм? Люди все равно хотят где-то отдыхать.

– Я бы не связывала спрос на внутренний туризм со снижением спроса на выездной. Внутренний туризм очень медленно, но увеличивается. Не потому что граждане Казахстана стали оставаться на свой долгосрочный отдых в стране. Лично я связываю это с тем, что растет уровень культуры и наши граждане ищут возможность в период рабочего времени выезжать на день-два за пределы города, то есть это так называемые туры выходного дня. Думаю, это хорошее явление, так как оно дает возможность заработать нашим немногочисленным компаниям, работающим на внутреннем рынке. С другой стороны, растущий спрос будет мотивировать бизнес на создание инфраструктуры. Если предприниматель заметит, что увеличился поток на Чарынский каньон, то он также увидит возможность заработать, а значит, будут создаваться придорожные сервисы, будут предоставлены какие-то услуги на территории самого каньона – транспорт к примеру. Будут усовершенствованы услуги гидов-экскурсоводов и так далее.

На долгосрочный отдых люди все равно будут искать возможность выехать на какие-то водоемы, на тот же Иссык-Куль. До тех пор пока мы не создадим конкурентную инфраструктурную среду, которая будет регулировать цены в сторону уменьшения и улучшения качеств услуг, не нужно рассчитывать на то, что казахстанский потребитель здесь останется, обуянный чувством патриотизма, и каждый раз бояться отравиться где-нибудь пищей в летний сезон. Казахстанский потребитель сегодня очень избалован.

– Что вы думаете об идее Ассоциации турагентств Казахстана об обязательном страховании каждого выезжающего из страны гражданина?

– Я не одобряю мысли о запрете на выезд без страховки. Если предполагается, что деньги берутся с потребителя, то механизм действия этого фонда должен быть очень четко прописанным и выверенным. Потому что существует сегмент чартерных компаний, выкупающих места блоками или полностью весь борт. А есть еще нишевые туристские компании, занимающиеся организацией индивидуальных туров, когда человек сам или со своей семьей едет на отдых. Это различные сегменты рынка, имеющие разный уровень риска. Их нельзя смешивать в одну кучу. Ассоциация турагентств только создалась. Нужно еще завоевать авторитет на рынке и заниматься вопросами становления.

– Что, по-вашему, надо предпринять, чтобы уберечь туристический бизнес Казахстана от распада в период кризиса?

– Защита туристского рынка – это совместная работа государства и бизнеса. Государство, которое регламентирует правила игры на рынке и регулирует рынок, должно понимать, что любая ограничивающая акция сегодня может привести рынок к финансовому краху. У нас были случаи, когда некоторые непродуманные законодательные акты ставили в очень сложную финансовую ситуацию наш туристский рынок. В свою очередь рынок должен понимать меру своей ответственности перед туристами. Все это вкупе должно работать на сохранение туристского бизнеса в сложный экономический период. Недавно в закон «О туристской деятельности в РК» были внесены изменения. Одна из статей закона гласит о том, что туроператор по выездному туризму не может работать напрямую с физическими лицами. Это – ограничение предпринимательской деятельности. Существует понятие розничной и оптовой торговли, и предприниматель сам должен определять, в какой нише ему работать. Когда речь идет об индивидуальном туризме, то туроператоры Казахстана, которые десятилетиями нарабатывали свою клиентскую базу, сиюминутно должны отдать ее неизвестно кому. Вот вам пример того, как законодательные акты ограничивают сферу предпринимательской деятельности.

– А в чем должна заключаться ответственность туристских компаний перед клиентами?

– Компании должны нести ответственность за каждого отправляемого туриста. Это и грамотно составленный договор, с которым клиент должен полностью ознакомиться. Турист должен получить полную информацию об особенностях той страны, куда едет. Должен заблаговременно получить все необходимые документы на руки. У него должна быть возможность выбрать способ перевозки. Так рынок и работает. А где у нас возникает проблема? Она всегда возникает с чартерами. Здесь уже поле деятельности Комитета гражданской авиации (КГА). Запретив иностранные чартерные компании, до сегодняшнего дня КГА еще ничего не сделал для того, чтобы улучшить ситуацию на нашем рынке. Нет новых отечественных авиакомпаний, нет возможности выбора. На рынке создается монополия. Это замечательно, что мы защищаем свой рынок, но, извините, чтобы расширять возможности рынка, надо же еще что-то делать, кроме запретов.

– Вопрос о доверии. Казахстанцы начали бронировать места на летний сезон? Есть ли разница в спросе по сравнению с прошлым годом?

– Бронирование только началось, и мы пока не видим разницы.

– А какие направления будут пользоваться спросом в этом году?

– К сожалению, рынок выездного туризма не очень большой для граждан Казахстана. Мы ожидаем, что останутся наши традиционные массовые направления, такие как Турция, Таиланд, Малайзия, Китай. В этом году появился после перерыва Египет. Сейчас набирает обороты Корея – в сфере лечебно-оздоровительного туризма. Не так давно вышел на рынок Вьетнам и такие европейские страны, как Хорватия, Венгрия, Черногория. К тому же в марте «Эйр Астана» запускает рейсы в Париж – прекрасная возможность для наших граждан в сфере культурно-познавательного туризма.

– Могут ли у нас снизиться цены на турпутевки?

– Что вы говорите? Курс доллара растет, а мы с партнерами рассчитываемся в долларах. Может понижаться стоимость только массовых туров. Но только если у нас будет достаточно самолетов на чартерные рейсы и будет конкуренция. Тут все решает ее величество конкуренция. А цены на индивидуальные туры однозначно не подешевеют.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры