astana-view

Введение пилотного проекта по маркировке меховых изделий

30 Октября 2015
12042 просмотров

30 октября т.г. в Нацпалате состоялось совещание по вопросам реализации пилотного проекта по введению маркировки меховых изделий с участием государственных органов, основных импортеров и производителей. В ходе совещания состоялся обмен мнениями и информацией о текущей готовности Казахстана для реализации пилотного проекта. Кроме того, представители бизнеса высказали свои позиции в отношении практического применения норм, заложенных в Соглашении, а также в проектах документов, которые планируется утвердить.

Следует напомнить, что по настоянию казахстанской стороны маркировка товаров вводится в пилотном режиме. 8 сентября в г.Гродно, Республика Беларусь состоялось подписание Соглашения о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры ратификации данного Соглашения.

Нормы Соглашения запрещают приобретать, хранить, использовать, транспортировать и продавать товары, включенные в Перечень, без контрольных (идентификационных) знаков. В пилотном режиме маркировке подлежат предметы одежды из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика/зайца, енота и овчины (7 десятизначных кодов ТН ВЭД).

Принимая во внимание, что Соглашение напрямую затрагивает интересы бизнеса и оказывает влияние на условия предпринимательской деятельности, Нацпалата выступила с инициативой обсудить нормы Соглашения и механизм реализации пилотного проекта в Казахстане.

Необходимо отметить, что в реализацию Соглашения в ноябре т.г. на Совете Евразийской экономической комиссии предполагается утверждение технических документов, которые станут наднациональной нормативно-правовой основой запуска пилотного проекта. Данные документы регламентируют единые требования к контрольным знакам, которыми будут маркироваться меховые изделия, а также требования к импортерам и производителям меховых изделий.  

Нацпалата неоднократно заявляла, что требования наднационального законодательства являются громоздкими и слишком сложными для предпринимателей при реализации пилотного проекта. В целом надо понимать, что от условий реализации, прописанных в основных документах, будет зависеть конечная целесообразность и успех введения маркировки в Союзе. Официальные позиции Палаты были озвучены и экспертами Департамента экономической интеграции, и заместителем Председателя Правления Жунусовой Д.Б. в ходе проведения переговоров и работы по согласованию норм проектов документов по введению маркировки.  

Если говорить о контрольных знаках, то следует отметить, что требования к таким знакам предполагают использование технологии RFID - Radio Frequency Identification (радиочастотная идентификация). Данное предложение было включено по настоянию российской и белорусской сторон в целях признания контрольных знаков при обращении товаров на территории Союза.    

RFID-метки – это современные информационные технологии, но стоит понимать, что для Казахстана ввиду отсутствия широкого распространения RFID технологий, в отличие от наших соседей, где налажено производство таких меток, применение RFID-меток представляет определенные сложности.     

Кроме того, нельзя забывать, что применение RFID-меток окажет непосредственное влияние на конечную стоимость таких контрольных знаков, что в свою очередь, отразится на стоимости изделия для конечного потребителя. И сегодня все затрудняются ответить на самый главный вопрос: сколько будет стоить контрольный знак для предпринимателя? Остается только надеяться, что цена контрольного знака «растворится» в стоимости шубы.

Не менее важным является работа информационной системы маркировки, которая предполагает, что каждый импортер/производитель меховых изделий будет иметь доступ к системе и в личном кабинете вносить все данные о товарах (порядка 14 различных сведений).

На этом этапе начинается самое интересное. Информационная система маркировки базируется на стандартах Всемирной Ассоциации автоматической идентификации GS1. Предприниматели, осуществляющие импорт и производство меховых изделий, должны передавать в систему Идентификатор Global Trade Item Number (GTIN) и GLN изготовителя товара, которые формируются Ассоциацией GS1.   

Справочно: GS1 - это добровольная некоммерческая Ассоциация, представленная  национальными организациями в 108 странах мира. После объединения в 2005 году систем EAN (European Article Numbering) и UCC (Uniform Code Council) в единое целое Ассоциация получила новое название. Название Global Standards One (GS1) - говорит об использовании единых стандартов, которые используются более чем 1 миллион компаний, являющихся членами GS1. 

GS1 управляет международной многоотраслевой системой товарной нумерации и стандартов штрихового кодирования, позволяющей идентифицировать и передавать информацию о продукции, услугах, предприятии, транспортных единицах, адресных данных. 

В Казахстане существует Ассоциации автоматической идентификации GS1 Kazakhstan, которая присваивает идентификационные номера товаров и услуг, начинающиеся с цифр 487, выданные и зарегистрированные в GS1 Kazakhstan в соответствии с требованиями Генеральной Спецификации GS1.

Стоит отметить, что для получения этих кодов, необходимо быть членом Ассоциации и оплачивать вступительный и ежегодный членский взносы, уровень которых колеблется в коридоре от 150 до 350 долларов США. Таким образом, к стоимости маркировки товаров, помимо цены контрольного знака, прибавляется и стоимость использования стандартов GS1.    

В ходе обсуждения, после информирования о предполагаемой схеме введения маркировки в Казахстане, представители бизнеса высказали мнение, что наиболее оптимальным вариантом при импорте меховых изделий была бы возможность проведения всех необходимых процедур по маркировке товаров при таможенной очистке на таможенных складах. Такая форма взаимодействия является приемлемой для импортеров и позволит исключить лишние издержки для предпринимателей.   

По информации представителей государственных органов и АО «НИТ», неурегулированными остается ряд вопросов реализации пилотного проекта в Казахстане. В настоящее время обсуждаются возможные варианты и итоговые изменения в национальном законодательстве в связи с реализацией пилотного проекта, которые будут представлены на рассмотрение в Нацпалату.

Серьезные опасения высказал руководитель Казахстанской меховой торгово-промышленной ассоциации Ведяшев С.А., связанные с «серым» импортом и возможным перетоком контрабандной продукции на рынок Казахстана из соседних государств. Представители Минфина в свою очередь подчеркнули, что маркировка должна стать эффективным инструментом в борьбе с незаконным ввозом товаров и позволит не только контролировать перемещение товаров на территории Казахстана, но и обмениваться информацией о промаркированных товарах с государствами-членами при трансграничной торговле.

Тем не менее предстоит еще немало работы. Сроки введения пилотного проекта очень сжатые – 1 апреля 2016 года должна начать свое функционирование информационная система маркировки. Участники совещания договорились провести еще одну встречу через месяц для более детального обсуждения оптимальных и приемлемых для бизнеса варинатов введения маркировки товаров в Казахстане.

Справочно: импорт в РК меховых изделий по товарным позициям, включенным в Перечень товаров, подлежащих маркировке, в 2013 году составил 59 637 штук на общую сумму 6 634,9 тыс. долларов США. В 2014 году данный показатель составил 27 150 штук на сумму 3 222,8 тыс.долларов США. За 8 месяцев т.г. было ввезено меховых изделий на сумму 1 874 тыс.долларов США.

Экспорт меховых изделий в страны ЕАЭС (Россия) по данным позициям в 2013 году составил 13 210 штук на сумму 2 338,3 тыс.долларов США, в 2014 году – 34 126 штук на сумму 1 478,7 тыс.долларов США и за 8 месяцев 2015 года - 208 штук на сумму 1,7 тыс.долларов США. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры