astana-view

Национальная палата «Атамекен» предлагает кардинально изменить процедуру получения «СТ-KZ»

03 Июля 2015
3449 просмотров

В Нацпалате считают, что нынешняя формула расчета казсодержания при выдаче сертификатов в корне некорректна

«Процедуру получения сертификата сделали двухэтапной. Первое делают частные экспертные организации – их где-то около 40 по Казахстану. Когда вы хотите получить сертификат, вы обращаетесь  ним. Они идут на ваше производство, смотрят, из чего там складывается ваш товар и сколько в нем  процентов казсодержания. Потом с заключением экспертизы предприниматель приходит к нам в НПП, чтобы получить сертификат», - рассказал о процедуре обследования заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Нуржан Альтаев в ходе неформальной беседы с журналистами.

По его словам, вначале Нацпалате дали полномочия по выдачи сертификатов «СТ-KZ», но не предоставили возможность проводить экспертизу и определять процент казахстанского содержания в этом товаре.

«Нам дается всего один день для того, чтобы принять решение, выдавать или не выдавать сертификат. Что там за один день можно посмотреть? Если написано 80% казсодержания, мы не имели возможности проверить, так ли это на самом деле. Должны были просто поверить. И мы ставили печать, выдавали сертификат. А через некоторое время кто-то жалуется и говорит: «Как вы могли выдать сертификат, если там нет даже оборудования? Эти ребята просто из-за рубежа завозят товар и выигрывают миллиардные тендеры», - посетовал Н.Альтаев.

Он собщил, что НПП предложила Комитету техрегулирования увеличить срок рассмотрения заявок Палатой хотя бы до тех дней. Сейчас этот вопрос решается.

Вначале года Палата добилась того, что вышел приказ Комитета техрегулирования и метрологии, согласно которому НПП переданы дополнительные полномочия. Теперь эксперты НПП могут, во-первых, вместе с частной компанией выезжать на производство. Во-вторых, если у экспертов возникают какие-то сомнения, они могут пойти на это производство и проверить, реально ли там такой процент казсодержания, как показала экспертиза.

«Если к нам поступают жалобы со стороны предпринимателей, мы теперь можем их проверить. Для этого мы создали экспертную комиссию при НПП, в которую входят независимые специалисты. И теперь мы имеем право отозвать этот сертификат», - пояснил зампредседателя правления НПП.

По словам Н.Альтаева, Палата уже аннулировала сертификаты трех предприятий.

«К нам поступила жалоба от Кентауского трансформаторного завода. Одно из предприятий города Астаны получает сертификаты «СТ-KZ» и начинает участвовать в тендерах. Мы хотели их проверить, создали комиссию. Они отказались запускать нас на производство. Но, когда мы сказали им, что придем в любом случае, они написали письмо, в котором попросили добровольно аннулировать сертификат. Тут уже понятно», - описал он один из недавних случаев.

Журналисты спросили у Нуржана Альтаева, сколько тратят предприятия на получение «СТ-KZ». Спикер объяснил, что цена складывается из разных факторов.

«Это зависит от номенклатуры товара. Есть предприятия, для которых получение сертификата «СТ-KZ» на всю массу товаров, которые они выпускают, может исчисляться миллионами», - сказал он.

Зампредседателя НПП считает, что цена завышается за счет того, что предприниматель обращается не в одну, а в две инстанции. «Вся проблема в том, что вы платите деньги за экспертизу – это основная доля оплаты. Потом вы приходите в НПП. Понятно, мы тоже здесь бесплатно не можем работать».

При этом в Нацпалате бизнесмен платит копеечную сумму, в отличие от частной компании, проводящей экспертизу. «Раньше КТРМ и Торгово-промышленная палата за один сертификат «СТ-KZ» получала 4 МРП. Мы снизили эту стоимость на 50% до 2 МРП ( 3 964 – прим.авт.). Для предпринимателя это небольшая сумма, самые большие затраты идут на экспертизу у частных экспертных организаций», - сказал Н. Альтаев.

«Поэтому мы правительству и госорганам говорим: вы передайте нам полномочия по экспертизе или, наоборот, передайте этим экспертным организациям полномочия по выдаче сертификатов. То есть, все должно быть в одном месте, не надо разделять это на два этапа», - заключил он.

Заместитель Председателя Правления НПП уверен, нужно в корне менять методику расчета казсодержания.

«У нас на сегодня сама формула расчета казахстанского содержания неправильная, потому что в расчет берется заработная плата сотрудников, уплаченные налоги, НДС, маржа. Иногда получается так: вроде бы у предприятия на первый взгляд больше казсодержания – у него стоит оборудование, он производит корпус товара, что-то еще. А другое предприятие производит только корпус, но у него больше казсодержания указывается. Когда начинаешь смотреть саму формулу, оказывается, что он этот корпус покупает дешевле, чем другое предприятие, маржа больше, и она расcчитывается как казсодержание. То есть, это абсолютно неправильная формула. По сути, вы, привезя этот товар из-за рубежа, накрутив его казсодержание за счет высокой заработной платы сотрудников, налогов и маржи, можете накрутить 70-80% казсодержания», - пояснил он.

«Сертификат «СТ-KZ» на сегодня дается не на само производство, а на единицу продукции. Мы сейчас предлагаем сделать смешанный вариант: во-первых, сертифицировать не продукцию, а само производство. То есть мы должны прийти на производство и сказать: вот этот завод может выпускать ручки с 80%-ым казсодержанием. И, в первую очередь, мы хотим заложить в формулу расчета то, что в этой ручке казахстанского. Например, корпус, паста, краска, которой покрасили корпус – то есть рассчитывать из составляющих вещей, а не и заработной платы, рентабельности, налогов и так далее. Таким образом, мы предлагаем использовать прямую формулу», - сказал Н. Альтаев.

Зампредседателя Правления НПП также рассказал о том, что сотрудники Палаты подвергались психологическому давлению со стороны неизвестных людей во время проведения проверок по жалобам предпринимателей.

«Мы проверили буквально три предприятия, на очереди около 18. Давление идет очень серьезное. Это очень большие деньги, миллиардные тендера», - сообщил он.

Нуржан Альтаев рассказал подробности, которые сейчас кажутся немного забавными, но на тот момент вызвали у сотрудников Нацпалаты совсем другие эмоции. «В первый день, когда мы начали первую проверку, уволился директор департамента. Он просто отключил все сотовые телефоны, мы его долго не могли найти, на следующий день нам поступило заявление, что он увольняется», - сказал он.

На второй день директора департамента заменила другая сотрудница, рассказал Альтаев. К вечеру она тоже пропала, отключив телефон. «Я вообще был в шоке, что у меня сотрудники начали пропадать. К утру мы ее нашли, она сказала, что напугана, ей угрожали, и она отказывается работать в этом направлении. Но на следующий день мы ее убедили: «Давай, вперед, за Родину», - с улыбкой сказал он.

В связи с этими случаями Нацпалата обратилась в правоохранительные органы. Сейчас звонки анонимов стали реже. «В любом случае мы эту работу продолжим, потому что это нужно для экономики нашей страны», - твердо сказал Альтаев.

«Мы за этот вопрос сейчас очень серьезно взялись. Буквально на днях на брифинге я призвал всех предпринимателей в регионах, если они сталкиваются с такими фактами, обращаться к нам. Мы по каждому такому факту будем идти и разбираться», - заключил он.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры