astana-view

Групповые отравления: кто виноват и что делать?

19 Мая 2015
4074 просмотров

НПП «Атамекен» заявила официальную позицию по отношению к  случаям  отравлений в учреждениях общепита

По данным Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан, за последние четыре года количество групповых отравлений, связанных с употреблением недоброкачественной пищевой продукции, увеличилось почти в три раза (в 2011 году – 6; в 2012 году – 11; в 2013 году – 8; в 2014 году – 20). Только в этом году зарегистрировано пять таких случаев.

Основными причинами отравлений послужили передача инфекции от работника буфета или неправильное хранение и обработка сырой продукции.

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» попыталась активно разобраться в данной ситуации: эксперты пришли к  выводу, что могли быть различные причины возникновения инфекции.

Необходимо учитывать, что существует, как минимум, шесть звеньев цепочки, по которой некачественная продукция попадает к потребителю. При этом у каждого из предпринимателей, представляющих эту цепочку, имеется соответствующий документ удостоверяющий безопасность продукта.

Первое звено – это производители. Они должны обеспечить меры по соблюдению всех требований по безопасности пищевой продукции и процессам (стадиям) ее разработки (создания), производства (изготовления), а также оборота.

Второе звено – это орган ветеринарного надзора, выдающий справки о здоровье и происхождении животных по обращениям предпринимателей.

Примечательно, что в период 2012-2014 годов, при проведении проверок применения законодательства о ветеринарии в деятельности Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, прокуратурой повсеместно установлены факты выдачи фиктивных ветеринарных справок.

Третье звено – это транспортировка пищевой продукции. Грузоотправитель обязан представить перевозчику товарно-транспортную накладную, сертификат и ветеринарные документы. В свою очередь, автотранспортное средство перевозчика должно иметь свидетельство, выдаваемое уполномоченным органом (в частности, документ, подтверждающий, что транспортное средство соответствует всем требованиям санэпиднадзора).

Четвертое звено – это непосредственно продавец. Специализация торгового объекта определяется его собственником по согласованию с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Также, продавец обязан при продаже товаров, по требованию покупателя, предъявлять копию сертификата соответствия либо декларацию о соответствии.

Пятое звено – это пункт общественного питания. Выступая покупателем, при покупке пищевой продукции, представитель предприятия общепита имеет право требовать копию сертификата соответствия либо декларацию о соответствии. Также руководитель пункта общественного питания не должен допускать к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр.

Шестое звено – это, непосредственно, санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС). Орган СЭС на основе медицинского осмотра и лабораторных исследований выдает личную медицинскую книжку работникам пунктов общественного питания. Результаты медицинского осмотра и лабораторных исследований заверяются подписью ответственного лица и печатью учреждения. Далее, органы СЭС проводят аттестацию декретированного населения (в том числе работников общепита).

Учитывая все цепочки продвижения товаров, НПП считает, что
к решению данной проблемы нужно подходить комплексно. В противном случае необоснованные обвинения тех или иных субъектов предпринимательства может дискредитировать имидж целой отрасли.

НПП не поддерживает и не защищает тех субъектов предпринимательства, которые сознательно нарушают установленные требования по безопасности производства, транспортировки и реализации пищевой продукции.

С учетом негативных фактов массового отравления населения, НПП
в целом поддерживает позицию Комитета по защите прав предпринимателей, в части внесения изменений  в организацию проведения проверок в объектах общественного питания по фактам отравления, с целью профилактики и усиления ответственности субъектов предпринимательства.

Вместе с тем, НПП считает необходимым проведение комплекса профилактических работ, снижающих риск правонарушений со стороны бизнесменов, а именно, проведение консультаций, семинаров, тренингов, информационной кампании через центры поддержки предпринимательства.

Также, в целях профилактики, НПП разработан проект «Мобильный эксперт» в рамках, которого ведущие специалисты в сфере общественного питания на безвозмездной основе проводят анализ деятельности объектов общественного питания и дают практические рекомендации для улучшения их дела.

Кроме того, для решения системных и оперативных проблем, возникающих в сфере производства и реализации продуктов питания, на базе НПП создана специальная Рабочая группа с участием представителей заинтересованных государственных органов. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры