astana-view

Казахстанская бизнес-леди: между семьёй и карьерой

07 Марта 2014
3815 просмотров

Всемирный экономический форум присвоил Казахстану 16 место в мировом рейтинге по уровню гендерного равенства в трудовой сфере. Это хороший показатель, который говорит о том, что казахстанские женщины имеют сегодня серьезные возможности для реализации своих карьерных и профессиональных устремлений.

Динамичный рынок труда современного Казахстана, особенно в коммерческом секторе, свободен от стереотипов, характерных для консервативных экономик США и Европы, где дискуссия о дискриминации прав женщин в организациях довольно популярна и вопросы гендерного равенства  остаются актуальными на протяжение последних десятилетий. К счастью, в Казахстане ситуация не такая: на фоне кадрового дефицита работу получают все достойные специалисты – не важно, мужчины они или женщины.

Современная казахстанская женщина активна и успешна в построении своей карьеры. Многие достигли больших высот, благодаря собственным знаниям, интеллекту, профессионализму и работоспособности.

В преддверии праздника 8 Марта я хотела бы поделиться своими наблюдениями относительно принципов поведения женщин  успешных в семье и на работе, а также рассказать, что сегодня предлагает рынок труда прекрасной половине профессиональной элиты с точки зрения карьерных перспектив.

Вот основные модели поведения, которые мы заметили,  пообщавшись и проанализировав карьерные установки казахстанок, занимающих высокие позиции в коммерческом и государственном секторе.

1. На вторых ролях

По нашим наблюдениям, практически 80% казахстанских женщин-руководителей ставят приоритетом карьерные и профессиональные интересы мужа и готовы умерить личные амбиции ради реализации его идей. Это отличает их от европейских коллег, которые более склонны фокусироваться на себе. Возможно, такой баланс сформировался в силу культурных и религиозных традиций, которые достаточно сильны в Казахстане, но в тоже время не являются ограничением, как можно наблюдать во многих других мусульманских странах. Я думаю, что этот фактор нивелирует любые проявления феминизма, которые еще популярны на Западе. 

Вывод: сначала карьера мужа, потом – карьера жены.

2. Декрет - карьере не помеха

Несмотря на большое количество детей в казахских семьях, женщины здесь в последнее время не видят особых проблем в том, чтобы эффективно совмещать работу и воспитание детей. Большинство молодых мам, которые построили успешную карьеру, проводят в декрете  от 3 до 5 месяцев и считают это абсолютно приемлемым и нормальным. В то же время я могу поделиться своими наблюдениями относительно украинских женщин: большинство из них последнее время стали уделять воспитанию малышей больше времени и проводят в среднем полтора - два года в отпуске по уходу за ребенком, несмотря на желание работодателя вернуть их в ряды компании.

Вывод: можно рожать детей и не терять возможности профессионального и карьерного развития, главное здесь - отличный тайм-менеджмент, трудовая дисциплина в плане ненужных переработок и наличие поддержки стороны в виде бабушек-дедушек или няни.

3. Семья важнее карьеры

Даже самые влиятельные и успешные женщины в Казахстане не ставят карьеру выше семейных ценностей - в отличие от многих на Западе. Я думаю, это тоже традиционно для казахской культуры. Переезд, связанный с работой, и карьерное повышение не будут приняты женщиной, если это может ущемить интересы мужа.

Вывод: семья – главная ценность.

4. Сила в слабости

Мы видим сегодня все больше женщин на высоких позициях - как в коммерческом секторе, так и в государственном аппарате. Они имеют большое влияние на рынок. Они создают тренды, делают нестандартные шаги и ищут новые подходы в решении сложнейших задач. Но зачастую сила этих женщин спрятана внутри. Их стиль управления, женственность и яркая харизма привлекают людей и создают вокруг них позитивную атмосферу, а внутренняя энергия, целеустремленность, смелость и женская мудрость позволяют им достигать выдающихся результатов.

Вывод: в современном бизнесе успешна именно женщина, со всеми присущими прекрасному полу качествами, а не «мужчина в юбке». Не нужно подражать мужскому стилю поведения.

Из негативных наблюдений лично у меня есть ощущение того, что практически все женщины в казахстанским бизнесе подвержены панике.  Наверное, это гендерная особенность, связанная с уровнем эмоциональной устойчивости. Последние экономические события, в частности, недавняя девальвация тенге, а также «украинский узел», включили панические реакции у женщин гораздо быстрее, чем у мужчин. Они сразу же ринулись искать новые возможности на рынке труда: обновили свои резюме, стали открыты новым предложениям, стали принимать резкие решения о смене работы. Уровень их лояльности резко снизился, в то время как мужчины в большинстве своем сохраняют спокойствие.

Возможности, которые предлагает женщинам сегодняшний рынок труда Казахстана, характеризуются следующими особенностями:

Во-первых, мы должны понимать, что есть сферы, которые традиционно считаются мужскими: в силу особенностей работы, уровня нагрузок, сложившихся социальных установок. Как правило, это работа в тяжелых индустриях – горнорудный и нефтегазовый секторы, машиностроение, строительство. Если говорить о государственном аппарате, то традиционно «неженские» ведомства - это силовые министерства и службы по реагированию на чрезвычайные ситуации. Хотя в современной Европе сегодня не редкость, когда управление военными находится в руках хрупких женщин-министров. В остальных индустриях возможности для женщин - с точки зрения как профессионального развития, так и карьеры - практически не ограничены.

Во-вторых, большинство работодателей склонны отдавать женщинам управление маркетингом, HR, PR. Если речь идет о производстве, особенно в пищевой и легкой промышленности, то позиции главных технологов здесь тоже занимают преимущественно представительницы прекрасной половины коллектива. В продажах и на IT-рынке - больше мужчин. Службы безопасности тоже в руках сильного пола. Финансы и общий менеджмент - больше мужчин, но женщины также здесь хорошо представлены.

В-третьих, многие женщины успешны в стартапах, которые очень популярны сегодня в Казахстане. Особенно, если речь идет о консалтинге, интернет проектах, индустрии моды, здоровья и красоты. Получив хорошее образование, а также практический опыт в «правильных», с точки зрения ведения бизнеса, компаниях, многие женщины задумываются о собственном деле. Причем эра «хозяек салонов красоты и ресторанов» уходит в прошлое: в этом сегменте сейчас очень жесткая конкуренция, и выживают действительно лучшие. Я думаю, что схема «получила бизнес в подарок и расслабилась» сейчас уже не столь актуальна, как несколько лет назад. Сегодня мы видим новое поколение талантливых и очень профессиональных предпринимательниц, которые способны занимать лидирующие позиции в своем сегменте и предлагать рынку уникальные решения и продукты. На своих деньгах или на внешних инвестициях они создают по-настоящему профессиональные компании. Я думаю, что за такими деловыми женщинами - будущее в малом и среднем бизнесе страны.

Хочу от всей души поздравить наших удивительных женщин с весенним праздником, пожелать им счастья, вдохновения, а еще - баланса личной жизни, семьи, творчества, свободного времени и карьеры.

директор Executive Search агентства Forsage Елена Грищук

forbes.kz


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры