Стратегическая площадка
Конец 2014 года ознаменовал завершение работы над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который сейчас проходит стадию внутригосударственного согласования. Именно от продуктивности прохождения этого процесса в перспективе зависят темпы развития экономик стран — участниц интеграционного объединения. Осознавая это, казахстанское бизнес-сообщество подошло к вопросу крайне серьезно, но, к сожалению, часть поправок проигнорирована заинтересованным государственным органом.
Для прохождения процедуры внутригосударственного согласования (ВГС) проекта Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза в Казахстане выбрана площадка Министерства национальной экономики.
В результате состоявшихся заседаний было обсуждено 220 поправок, 202 из которых подготовлены казахстанским бизнес-сообществом.
В итоге отечественное бизнес-сообщество получило полное разочарование. Судите сами: на последнем заседании Рабочей подгруппой по совершенствованию таможенного законодательства ТС и РК были представлены материалы только по 85 поправкам, а остальные 135 поправок Министерство национальной экономики проигнорировало.
И это еще не все: из 47 принципиальных для казахстанского делового сообщества поправок в Таблицу разногласий внесена лишь 21 поправка. Такая позиция госоргана сильно снижает уровень переговорной позиции страны и возможность для маневра экспертов при отстаивании интересов государства.
Есть и другие поводы для недовольства.
— Сжатые сроки проведения внутригосударственного согласования проекта могут повлиять на качество подготовки столь важной и наиболее чувствительной для бизнеса сферы таможенного регулирования, — выражает единое мнение казахстанской бизнес-среды директор департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Алихан Мамбеталин.
Но и на это обращение отечественных предпринимателей с просьбой продлить сроки ВГС Министерство национальной экономики ответило официальным отказом.
Такая позиция явно диссонирует с курсом, который проводит Глава государства.
«Ключевым звеном работы государства будет создание максимально благоприятных условий для развития казахстанского бизнеса, — однозначно выражает свою позицию в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Нурсултан Назарбаев. — Надо отменить все инертные правовые нормы, мешающие развитию бизнеса».
К сожалению, действительность демонстрирует иное. На этапе разработки проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза бизнес-среда Казахстана надеялась, что таможня создаст простые и необременительные механизмы администрирования процесса для добропорядочных компаний при одновременном повышении качества аналитической работы таможенных органов и повышении таможенного контроля. К сожалению, эта цель новым проектом не достигнута.
Данная редакция Проекта ТК ЕАЭС — это компиляция в результате механического слияния 25 международных соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности без проведения анализа и оценки влияния этих актов на улучшение таможенного администрирования.
Этот громоздкий кодифицированный документ, написанный на сложном для единообразного толкования языке, с излишне подробной детализацией процедур, бесспорно, вызовет серьезные осложнения у бизнеса и контролирующих органов в правоприменительной практике.
К тому же, выявленные в процессе реализации Кодекса коллизии будет очень сложно изменить из-за многоступенчатой и длительной процедуры внесения изменений и поправок.
«Чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны, — говорит Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», — все наши действия по достижению главной цели Стратегии-2050 должны следовать четким принципам, первый из которых — принцип прагматичности и эволюционности всех принимаемых решений».
Исходя из этой позиции, намного выигрышней выглядит конструкция Кодекса по примеру Таможенного кодекса ЕС, который отражает все основные нормы рамочно, а детализацию относит на уровень национального законодательства. Некоторую часть полномочий целесообразно передать на уровень ЕЭК.
Именно такую позицию и следует отстаивать Казахстану. Тогда и бизнес заработает динамичнее, и активнее будет развиваться экономика, равно, как и приумножаться доходы граждан. Разве не это является основной целью любого прогрессивного государства?
Источник: Деловой Казахстан
Оставьте комментарий:
Комментарии: