astana-view

Рецепты от лихорадки

02 Марта 2014
2218 просмотров

От негативных последствий в постдевальвационный период казахстанский бизнес может спасти изменение денежно-кредитной политики страны и сокращение квазигосударственных институтов развития. А самое главное – нужно сместить акценты с мониторинга цен на вопросы занятости, которые в свете девальвации тенге и членства республики в Таможенном союзе выходят на первый план. В этом уверен заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей Рахим ОШАКБАЕВ.

Президент республики, напоминает Ошакбаев, неоднократно говорил о необходимости кардинального изменения денежно-кредитной политики.

– С учётом специфики нашей экономики предсказуемость монетарной политики, в том числе курса национальной валюты, очень важна. Необходимо, чтобы Национальный банк реально придерживался опубликованных основных направлений денежно-кредитной политики и тех параметров, которые заявляются, в том числе параметров обменного курса и степени монетизации экономики. Эти сведения и сейчас публикуются, но, как мы видим по последним событиям, они далеки от реального положения дел. Экономическим агентам нужно на что-то опираться, от этого зависит инвестиционный климат в стране. Но чем руководствоваться предпринимателям и инвесторам, если в любой момент Нацбанк может провести существенную девальвацию национальной валюты?! Правительство реально пытается улучшить бизнес-климат, увеличить доверие предпринимателей и инвесторов к госполитике, но эти усилия дезавуируются волюнтаристским решением Нацбанка,– делится представитель Нацпалаты.

Высокая импортозависимость, ощутимая доля валютных кредитов отечественного бизнеса, сужение потребительского спроса после девальвации неизбежно привели к лихорадочному состоянию и без того не слишком здорового бизнес-сообщества. Соответствующие сигналы уже поступают в Нацпалату предпринимателей.

– В стране много заёмщиков по валютным кредитам, у которых доходы в тенге, а обязательства – в валюте. Соответственно, в постдевальвационный период начинаются проблемы с обслуживанием займов. Немалая часть бизнеса связана с госзакупками. Предприниматели должны поставлять товары, работы, услуги, которые содержат высокую импортную составляющую. К примеру, строительство. Порядка 70% себестоимости в этой сфере – материалы. Минимум 50–60% – это импортные материалы, которые подорожали. Соответственно, есть риск, что застройщики не смогут выполнить строительство и сдать объекты. Необходим пересмотр сметной стоимости договоров госзакупок, – считает член Нацпалаты.

Основной мерой, которая, по мнению правительства, должна помочь в решении проблемных вопросов, станет выделение 1 трлн тенге из различных источников, в том числе из Нацфонда, на кредитование бизнеса.

– Я считаю, что эти деньги Минфин должен напрямую выделять банкам второго уровня без посредничества институтов развития, ограничивая маржу в 4%. То есть таким образом, чтобы предприниматели получали кредит со ставкой вознаграждения не выше 4–5% в тенге. Второе: ограничение по кредитованию предусматривается на новые гринфилд-проекты и на модернизацию существующих только в обрабатывающей промышленности. И уже сейчас очевидно, что такого объёма проектов попросту нет. Соответственно, надо расширять поле применения выделяемых ресурсов и направлять их на оздоровление, рефинансирование уже имеющихся кредитов бизнеса. И обязательно включить туда торговлю, – считает Рахим Ошакбаев.

Кстати, о квазигосударственных структурах. Нынешняя их численность абсолютно избыточна, заявляет эксперт.

– Они не несут никаких рисков, являются передаточным звеном. Вот и сейчас, когда на поддержку бизнеса будет выделяться триллион тенге, эти холдинги, нацкомпании будут выполнять, как и прежде, номинальную функцию. По сути, заёмщиками будут выступать банки второго уровня, которые имеют лицензии, у них есть регулятор, у них есть рейтинги, и их маржа в итоге будет оплачиваться непосредственно предпринимателями. В начале 2000-х с вопросом заимствования из госбюджета прекрасно справлялся один департамент госзаимствования Минфина. А так называемые институты развития – это эрзацы, субституты. В первую пятилетку индустриализации государство выделяло деньги для поддержки тех или иных отраслей через институты развития, что создавало эффект узкого бутылочного горлышка. В итоге к этим институтам развития выстраивалась очередь, зачастую доступ был не совсем прозрачен. В сельском хозяйстве, к примеру, предприниматели иногда годами ждут кредитов, жалуются на очень медленные сроки рассмотрения их заявок, – рассказывает Рахим Ошакбаев.

Недавно премьер-министр провёл совещание с Нацпалатой предпринимателей, где представители отраслевых комитетов имели возможность изложить проблемные вопросы постдевальвационного периода и предложить правительству меры по их компенсации.

– По договорам строительства предложено индексировать цены на 8-10%, пересмотреть сборники цен. По поставщикам лекарственных средств – то же самое. Несмотря на то, что контракты заключены, для многих поставщиков выгоднее расторгнуть контракты с единым закупщиком и заплатить гарантийный взнос 3% , чем нести убыток. По фармотрасли мы просим Минздрав и Кабмин помочь провести переговоры с поставщиками лекарств, чтобы они могли снизить свою маржу для предотвращения роста цен либо срыва поставок. По транспортной отрасли объективно повысится стоимость тарифов на услуги аэропортов, почтовых услуг. В птицеводческой отрасли бизнес просит повысить размер фуражного фонда и выделить предприятиям до 300 тыс. тонн пшеницы, – рассказывает Рахим Ошакбаев.

При этом самый главный вызов для Казахстана в части экономической политики – вопрос занятости, убеждён эксперт.

– У нас 2,7 млн самозанятого населения. Подавляющая часть – скрытые безработные. Поэтому я не до конца понимаю, когда Южно-Казахстанская область декларирует программу сокращения выращивания хлопка, тогда как от этого прямо и косвенно зависят доходы 1 млн казахстанцев. Если берём аргумент ограниченности водных ресурсов, то это как раз наименее водопотребляющая культура из всех других альтернатив. Плюс люди умеют выращивать хлопок и не смогут сразу адаптироваться к выращиванию других культур. Хлопок обладает отличным экспортным потенциалом, по объёму экспорта продукции растениеводства он находится на втором месте в денежном выражении. Тем не менее сейчас разрабатывается программа по сокращению посевных площадей хлопка, – выражает обеспокоенность Рахим Ошакбаев.

В целом правительству необходимо пересмотреть свои подходы к поддержке бизнеса, считает зампредседателя Нацпалаты, особенно в контексте экспансии стран Таможенного союза. Впрочем, это уже другая история…

Источник: Мегаполис


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры