astana-view

Торги на биржах - это экономия для государства

12 Июня 2015
10753 просмотров

Где выгоднее торговать: на портале или товарных биржах?

Казахстанская товарная биржа, официально получившая свое развитие в 2009 году, после принятия нового закона о бирже, сегодня, можно сказать, варится в собственном соку. Де-юре она существует, а де-факто – влачит существование. Хотя, согласно мировой практике, все торги проводятся через товарные биржи. Почему сложилась такая ситуация и что мешает отечественным биржевикам работать в полную силу?

Об этих и других проблемах казахстанской товарной биржи на площадке НПП РК «Атамекен» рассказал председатель Совета директоров «Товарная биржа «Каспий» Елнар Надыргалиев. Он убежден, что сегодня госзакупки надо проводить через товарные биржи.

- Елнар Темиргалиевич, принят закон о бирже, казалось бы, есть все предпосылки для успешного развития товарных бирж Казахстана, однако на деле получается, что не все так гладко?

- Да, действительно, поначалу Закон о бирже мы восприняли с воодушевлением, поскольку в нем было немало новшеств. В рамках этого Закона должен был принят  Перечень биржевых товаров. Однако он появился с некоторой задержкой, спустя год,  да и список там был совсем небольшой - всего 11 товаров. В настоящее время он уже сократился до 9-ти. Такое ограничение, безусловно, не дает биржам простора для работы.

Еще один момент: в законе были установлены нормы по обязательному прохождению товаров через товарные биржи. Вместе с тем нет норм, регулирующих вопросы привлечения к ответственности компаний, которые не проводят торги через товарные биржи. Нет и самой методики по проведению проверок участников рынка на выполнение упомянутой обязанности. По нашим сведениям, с момента принятия закона на территории Республики Казахстан ни одно предприятие не привлекалось  к ответственности за то, что они свои торговые операции не проводят через биржи.

Есть немало вопросов и по проведению онлайн-торгов. Из 22 товарных бирж, по нашему мнению, только у 3 - 4-х торги проводятся в режиме онлайн, у остальных до сих пор вся документация ведется на бумажных носителях. Между тем онлайн-торги - это обязательное требование. Однако уполномоченный орган не контролирует эти вопросы. Понятно, что содержание виртуальных торгов обходится дорого, но, думается, в таком случае можно привлечь IT – специалистов Комитета связи, информатизации и информации.

Основная проблема - это неисполнение закона. Нет проверки товарных бирж, как на стадии получения лицензии, так и на стадии деятельности. Нет четко установленной политики развития товарной биржи, она однобокая. Говорят, надо развивать товарную биржу, однако ничего не предпринимается в этом направлении. При этом в адрес товарных бирж идет много обвинений. 

А, между тем, до 2010 велись все госзакупки через  товарные биржи, вследствие чего была достигнута значительная экономия. По нашим данным, более 50 процентов товаров, закупаемых госорганами, стали проходить через товарные биржи, вследствие чего их прямой конкурент - портал госзакупок предпринял ряд действий,  и  в закон были внесены изменения о специальном  перечне товаров, проходящих через биржу. А перечень -то небольшой - всего 9 товаров.

У нас много оппонентов, которые обвиняют товарные биржи в коррупционности, непрозрачности. Между тем ни одного факта по этим, я считаю, надуманным обвинениям, не было. На работу Портала закупок государство затрачивает деньги, тогда как целесообразно передать их на аутсорсинг. Между тем, система электронных торгов бирж не требует серьезных бюджетных затрат, тем самым, экономия, которая происходит за счет торгов на бирже, является чистой прибылью государства. При этом в целях исключения коррупциогенности можно выставить определенные условия.

Мы предложили, чтобы отбор бирж осуществляла Нацпалата. Причем их не должно быть много, а достаточно двух-трех.  Но с  условием, что биржа должна по третьей категории выходить на IPO и 50 процентов своих акций размещать на торгах. Это свидетельствует о ее публичности. На мой взгляд, антикоррупционным моментом является тот факт, когда у биржи несколько акционеров. Любые иные регулятивные методы курирования антикоррупциогенности не приведут к  нужному эффекту.

- Сегодня стало известно, что Казахстан вступает в ВТО. Каким образом в данном случае можно будет защитить отечественных товаропроизводителей? И еще. Если, на ваш взгляд, госзакупки должны проводиться только через товарные биржи, какие аргументы Вы можете привести в пользу этого утверждения? То есть гарантирует ли это равноправные и прозрачные отношения государства и бизнеса?

- Если говорить о механизме поддержки отечественных товаропроизводителей после вхождения Казахстана в ВТО, госпортал не имеет такой возможности.  Дело в том, что все госорганы, а также юрлица с долей участия государства, не имеют права оказывать какие-либо предпочтения товарам национальных производителей, и, тем самым дискриминируя иностранных.

А вот у биржи такая возможность есть, так как, осуществляя госзакупки через товарную биржу, можно, не нарушая обязательств по ВТО, оказывать поддержку отечественным производителям и поставщикам, с учетом умелого регулирования ее деятельности со стороны государства. При этом само государство не должно иметь пакета акций в данной бирже.

Есть свои нюансы и при определении даты проведения торгов. На госпортале они проводятся четко в назначенный день, без права продления торговой сессии на несколько дней. В то же время биржа может проводить торги несколько дней, недель, месяцев, путем продления срока действия заявки.

На портале не раскрывается полный потенциал понижения цены, так как поставщики, при наличии кворума, выставляют товар только по одной цене, и выигрывает наименьшая цена, но именно по заявленным в системе портала ценам.  И это  не может являться барометром справедливых рыночных цен, так как рынок - это возможность получения сторонами цен более выгодных.

На бирже все по-другому. Госорган, манипулируя поставщиками, вынуждает их выставлять более меньшие цены, потому как в случае невыставления цены на следующий торговый день может прийти новый поставщик и предложить цену, более выгодную для госоргана.

Также при несостоявшихся торгах на госпортале требуется повторное объявление со сроком от пяти дней до момента торгов, тогда как на бирже несостоявшихся торгов просто не бывает.  Учитывая срок действия заявки, даже если это 1 день, госорган имеет право скорректировать и продлить срок действия заявки.  Кстати, процедура закупок на госпортале занимает от 17 дней до 28 дней, а на бирже в настоящий момент 5 дней по госзакупкам, но может быть минимизирована и сведена до более короткого времени без ущерба для конкурентности торгов.

Несколько слов хотелось бы сказать о прозрачности информации об участниках торгов. Так, на портале отображается наименование госоргана, что, тем самым, предрасполагает к проявлению коррупционных провокаций со стороны возможных поставщиков.  Дело в том, что за тот срок, который дается на подачу заявок для участия в торгах, поставщики начинают через всяческие родственные, дружеские и иные связи искать способ влияния на должностных лиц. А на бирже сохраняется анонимность, как госоргана, так и поставщиков при наличии гарантийных взносов, покрывающих в случае неисполнения сделки ущерб потерпевшей стороне. Должен заметить, что  это является самой антикоррупционной мерой при проведении госзакупок, потому что при проведении торгов для поставщиков, которые каким-то путем вступили в сговор с должностными лицами госоргана, будет затруднительно определить, какой именно их лот. 

- А где именно можно выявить ценовой сговор и демпинг сразу после проведения торгов, на портале или на бирже?

- Система портала регистрирует лишь факт заключения сделки, передавая далее информацию госоргану и поставщику для заключения договора. Таким образом, портал, как организатор торгов, не может выявить ценовой сговор или демпинг. В последующем только контролирующие органы смогут выявить преднамеренное завышение либо занижение цены. Однако в случае  отмены сделки возникают правовые проблемы: если договор уже заключен, оспорить его можно только в суде. Если по договору осуществлена работа или поставка товара, возникнут проблемы по возврату сторон в первоначальное положение, что повлечет убытки для госоргана.  

Биржа, как организатор торгов, в соответствии с Типовыми правилами биржевой торговли, имеет право по завершении торговой сессии в течение двух часов провести расследование по сделкам, цены по которым отклоняются от установленных ранее на определенный процент, чтобы окончательно выяснить, был ли сговор и демпинг.

Таким образом, до стадии заключения договора и осуществления поставки госорганы избегают рисков. Госорган имеет возможность либо продлить срок действия заявки еще на один или более дней, либо выбрать предпоследнюю цену и поставщика, заявившего ее.

Также, учитывая, что пакет доли государства в госпортале составляет 100 %, он может оказываться давление на сотрудников в целях получения определенного результата. На бирже риски прямого влияния на сотрудников отсутствуют ввиду налаженной системы безопасности электронной системы торгов с контролем и предоставлением информации в несколько источников, а также независимости товарной биржи ввиду отсутствия пакета акций государства.

Еще один плюс в том, что на бирже у госоргана есть возможность торговаться с поставщиками по цене, и тем самым раскрыть потенциал понижения цены, что в итоге приведет к дополнительно сэкономленным средствам бюджета. На портале же госорган не вправе торговаться с теми, кто объявил цену последним, так как это не урегулировано законодательством о госзакупках, да и функция такая отсутствует на портале.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры