КАПИТАЛ - Аблай Мырзахметов заявил, что не нужно бояться слабого тенге
Председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов объяснил свою принципиальную позицию по введенному 20 августа в стране свободно плавающему курсу тенге. Напомним, что Аблай Мырзахметов назвал ослабление курса тенге по отношению к доллару вынужденной, но необходимой мерой, которая благотворно скажется на экспортно ориентированном бизнесе. Он отметил, что, отпустив тенге в свободное плавание, правительство и Нацбанк прислушались к сигналу, который посылало бизнес-сообщество страны.
Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поинтересовался у Аблая Мырзахметова, устраивает ли НПП «Атамекен» тот курс, который установился в эти дни, потому что высказываются разные подозрения о том, что это не совсем свободно плавающий курс, что Нацбанк все-таки поддерживает тот уровень, который сейчас установился? Также мы спросили у председателя правления НПП «Атамекен», насколько палате предпринимателей и тому бизнесу, который она представляет в настоящее время, выгодно, чтобы курс доллара поднимался, достигая отметки в 300 тенге и выше. Намеревается ли НПП лоббировать дальнейшее ослабление курса тенге?
Отвечая на вопрос, Аблай Мырзахметов пояснил, что правительство и Национальный банк республики, принимавшие это решение, безусловно, учитывали сигнал из НПП. Однако задача Нацпалаты состояла в том, чтобы грамотно донести до Правительства и Нацбанка насущность этой идеи. Конечно же, представителей «Атамекен» никто прямо не приглашал к себе в кабинет перед непосредственным принятием решения, не советовался, как лучше поступить, предлагая различные пути, будь-то инфляционное таргетирование или фиксированный коридор, но информация от палаты предпринимателей, разумеется, была учтена. Иначе, если бы ситуация с искусственно удерживаемым тенге затянулась, то к концу года во многих секторах экономики Казахстан получил бы остановку производства. В первую очередь это ощутили бы на себе птицеводы, затем масложировая отрасль, потихоньку ситуация расползлась бы на иные сферы производства.
По словам Аблая Мырзахметова, на валютном рынке сложилась крайне парадоксальная ситуация. На фоне объявления в четверг о свободно плавающем курсе тенге и цене на мировом рынке за баррель нефти в 45-48 долларов, на фоне дальнейшего ослабления рубля до отметки 70 рублей за доллар казахстанская валюта продолжает укрепляться. По его мнению, эта интересная картина, возможно, имеет два объяснения: либо присутствует какое-либо вмешательство в процесс свободного формирования валютного курса тенге, либо в стране недостает тенговой ликвидности. То есть предложение валюты есть, но не хватает тенге. Возможно, поэтому курс колеблется ни шатко ни валко. Председатель НПП назвал этот процесс не совсем понятным с точки зрения рынка.
«Мы сейчас переходим к новой политике, понятно, что все должны психологически привыкнуть: многие, может быть, тенге придерживают, кто-то саккумулировал на руках иностранную валюту и все они пытаются угадать, как эти валютные качели поведут себя в следующий миг. Это нормальное психологическое, хоть и нервозное состояние», – заметил Аблай Мырзахметов.
По его утверждению, для НПП не существует какого-либо выгодного курса, потому что курсовая политика не является главной миссией палаты предпринимателей. Нацпалату в период, предшествовавший объявлению о свободном плавании тенге, больше заботили последствия диспаритетного тенге и ухудшения мировой конъюнктуры рынка энергоносителей, такие как проблемы с дешевым российским импортом, сжатие нефтесервиса, а также трудности на производствах компании «Арселор Миттал».
«НПП не выступает за какой-то определенный курс национальной валюты, пусть рынок сам его определит. В связи с этим показателен и поучителен пример нашего нового партнера по ЕАЭС Кыргызстана, который стремительно сориентировался на рынке и по «горячим» следам плавающего тенге, на 50 % девальвировала свой кыргызский сом. Значит, они свою конкурентоспособность усматривают в том, чтобы перманентно обеспечивать посредством гибкого курса национальной валюты большие конкурентные преймущества своим экспортерам. Чтобы выгоднее было продавать Казахстану и России, как главным союзникам по ЕАЭС, собственные товары. Они избрали такую экономическую политику, которая максимально ориентирована на получение выгод и преимуществ от нахождения их страны в Евразийском экономическом союзе. Нам тоже не мешает учитывать прагматичный кыргызский подход», – разъяснил Аблай Мырзахметов.
По оценке председателя НПП, ослабленный тенге, конечно, ведет к лучшей экспортоориентированности. Это факт, которого не следует бояться. На самом деле, решение по отпуску тенге в свободное плавание созрело давно, многие «светлые головы» отдавали отчет в его насущности, однако вопрос стоял по срокам реализации. Произошла затяжка воплощения этой меры в жизнь. Ведь если бы изменения на валютном рынке были объявлены в начале года, можно было бы потихоньку двигать коридор и сегодня мы бы пришли к оптимального курсу, к которому бы все психологически привыкли. Как предположил Мырзахметов, возможно, этот оптимальный курс составлял бы сейчас 250 или 260 тенге за доллар. Однако мы ситуацию передержали и сейчас были вынуждены прибегнуть к более радикальным рыночным реформам.
Как признал Мырзахметов, да, НПП «Атамекен» лоббирует интересы собственных членов, однако они представляют собой предпринимателей из совершенно разных отраслей бизнеса - среди них тоже нет единства по вопросу ослабления курса тенге. Глава НПП привел в пример строительный сектор, который уже просит провести индексацию потерь, потому что стройкомпании завязаны на коммерческий рынок жилья, который в данное время проседает, отсутствует кредитование ипотеки, что в конечном итоге приводит к тому, что строительный сектор работает за счет госпрограмм. Однако в госпрограммах цены фиксированные. Они складываются из базовых цен начала нулевых годов с учетом коэффициента инфляции, благодаря чему и формируется прейскурант цен.
«Вот как им сейчас быть, когда у них тоже в производстве заложена импортная составляющая?! Единственно, что успокаивает, так это то, что по сведениям Министерства инвестиций и развития более 70 % стройматериалов для отечественных стройплощадок выпускается именно в Казахстане. Это хорошо. Но все равно импорт присутствует», – сказал Аблай Мырзахметов.
По его словам, НПП, хоть и лоббирует интересы своих членов, однако при этом старается выдерживать аргументированный подход, не пытается оказывать давление или воздействовать иными запрещенными законом мерами.
Между тем корреспондент центра деловой информации Kapital.kz задал Мырзахметову еще один вопрос. Так, мы поинтересовались судьбой реорганизации в НПП «Атамекен» через сокращение и оптимизацию кадров, которую объявил ее глава около полутора месяцев назад: «В связи с вновь складывающейся ситуацией не будет ли пересмотрено это решение, не будет ли отменена оптимизация персонала НПП «Атамекен»?
«Нет, мы не собираемся сильно менять планы. Как мы договорились, до конца года мы будем проводить оптимизацию. Это никак не связано с происходящими на рынке процессами, просто мы прожили определенный период, проанализировали свою деятельность и решили сконцентрироваться на дополнительных задачах», - пояснил Мырзахметов.
Как отметил председатель правления НПП, в Нацпалате более 40 департаментов, из них треть являются отраслевыми. Их то и собираются максимально делегировать ассоциациям. Таким образом, Нацпалата начнет разгружаться и расчищать для себя площадку для занятия системными вопросами – налоговой реформы, интеграционных процессов, проблематикой увеличения местного содержания, сервисной поддержки бизнеса, правовой поддержки предпринимателей и т.д.
«Это связано со структурными изменениями в деятельности Нацпалаты. Притом, что те 100 человек, которые по плану мы должны оптимизировать, не уйдут в никуда. Они перейдут в ассоциации, которые начнут действовать в автономном режиме, что заметно усилит их роль и окажется полезным как для самих ассоциаций, так и для их новых работников», - резюмировал Мырзахметов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: