Истина где-то рядом, или Эксклюзивный спектр оттенков серого
В Алматы под председательством члена Коллегии — министра по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Сулейменова состоялось совещание по выработке предложений по разрешению спорного вопроса применения принципа исчерпания исключительного права на товарный знак на территории государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Актуальность вопроса
Помимо представителей бизнес-сообщества в совещании приняли участие представители Министерства экономики, Министерства по инвестициям и развитию, Министерства юстиции, Министерства финансов Казахстана, представители уполномоченных органов и бизнес-сообществ государств — членов ЕАЭС.
Темой для обсуждения не случайно стало применение принципа исчерпания исключительного права на товарный знак. Для прояснения сложившейся ситуации — немного предыстории.
При выборе любого из трех возможных принципов исчерпания прав — международного, регионального или национального — каждая страна руководствуется, прежде всего, социально-экономическими интересами.
Вопрос выбора оптимального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак затрагивает практически все слои общества: от потребителей, правообладателей, производителей, инвесторов, импортеров, продавцов до антимонопольных, фискальных, контролирующих и других государственных органов.
— При подготовке договора о Евразийском экономическом союзе был использован наиболее успешный интеграционный опыт ЕС, где используется региональный принцип исчерпания прав, — поясняет член Коллегии — министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов.
Этот же принцип уже не первый год используется в России и Беларуси. В Казахстане же действовал международный принцип исчерпания прав.
Мнения противоборствующих сторон
Де-факто сразу после подписания договора о ЕАЭС вопрос исчерпания прав вызвал волну аргументированных возражений на всем пространстве интеграционного объединения. Казахстанские предприниматели тоже не остались в стороне. Бизнес-сообщество поднимает вопрос о замене регионального принципа на международный принцип исчерпания прав.
— Государства, разрешающие «параллельный» импорт, а среди них Китай, США, Япония, Канада, Индия, Великобритания, прежде всего, исходят из интересов потребителей, которым все равно, кто производит товар, лишь бы его качество оставалось на неизменно высоком уровне и соблюдались принципы ограничения монополистической деятельности; предупреждения разделения рынка; обеспечения свободного оборота товаров на рынке, — аргументирует позицию бизнес-сообщества Казахстана директор департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Алихан Мамбеталин. — Международный принцип исчерпания прав также выбрали страны с развивающейся экономикой: Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Перу и Боливия. Это связано с низким уровнем производства и технологическим развитием стран, не позволяющим значительной части граждан этих стран удовлетворить большинство потребностей за счет только внутренних ресурсов.
Помимо этого, международный принцип исчерпания прав создает более конкурентную среду для развития малого бизнеса.
Фактически Казахстан более чем на 80 процентов зависит от импортируемых товаров. Официальные дилеры/дистрибьюторы устанавливают непомерные цены на предлагаемые товары. В то время как независимые импортеры на протяжении многих лет обеспечивали рынок страны брендовыми товарами со всех стран мира по минимальным ценам, предлагая при этом широкий ассортимент и высокое качество.
Некоторые товары, поставляемые официальными дилерами/дистрибьюторами в страны ТС и СНГ, по своим техническим характеристикам не соответствуют стандартам ЕС, США и поэтому не продаются в этих странах, но беспрепятственно ввозятся в РК и продаются потребителям по сверхзавышенным ценам. Подобная практика особенно остро наблюдается в сфере лекарственных средств, бытовой химии, запасных частей, одежде, парфюмерной продукции.
— Ни бизнес, ни потребитель не должны быть ограничены интересами транснациональных корпораций, — продолжает Алихан Мамбеталин. — Фактически региональный принцип превратился в инструмент давления на малый бизнес. Палата предпринимателей за возвращение к международному принципу исчерпания прав.
— Мы полагаем, что легализация «параллельного» импорта — это скорее зло нежели добро, если говорить категориями черно-белого, — возражает президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники России Александр Онищук. — А если говорить категориями оттенков серого, то надо разбираться в каждом конкретном случае. Чем больше участников дискуссии, тем более сбалансированным будет решение, в основе которого должны лежать судебные решения о доказанных нарушениях законодательства о защите конкуренции.
Казахстанская судебная практика свидетельствует об ином.
— Судебные тяжбы не ограничиваются оспариванием законности введения товаров в гражданский оборот, так как подзаконные акты органов власти содержат отсылочные нормы на иные нормативно-правовые акты, которые влияют на сферу взаимоотношений различных субъектов рынка, которые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены вести так называемые патентные войны, когда несколько субъектов предпринимательства, имея патенты на различные классы товаров и услуг по одному товарному знаку, пытаются вытеснить конкурентов посредством введения встречных ограничений по отношению друг к другу, — аргументированно оспаривает мнение оппонента Алихан Мамбеталин. -Зачастую данная проблема порождает недобросовестных патентообладателей — так называемых «патентных троллей», которые не заинтересованы в ведении бизнеса по конкретному товарному знаку либо изобретению, а лишь используют патент как инструмент шантажа и получения необоснованных вознаграждений от предпринимателей в виде вознаграждений за получение права на использование товарного знака.
Такие факты негативно влияют не только на ведение бизнеса, но и на нагрузку контролирующих государственных органов, которые невольно становятся участниками борьбы субъектов рынка, рассматривая жалобы, исследуя и собирая доказательства в суде в силу действующего законодательства, обязывающего государственный аппарат провести проверку и вынести соответствующее решение.
— Мы в Российской Федерации достигли значительных успехов благодаря тому, что легализация «параллельного» импорта не была проведена, — настаивает Александр Онищук. — Мы превратили рынок перепродаж в рынок производителей. Почти все телевизоры, холодильники, стиральные машины, которые сейчас продаются в России, здесь и изготавливаются. Это произошло в том числе и потому, что у нас есть региональный принцип исчерпания прав. Сегодня во главу угла надо ставить интересы не столько перекупщиков, сколько стратегические задачи нашего Союза по построению понятной и передовой промышленной политики с учетом интересов потребителей. Нам кажется, что наличие внутренних производств, импортозамещения — это гарантия нашей стабильности, как потребителей. А о каком импортозамещении можно вести речь, если мы говорим о легализации импорта? Нам кажется, если граница будет открыта — импортозамещению конец.
Аргументов «за» и «против» еще высказывается немало. «Львиная» доля истины есть в обеих точках зрения. Именно поэтому в сентябре 2014 года Советом Комиссии ЕЭК создана рабочая группа по выработке рациональных предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, которую возглавил член Коллегии — министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов.
Квалифицированные специалисты уполномоченных органов Республик Казахстан, Беларусь, Российской Федерации, эксперты, представляющие важнейшие национальные направления бизнеса, и широкий круг специалистов различных направлений Комиссии, сегодня напряженно работают над разрешением проблемы.
Достигнута договоренность о включении в состав рабочей группы представителей Республики Армения, которая фактически является полноправным участником Союза, и представителей Кыргызской Республики с учетом подписания Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Базовый консенсус определен
Рабочей группой рассмотрены различные варианты развития ситуации.
— Сейчас, исходя из меняющейся социально экономической ситуации, все чаще звучат призывы к применению гибридных механизмов: когда из общего регионального принципа исчерпания права могут быть сделаны исключения по отдельным товарным позициям; либо наоборот — следует перейти полностью к международному принципу исчерпания прав, когда завозятся все группы товаров свободно, но по некоторым товарным позициям действует региональный принцип исчерпания прав, — разъясняет компромиссный вариант принятия решений Тимур Сулейменов. — Такой импорт должен согласовываться с правообладателем. Это является нормой договора о Евразийском экономическом союзе, изменения вносятся через процедуру внесения изменений в договор. Поэтому они должны проходить через все органы интеграции и только потом могут быть ратифицированы парламентом.
Предложение, которое сейчас направлено сторонам по этому вопросу, заключается в сохранении регионального принципа исчерпания прав в качестве базового — действующего по умолчанию. Один из органов интеграции — совет, комиссия или межправительственный совет на уровне премьер-министров — наделяется полномочиями вводить изъятия из регионального принципа исчерпания прав. Иными словами, по определенной товарной группе действует международный принцип исчерпания прав. Соответственно эти товарные группы согласовывать с правообладателем ненужно.
— Процессу принятия решения предшествует тщательная работа: расследование антимонопольных органов совместно с ведомствами, ответственными за экономическую, промышленную, торговую политику, — продолжает Тимур Сулейменов. — Затем вносится проработанное предложение и один из органов интеграции принимает решение. Такое предложение вместе с проектом изменений договора нами было направлено в правительство комиссии, и сейчас мы ожидаем ответа.
В настоящий момент речь идет о возможности применения гибридного принципа.
— Теоретически это возможно, но необходимо изменение норм договора, — считает Тимур Сулейменов. — За этим последует конкретная работа по определению конкретных групп товара, на которые будет распространяться международный принцип исчерпания прав.
Катализатором внесения этих предложений и изменений являются антимонопольные органы. В частности, изъятие предлагается ввести на автозапчасти, бытовую химию, алкоголь, лекарственные средства. Вокруг этих ключевых товарных групп и будут идти дискуссии.
По этому вопросу уже прошло заседание в правительстве Российской Федерации и Республики Казахстан. Аналогичные обсуждения пройдут в правительствах Беларуси и Армении.
Планируется, что к марту текущего года все ведомства придут к согласованной позиции экономической, промышленной, торговой, антимонопольной политики и выскажут ее на заседании рабочей группы.
Межстрановая рабочая группа выработает конкретные предложения, и будет запущен правовой механизм изменения договора.
— Нам необходимо выявить баланс интересов между двумя противоположными точками зрения, — резюмирует Тимур Сулейменов. — Окончательно этот вопрос будет законодательно решен к началу 2016 года.
Оставьте комментарий:
Комментарии: