КАПИТАЛ - Нужно ли особо выделять молодежное предпринимательство?
Поддержка молодежного предпринимательства необходима, чтобы бизнес хорошо развивался уже на ранних стадиях, считает бизнесмен Камиль Каримов. Такое мнение он высказал во время экспертного обсуждения «Молодежное предпринимательство: ИБД или КПД?», передает корреспондента центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы считаем, что когда происходит кризис, то под социально уязвимые настроения попадает именно молодежь – они первыми попадают в число безработных, радикализируются, поддаются другим негативным тенденциям», - такую причину, согласно которой молодым необходима поддержка, назвал заместитель председателя ОФ «Фонд поддержки молодежного предпринимательства» и представитель Национальной палаты предпринимателей Ауез Карабалаев.
Но, вопреки этому, когда в стране принимался закон о молодежной политике, то молодежное предпринимательство не выделили в качестве отдельной категории. «По мнению правительства, и даже некоторых замов председателя НПП, согласно закону о частном предпринимательстве, все бизнесмены равны, и выделять молодых бизнесменов нет смысла. Но мы, изучив международный опыт, знаем, что во многих странах молодежное предпринимательство развивается именно как отдельная категория. Ведь без льгот и преференций привлекать молодежь к бизнесу очень сложно», - считает Карабалаев.
На сегодня, по мнению спикера, из-за отсутствия юридически закрепленного понятия молодежного бизнеса, невозможно учесть статистику, и, соответственно, оценить вклад молодежи. «Мы сейчас идем Миннацэкономики с предложением, чтобы они включили в статистический учет молодых бизнесменов», - говорит Ауез Карабалаев.
Помимо этого, необходимо активнее финансировать и выделять гранты для такого бизнеса. Сейчас же, по словам Карабалаева, этим занимается только фонд «Даму». Однако, судя по цифрам, этого недостаточно. «Недавно фонд «Даму» презентовал нам свой отчет. За три года они профинансировали всего 108 проектов. Если разделить на 16 регионов и на три года, то получается на каждый регион по 2-3 проекта, что, конечно, очень мало. В общей сумме всех профинансированных проектов «Даму» молодежный бизнес составляет всего 2,5%», - сказал Карабалаев.
По его словам, чтобы увеличить долю финансирования молодых предпринимателей, можно использовать существующие программы по поддержке бизнеса. «Но когда выходишь с новой идеей, то правительство воспринимает это как очередные затратные нормы. Но в этом случае мы сказали, что можно разделить квоты из существующих программ, перераспределив их, например, так, 30% - молодым бизнесменам, 70% использовать на других направлениях», - предложил Ауез Карабалаев.
Бизнесмен Камиль Каримов считает, что лучшей помощью молодым предпринимателям будет развитие бизнес среды в целом, так как и молодые, и зрелые бизнесмены работают на одном рынке. Более того, по мнению Каримова, льготы именно для молодых противоречат принципам конкуренции, так что, в принципе, можно обойтись без них. Так же, по его словам, необходимо более четко определить само понятие – кого считать молодым предпринимателем? «Это большой вопрос. Ведь, например, если человеку 40 лет, а он только открыл дело, то, с этой точки зрения, он молодой, начинающий предприниматель. Но бывает так, как в моем случае, когда бизнесмен моложе по возрасту, но у него уже есть больший опыт в бизнесе», - говорит Камиль Каримов.
По ходу дискуссии также были названы слабые и сильные стороны молодых людей, которые начинают свое дело. Среди слабых сторон были названы незначительный социальный опыт, отсутствие деловой репутации, проблема формирования стартового капитала, меньшая социальная ответственность. Среди положительных черт были отмечены высокая инновационная активность, мобильность, легкая адаптация, склонность к риску.
Оставьте комментарий:
Комментарии: