astana-view

Правила по рабочим специальностям должен диктовать не МОН, а профильные ведомства

02 Марта 2016
- Карагандинская область
11324 просмотров

Мастерам производства, наставляющим будущие рабочие кадры, негде совершенствовать свою компетенцию

В законодательстве Казахстана не имеется понятия о стажировке для них. А 72-часовые программы повышения квалификации не признаются стажировкой и всего лишь являются пунктом в рабочем графике инженерно-педагогических работников (ИПР).

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» в сотрудничестве с Европейским фондом образования (ETF) намерена восполнить этот пробел и вплотную заняться разработкой программы повышения квалификации ИПР в соответствии с профстандартами.

Проблемы в сфере профессионального образования в колледжах обсудило Сообщество практиков в Караганды.

Валентина Белослюдцева - эксперт проекта ЕФО «Инициатива ЕФО по развитию профессиональных учебных заведений», занимается исследованием центрально-азиатской системы профессионального обучения. Представляя в Казахстане европейский опыт с 2009 года, эксперт отмечает необходимость решения проблем сферы через привлечение правительственных структур.

«Наше профессиональное сообщество может стать методическим центром. Интеллектуальный потенциал просто колоссальный. На мой взгляд, сообщество станет авторитетной рабочей группой, к помощи которой прибегнут профильные ведомства», - отметила она в ходе обсуждения участниками встречи проблем и перспектив сферы.

Представители учебных центров, отраслевых ассоциаций вынесли на первый план проблему отсутствия у инженерно-педагогических работников возможности повышать квалификацию.

«Сейчас мастера производства проходят аттестацию как педагогические работники, а их компетенция, как мастера, неизвестна. Уже давно нужно было ввести дифференциацию. Бывают мастера - новички, есть с 10- или 40-летним опытом, есть перешедшие из других отраслей. И мы не знаем их уровня», - говорит Карлыгаш Оспанова, эксперт отдела развития человеческого капитала. Она не понаслышке знакома с проблемами таких кадров: еще будучи директором учебного центра, она сталкивалась с случаями, когда предприятие отказывалось предоставить свою базу для практики мастеров, а иногда обходились галочкой, мол, обучились наши мастера таким-то новшествам.

Практики сообщества видят проблему в отсутствии мотивации у работодателя - нет послаблений по налоговой части, нет каких-нибудь иных преференций за обучение практике выпускников. А тем временем на предприятия прибывает молодая смена, которая, кроме теоретических знаний, ничем не владеет, а станки видели только муляжные.

Несмотря на это, предприятия потихоньку приходят к осознанию общей ситуации и начинают проявлять интерес к дуальному образованию, рассказывает Карлыгаш Оспанова. В последние годы ощущается нехватка кадров, и открываются учебные центры при предприятиях. Там обучаются и учащиеся, и выпускники колледжей, а также совершенствуют свою квалификацию опытные мастера. Однако и здесь не обошлось без проблем, говорит Алмагуль Онгарбаева, начальник отдела развития человеческого капитала ПП Алматинской области.

«Сейчас мы наблюдаем стихийные учебные центры. Некоторые шустрые люди предлагают услуги по обучению ИПР, не имея производственной базы, буквально располагая одним столом и двумя компьютерами. Необходимо как можно скорее привести в порядок законодательную базу, разработать типовые правила и требования для учебных центров. Они должны проходить аккредитацию, равно как и отраслевые ассоциации проходят при Нацпалате. А разработкой правил должны заняться непосредственно профильные госорганы», - подчеркнула она.

По ее словам, это облегчит работу по многим направлениям - с включением в реестр будет вестись мониторинг и надлежащий контроль, которого на сегодняшний день не имеется. Также, согласно потребностям предприятий страны, будет формироваться список самых необходимых рабочих специальностей.

К примеру, с отсутствием специальных кадров столкнулись костанайские автопроизводители.

«Есть крупные производители - ТОО «Агромашхолдинг» и ТОО «Сарыарка автопром», занимающиеся крупноузловой и мелкоузловой сборкой автомобилей. Возникла потребность в специалисте «контролер по покраске». Оказалось, что на рынке есть маляры автомобильные, а контролера нет вообще как такового, и никто этому не обучает», - рассказала Зарина Кокжанова, эксперт костанайской палаты предпринимателей.

Как поясняет Карлыгаш Оспанова, казахстанские профессиональные учебные заведения до сих пор руководствуются Единым квалификационно-тарификационным справочником, который был составлен еще в советскую эпоху. Несмотря на то, что появляются новые рабочие специальности, обновления в этом источнике нет. А самый значительный минус в том, что мы пользуемся российской редакцией справочника, так как своего не разработали.

«Заняться этим некому, а Палата в этот процесс активно вовлечена и теперь добивается того, чтобы правила работодателю диктовало не министерство образования, а профильные госструктуры, исходя из требований отраслей», -  говорит она. По словам эксперта, такие правила на сегодняшний день разработаны только министерством энергетики.

Члены сообщества решили в скором времени встретиться еще раз, чтобы внести конкретные предложения к разрабатываемым документам и правилам. Планируется, что это будет расширенное мероприятие с участием предпринимателей, представителей учебных центров, госструктур и отраслевых ассоциаций. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры