astana-view

Авторские права: невозможно управлять тем, что не учитывается

02 Ноября 2016
7238 просмотров

В НПП прошли общественные слушания по обсуждению законодательных поправок по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности

В обсуждении приняли участие представители Министерства юстиции, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, государственных органов, неправительственных организаций, депутаты, правозащитники и СМИ.

Публичные слушания проводились с целью разъяснения и обсуждения законопроекта, представляющего интерес для граждан и субъектов предпринимательства.

Проект закона разработан во исполнение поручения Главы государства, данных по итогам 27 -го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте РК от 12 июня 2014 года по системному переходу на стандарты Организации экономического сотрудничества и развития в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Основными новеллами проекта закона являются:

- создание одноуровневой системы регистрации объектов интеллектуальной собственности путем делегирования экспертной организации (РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности») полномочий по регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности;

- расширение возможности досудебного рассмотрения споров по регистрации;

- обеспечение прав правообладателей на получение компенсации за незаконное использование товарного знака;

- опубликование заявок на товарные знаки с момента их поступления в экспертную организацию.

Вопросы, рассмотренные на общественном слушании, актуальны для каждого гражданина и субъекта предпринимательства. В этой связи НПП высказала свое мнение по разрешению имеющихся проблем в рассматриваемой сфере. В частности, были затронуты вопросы урегулированности основ авторского права.

«Путь развития Казахстана нацелен на достижения  в индустриально-инновационной сфере, сфере новых технологий и инноваций, которые непосредственно связаны с охраной и защитой прав интеллектуальной собственности. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, технологические решения, произведения науки, литературы и искусства, товарные знаки, программные продукты сопровождают все отрасли экономики.  Национальная палата, как организация, осуществляющая защиту прав предпринимательства, напрямую заинтересована в охране и защите прав интеллектуальной собственности. В реализацию задачи по  удовлетворению интересов бизнес-сообщества Национальной палатой на постоянной основе вырабатываются консолидированное мнение и предложения по совершенствованию действующего законодательства», - отметил заместитель Председателя Правления НПП РК Мурат Абенов.

Так, на последнем заседании по вопросу взаимодействия Организаций коллективного управления правами (ОКУП) и пользователями (7 сентября 2016 года, г.Алматы) были освещены проблемы правообладателей и авторов  в части защиты объектов авторского и смежных прав на музыкальные, аудиовизуальные произведения и т.д.

Согласно действующему законодательству, использование объектов интеллектуальной собственности возможно только с согласия  автора или правообладателя, кроме случаев использования произведения  в пределах законодательно установленных исключений (например, цитирование, распространение (продажа) экземпляров произведения, правомерно выпущенных в гражданский оборот с согласия правообладателя, и т.д.). Подтверждением согласия обладателя исключительного права на использование произведения, является Договор, заключаемый между правообладателем и пользователем (лицом, использующим произведение).

Однако на практике право на получение вознаграждения реализуется  через национальную и общемировую систему  Организаций коллективного управления правами (ОКУП). В интересах правообладателя ОКУП обеспечивает заключение лицензионных договоров с пользователями, а также сбор, распределение и выплату вознаграждения правообладателями-членами и зарубежными правообладателями через международную систему организаций по авторским правам, либо собирает вознаграждение в пользу обладателей смежных прав.

По казахстанскому законодательству, допускается аккредитация организаций, которые в силу прохождения определенной процедуры получили право представлять неограниченный круг правообладателей. Вместе с тем аккредитацию прошли лишь 9 организаций, при этом реально осуществляют свою деятельность только три, т.е. собирают сборы и выплачивают авторам (исполнителям), остальные, по сути, бездействуют. Ставки, по которым заключаются данные договоры, утверждаются данными организациями самостоятельно.

В отличие от Организаций коллективного управления правами (ОКУП) аккредитованная организация должна оказывать такое содействие наиболее квалифицированно, полно и доступно для заинтересованных лиц. Пользователь, желающий производить отчисления правообладателям, благодаря деятельности таких организаций может получить возможность это сделать наиболее оптимальным для него образом.

Государственная аккредитация, которая, по закону, должна означать контроль со стороны государства, обязана служить гарантом законных прав и интересов как пользователя, который доверяет ей адресное перечисление денежных сумм  вознаграждения в пользу правообладателей, так и правообладателя, которому эти суммы должны быть переданы.

Однако на практике должный контроль государственными органами не производится: отсутствует контроль за финансовой деятельностью, так и за предписанными законом обязанностями, несоблюдение которых должно приводить к лишению аккредитации.

В настоящее время проблемы и издержки коллективного управления интеллектуальными правами вызывают повышенное внимание во всем мире. Анализ проблем выявил очевидный недостаток данного механизма, по сути, организации, распоряжающиеся чужими имущественными правами за вознаграждение, которое они сами же и устанавливают, неподконтрольны самим правообладателям ни в финансовом, ни в организационном плане. Механизм непрозрачного распределения собранных в пользу правообладателей средств заложен изначально в саму суть принципа коллективного управления правами - собранные денежные средства должны распределяться пропорционально фактическому использованию конкретных произведений между их правообладателями. На деле же происходит манипулирование данными отчетов об использовании объектов авторских и смежных прав, предоставляемых пользователями, статистическими данными и рейтингами. Невозможно управлять тем, что не учитывается.

Подводя итог вышесказанному, предлагаем внести изменения и дополнения в главу 4 закона РК «Об авторском и смежных правах» и обеспечить детальное и прозрачное регулирование деятельности организаций по управлению авторскими правами.

Четкая правовая урегулированность основ авторского права позволит не только создать благоприятные условия для правообладателей, но и в целом будет способствовать положительной динамике развития экономики страны.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры