Модернизация ЖКХ: правила игры на рынке
В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» прошло совещание по финансированию проектов модернизации инфраструктуры ЖКХ и государственной программы «Развитие регионов».
В работе совещания участвовали представители Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики РК, АО «Фонд Развития ЖКХ», АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства», Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению Республики Казахстан «Казахстан Су Арнасы», ТОО «Водные Ресурсы – Маркетинг».
В НПП РК «Атамекен» на рассмотрение поступил проект Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении Правил бюджетного кредитования инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию и модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения» (далее - Правила), кроме того, ранее поступали обращения ТОО «Водные Ресурсы – Маркетинг» касательно финансирования проектов модернизации сетей водоснабжения и водоотведения за счет средств Национального фонда РК.
В этой связи на заседании поднимались вопросы по механизму бюджетного кредитования и порядку отбора проектов для финансирования.
Директор Департамента планирования финансов АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Бикен Байгунакова рассказала о механизмах финансирования.
Директор Департамента инвестиционных проектов АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Руслан Кулов отметил, что перечень на кредитование на 2015 год утвержден решением Межведомственной комиссии по вопросам региональной политики. На реализацию 96 проектов выделяется сумма в размере 60 млрд. тенге.
Член Правления, заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева обратила внимание присутствующих на следующие вопросы.
Во-первых, отсутствует четкий механизм возвратности денег, отсутствует прозрачность данного механизма. Кредитование проектов за счет средств Национального фонда осуществляется через механизм бюджетного кредитования. Местные исполнительные органы – заемщики; конечными заемщиками-исполнителями проектов являются коммунальные предприятия в сфере ЖКХ.
Как местные исполнительные органы будет отвечать за возвратность денег, если они финансируются с государственного бюджета? Также поднимались вопросы о расчете и влиянии кредита на рост тарифа.
Во-вторых, отбор заявок на кредитование произошел при неутвержденных Правилах, следовательно, неясно, по каким критериям производился отбор заявок? Согласно общепринятому порядку, сначала необходимо принятие соответствующих поправок в законодательство, а уже затем принимаются подзаконные акты, во исполнение принятых законов (то есть Правила). Далее определяется перечень рекомендуемых заявок и производится отбор по утвержденным критериям. В итоге утверждается перечень. Однако перечень утвержден, без вышеуказанных процедур, и без принятия Правил.
В-третьих, в перечень кредитования на 2015 год вошли только государственные субъекты монополий, хотя как таковых ограничений по форме образования нет. Поскольку в перечень не вошли частные субъекты монополий, и он утвержден без утверждения Правил, предлагается обозначить перечень предварительным, и, при необходимости, внести в него соответствующие корректировки.
Президент Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению Республики Казахстан «Казахстан Су Арнасы» Валерий Сюндюков отметил, что в проекте Правил отсутствуют положения, регулирующие оплату технического надзора.
В целом, по мнению участников, механизм контроля за расходованием средств прописан недостаточно. Необходимо увязать механизм контроля с подобными мерами, определенными Комитетом по контролю за расходованием средств Национального Фонда, и аналогичным программам (финансирование «ЭКСПО-2017», «Доступное жилье» и проч.).
По итогам совещания принято решение совместно проработать вопросы, поднятые Национальной палатой предпринимателей «Атамекен».
Оставьте комментарий:
Комментарии: