astana-view

Стратегическая площадка

05 Марта 2015
1866 просмотров

Конец 2014 года ознаменовал завершение работы над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который сейчас проходит стадию внутригосударственного согласования. Именно от продуктивности прохождения этого процесса в перспективе зависят темпы развития экономик стран — участниц интеграционного объединения. Осознавая это, казахстанское бизнес-сообщество подошло к вопросу крайне серьезно, но, к сожалению, часть поправок проигнорирована заинтересованным государственным органом.

Для прохождения процедуры внутригосударственного согласования (ВГС) проекта Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза в Казахстане выбрана площадка Министерства национальной экономики.

В результате состоявшихся заседаний было обсуждено 220 поправок, 202 из которых подготовлены казахстанским бизнес-сообществом.

В итоге отечественное бизнес-сообщество получило полное разочарование. Судите сами: на последнем заседании Рабочей подгруппой по совершенствованию таможенного законодательства ТС и РК были представлены материалы только по 85 поправкам, а остальные 135 поправок Министерство национальной экономики проигнорировало.

И это еще не все: из 47 принципиальных для казахстанского делового сообщества поправок в Таблицу разногласий внесена лишь 21 поправка. Такая позиция госоргана сильно снижает уровень переговорной позиции страны и возможность для маневра экспертов при отстаивании интересов государства.

Есть и другие поводы для недовольства.

— Сжатые сроки проведения внутригосударственного согласования проекта могут повлиять на качество подготовки столь важной и наиболее чувствительной для бизнеса сферы таможенного регулирования, — выражает единое мнение казахстанской бизнес-среды директор департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Алихан Мамбеталин.

Но и на это обращение отечественных предпринимателей с просьбой продлить сроки ВГС Министерство национальной экономики ответило официальным отказом.
Такая позиция явно диссонирует с курсом, который проводит Глава государства.

«Ключевым звеном работы государства будет создание максимально благоприятных условий для развития казахстанского бизнеса, — однозначно выражает свою позицию в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Нурсултан Назарбаев. — Надо отменить все инертные правовые нормы, мешающие развитию бизнеса».

К сожалению, действительность демонстрирует иное. На этапе разработки проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза бизнес-среда Казахстана надеялась, что таможня создаст простые и необременительные механизмы администрирования процесса для добропорядочных компаний при одновременном повышении качества аналитической работы таможенных органов и повышении таможенного контроля. К сожалению, эта цель новым проектом не достигнута.

Данная редакция Проекта ТК ЕАЭС — это компиляция в результате механического слияния 25 международных соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности без проведения анализа и оценки влияния этих актов на улучшение таможенного администрирования.

Этот громоздкий кодифицированный документ, написанный на сложном для единообразного толкования языке, с излишне подробной детализацией процедур, бесспорно, вызовет серьезные осложнения у бизнеса и контролирующих органов в правоприменительной практике.

К тому же, выявленные в процессе реализации Кодекса коллизии будет очень сложно изменить из-за многоступенчатой и длительной процедуры внесения изменений и поправок.

«Чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны, — говорит Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», — все наши действия по достижению главной цели Стратегии-2050 должны следовать четким принципам, первый из которых — принцип прагматичности и эволюционности всех принимаемых решений».

Исходя из этой позиции, намного выигрышней выглядит конструкция Кодекса по примеру Таможенного кодекса ЕС, который отражает все основные нормы рамочно, а детализацию относит на уровень национального законодательства. Некоторую часть полномочий целесообразно передать на уровень ЕЭК.

Именно такую позицию и следует отстаивать Казахстану. Тогда и бизнес заработает динамичнее, и активнее будет развиваться экономика, равно, как и приумножаться доходы граждан. Разве не это является основной целью любого прогрессивного государства?

Источник: Деловой Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры