astana-view

FORBES.KZ - О чём молчат бизнесмены, получившие поддержку в НПП «Атамекен»

02 Февраля 2016
1554 просмотров

Сервисная поддержка бизнеса - одно из основных направлений деятельности Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Однако именно этот сектор работы менее всего знаком бизнесу

Причин тому много. Здесь и нежелание предпринимателей, получивших поддержку, попадать в софиты телестудий, и непубличность самих консультантов, сторонящихся популярности. Между тем, это - одна из тех сфер деятельности, в которой НПП добилась наибольшей эффективности. Чем «Атамекен» может реально помочь малому и среднему бизнесу, рассказывает заместитель председателя правления НПП Тулемис Шотанов.

Помочь предпринимателю не заблудиться

Тулемис Садыкович, как работает сервисная поддержка бизнеса и кому она оказывается?

- Хотел бы сразу оговориться: объектами этой деятельности являются представители малого и среднего бизнеса. Крупные компании, обладающие большим штатом квалифицированных консультантов, как правило, не испытывают нужды в этом виде услуг. Поэтому нашим клиентом был и остается либо уже состоявшийся предприниматель МСБ, либо еще только вступающий на эту стезю гражданин.

 

Начну с того, что с 2015 Национальная палата предпринимателей осуществляет нефинансовую поддержку бизнеса. Это происходит в рамках единой программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и оговорено постановлением правительства и договором с заказчиком - Министерством национальной экономики РК. В прошлом году мы функционировали по трем компонентам программы: сервисной поддержке бизнеса, информационному консультированию и бизнес-учебе. Все эти элементы взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.

Зачем учить бизнесу в стране, которая уже 25 лет живет в условиях рынка?

- Логичный вопрос. Но я хочу дистанцироваться от оценок деятельности институтов, которые ранее этим занимались. Могу только сказать, что лишь сейчас, с появлением Национальной палаты предпринимателей, эта работа приобрела системность.

Зачем надо учить бизнесу? Во-первых, мы реализуем поручение главы государства об увеличении доли предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП страны. Сегодня этот показатель ужепревышает 25%. Во-вторых, мы, как любая клиентоориентированная организация, реагируем на спрос. А он очень высокий и постоянно растет. Давно отмечено, что именно в кризис люди принимают решение заняться своим делом. Но ситуация такова, что даже на 25-м году жизни в условиях рыночной экономики многие из них не знают, с чего начать. Только что зарегистрировавшийся предприниматель испытывает сложности с бухучетом, построением бизнес-плана, формированием конкурсной документации, нехваткой оборотных средств, юридическим сопровождением. К сожалению, чаще всего начинающий бизнесмен остается с этими вопросами один на один.

Именно этот комплекс проблем решает программа «ДКБ-2020», в рамках которой мы работаем. Наша цель – помочь предпринимателю не заблудиться в мире информации и выбрать правильный вектор в своей дальнейшей деятельности.

 

Добро пожаловать в ЦОП

С чего вы начали?

- С подбора консультантов. Согласитесь, обучать бизнесу должен профессионал, обладающий определенными квалификационными требованиями – образованием, опытом работы в данной сфере. Конкурс был строгим и в результате мы отобрали 800 человек, которые сейчас работают в 16 регионах Казахстана.

Где именно они работают?

- У нас уже есть своя инфраструктура -  Центры поддержки предпринимательства (ЦПП). Также нам переданы Центры обслуживания предпринимателей (ЦОП) других структур, которые ранее занимались этой деятельностью до передачи функций палате.

Местные исполнительные органы активно поддержали НПП. Например, в Актюбинске областной акимат передал нам здание под ЦОП в доверительное управление.

 

Механизм работы не сложен. Предприниматель, состоявшийся или будущий, обращается в ЦПП или ЦОП и получает консультацию или помощь по любому интересующему его вопросу. Нужно составить бизнес-план, чтобы обратиться в банк за кредитом? Пожалуйста, к вашим услугам специалист по маркетингу. Нужно разработать сайт-визитку своего предприятия? Добро пожаловать к IT-специалисту. Восемь профессионалов проконсультируют вас по любому профильному направлению.

Включая информацию о мерах господдержки?

- Совершенно верно. Знаете, приступив к работе, мы с удивлением обнаружили, что большинство бизнесменов, даже с большим опытом, не знают, на какие механизмы господдержки они могу рассчитывать. И мы восполняем этот пробел.

Отмечу один момент. Мы строго контролируем работу консультантов. Каждый их клиент после окончания работы заполняет специальную анкету, где указывает, удовлетворен ли он консультацией, или у него есть нарекания. Кроме того, в НПП функционирует контакт-центр: позвонив сюда, предприниматель может изложить свою проблему.

 

Выполнили и перевыполнили

Насколько эффективна эта работа? Сколько новых производств введено в эксплуатацию при поддержке НПП?

- Мне сложно говорить о статистике вновь открытых предприятий. Как я уже говорил, к нам обращаются не только начинающие, но и уже действующие субъекты МСБ. Кто-то еще только открывает свое дело, а кто-то расширяет уже существующий бизнес. Но могу сказать точно: в 2015 мы обслужили свыше 30 тыс. предпринимателей, оказав им 40 тыс. услуг. А при плане в 140 тыс. консультаций мы оказали 212 тыс. Все это подтверждается актами выполненных работ – документами финансовой отчетности, которые мы передаем заказчику. Хочу обратить внимание, что это кратное перевыполнение поставленных плановых показателей.

Но это данные только по одному компоненту – сервисной поддержки. А есть и другие. Например, уже упоминавшееся обучение основам бизнеса.

Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

- Как я уже говорил, бизнесмены могут рассчитывать на меры государственной поддержки. Но государство должно быть уверено, что оказывает их человеку, имеющему представление о том, чем и как он будет заниматься, знакомому с основными понятиями бизнеса, берущим на себя ответственность за результат своей деятельности. Кроме того, есть подводные камни, сопровождающие работу любого бизнесмена.

 

Обучение бизнесу у нас состоит из двух этапов. Первый этап – программа «Бизнес-советник». На этом уровне мы даем самые элементарные и необходимые знания в маркетинге, бухгалтерском учете, действующем законодательстве о предпринимательстве. Здесь предлагаются схемы работы бизнеса. Прошедшие курс «Бизнес-советник» получают специальный сертификат, который дает им право обращаться за поддержкой в госорганы.

Второй этап, «Бизнес-рост», рассчитан на более подготовленного клиента. На этом уровне идет более углубленное обучение всем необходимым практическим навыкам и методам ведения бизнеса.

Согласитесь, иногда мало одних только теоретических знаний. Важно, чтобы человек, так сказать, щупал всё своими руками. Потому мы занимаемся проектным обучением, в ходе которого направляем группы предпринимателей на уже действующие объекты. Бизнесмены с опытом, закаленные в борьбе за свое место на рынке, на примере своего дела рассказывают новичкам о тонкостях и нюансах работы. Этот курс имеет свою отраслевую специфику. Скажем, будущего фермера мы направляем на уже давно работающую молочную ферму, и ее владелец делится секретами работы в этой сфере, проводит мастер-класс.

Теперь что касается показателей нашей работы в этом направлении. При плане обучения в 12 тыс. предпринимателей мы обучили основам бизнеса 15 тыс. человек. То есть, и здесь мы перевыполнили план.

 

Весь комплекс услуг в одном окне

С какими бизнес-проектами вам чаще всего приходится работать?

- Всего 2 880 предпринимателей получили финансирование после того, как получили консультации и прошли обучение в наших центрах. В основном это МСБ: тепличные хозяйства, животноводство, сектор услуг – бани, парикмахерские, ателье, химчистки. Мы помогаем предпринимателю оформить бизнес-план, а он идет в банк и получает финансирование для реализации своей идеи. То есть, благодаря нашей работе уже появились предприятия, отчисляющие налоги и создающие новые рабочие места. Еще раз замечу – это только вновь открывшиеся предприятия. А мы консультируем и действующий бизнес.

Что дальше? Каким будет следующий этап развития этого направления деятельности НПП «Атамекен»?

- Сегодня наша задача - повысить качество оказываемых услуг. И хотя данные нашей контакт-службы показывают, что 95% обратившихся в ЦПП и ЦОПы бизнесменов в целом удовлетворены, мы хотим улучшить эту работу. Что для этого нужно? Мы намерены максимально стандартизировать все процессы, внедрить систему учета, минимизировать влияние человеческого фактора. Чтобы наш клиент еще только формулировал свою проблему, а мы уже предоставляли готовый кейс ее решений. Понятно, что каждый конкретный случай особенный, но какие-то фундаментальные вещи должны быть стандартизированы и распространены на весь Казахстан.

В системе оценки качества мы хотим видеть конкретного человека. Насколько конкретные Иванов, Петренко, Уразбаев и Ахметов удовлетворены нашей работой? Какую именно услугу каждый из них получил? Решить это мы хотим путем создания единой автоматизированной платформы. Но это вопрос будущего, а пока мы собираемся внедрить SMS-рассылку по опыту того, что делают телекоммуникационные компании. Клиент может дать оценку работе ЦПП путем отсылки SMS.

Кроме того, мы провели исследование и установили, чего именно ждут от нас наши клиенты-бизнесмены. Выяснилось, что самым большим спросом пользуются услуги по сопровождению проектов и информация по государственно-частному партнерству. Сегодня мы уже обсудили этот вопрос с нашим заказчиком, Министерством национальной экономики РК. Мы договорились, что в последующем внедрим эти два вида услуг.

В каком направлении мы будем двигаться дальше? Очевидно, мы замкнем в палате весь комплекс услуг для бизнесменов. Важно, чтобы наши ЦПП и ЦОПы работали по принципу одного окна. Обратившись к нам, бизнесмен сможет и зарегистрировать свое предприятие, и получить помощь в оформлении всех разрешительных документов, и даже выбрать направление своей деятельности, свой проект. В этом, безусловно, ему поможет эксклюзивный инструмент, разработанный НПП «Атамекен» - Карта регионального развития. В ней аккумулирована уникальная информация. При помощи карты предприниматель найдет свою нишу в конкурентном рынке, инвестора, сырье, заключит договор с энергоснабжающей организацией и с покупателями свой продукции. Ни для кого не секрет, что поиск рынков сбыта сегодня выходит на первый план в бизнесе.

И мы надеемся, что наша поддержка бизнеса приобретет еще более конкретные формы.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры