astana-view

Законы РК не позволяют справедливо наказывать за давление на бизнес

05 Декабря 2016
7597 просмотров

По мнению зампреда НПП Рустама Журсунова, сложные составы статей приводят к безнаказанности чиновников

Выступая на республиканском форуме предпринимателей по вопросам противодействия коррупции, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Рустам Журсунов заявил об огромном дисбалансе между количеством выявляемых нарушений законности со стороны должностных лиц и степенью ответственности таких должностных лиц, за совершаемые множественные правонарушения, а порой и преступления.

По его словам, за 10 месяцев 2016 года в НПП поступило более 5,5 тыс. жалоб от предпринимателей. Органами прокуратуры в ходе проведения проверок и анализа в сфере экономики выявлено почти 20 тыс. нарушений. По актам прокурорского надзора и письмам прокуратуры отменено и изменено более 3 тыс. незаконных актов. «И эти цифры показывают только малую долю того пресса, который испытывает казахстанский бизнес. Должностные лица, допустившие нарушения прав предпринимателей, фактически не несут никакой ответственности», - добавил Журсунов.

Зампред Правления НПП привел данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам, согласно которым за 2015 год и 9 месяцев 2016 года по статье 365 УК (Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности) из 16 зарегистрированных дел по обвинительному приговору осуждено всего 2 лица. По статье 370 УК (Бездействие по службе) за два года нулевая статистика.

«В отношении количества госслужащих, привлеченных к административной ответственности, картина не лучше. Так, за аналогичный период по статье 173 КоАП «Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность» возбуждено всего 4 административных производства (АДГСиПК), из них вынесено только 2 постановления о наложении взысканий. По статье 175 КоАП «Нарушение порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства» за отчетный период возбуждено всего 44 адмпроизводства, взыскание наложено на 27 должностных лиц. По статье 175-1 КоАП «Необоснованное проведение иных форм контроля и надзора с посещением субъектов частного предпринимательства» в 2016 году зарегистрировано 2 адмправонарушения», - сказал он.

В вопросе дисциплинарной ответственности, по словам Журсунова, ситуация носит аналогичный характер. Так, согласно статике, в 2015 году по обращениям физических и юридических лиц из 17,5 тыс. жалоб на действия госорганов и должностных лиц к дисциплинарной ответственности привлечено всего 8 лиц. За 9 месяцев 2016 года количество таких жалоб возросло почти в два раза (32 тыс. жалоб), в дисциплинарном порядке наказано только 3 лица.

«Указанные выше цифры наглядно демонстрируют, что система сдержек и противовесов не работает. Недобропорядочные госслужащие за свои ошибки, зачастую повлекшие «летальные» убытки бизнеса, фактически никакой ответственности не несут», - заявил он.

Причины столь печальной статистики зампред Правления Палаты видит в том, что диспозиции составов указанных статей УК содержат «фильтры», которые нивелируют все усилия для привлечения в ответственности. В частности, статьи 361 и 365 («злоупотребление полномочиями», «воспрепятствование предпринимательству») содержат такие формулировки как «вопреки интересам службы», «извлечение выгод или преимуществ». «Нет таких госслужащих, которые действовали бы против интересов службы или государства. Тем более признавали бы факт какого-либо корыстного интереса. Доказать обратное крайне проблематично», - сказал он.

«В этой связи считаем необходимым кардинально пересмотреть содержание статей 361, 362, 365, 370, 371 Уголовного кодекса, в том числе с позиции их обоснованности нахождения в главе, посвященной коррупционным правонарушениям. Целесообразно разграничить коррупционные составляющие от незаконных действий госслужащих, повлекших нанесение вреда субъектам предпринимательства», - заявил представитель НПП.

У «Атамекен» имеются большие вопросы и к существующей практике административной ответственности. В КОАП содержится три статьи, предусматривающие ответственность должностных лиц государственных органов перед предпринимателями: ст.173 «Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность», ст.175 «Нарушение порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства», ст.175-1 «Необоснованное проведение иных форм контроля и надзора с посещением субъектов частного предпринимательства».

«По двум последним статьям касательно незаконных проверок, согласно КоАПу, протокола должен составлять уполномоченный орган по предпринимательству, т.е. Министерство национальной экономики.
Но у министерства нет своих подразделений в регионах. Эта функция не подкреплена в организационном плане, и она на практике не работает. Крайне необходимо определить именно тот государственный орган, который будет реально работать по таким правонарушениям. По нашему мнению, это прерогатива антикоррупционного ведомства и органов прокуратуры», - сказал Журсунов.

В нормах по незаконному вмешательству в предпринимательскую деятельность (статья 173), по словам зампреда правления НПП, также есть оговорки и условия, нивелирующие такую ответственность.

«Дисциплинарная ответственность госслужащих имеет более распространенный характер. Но в случаях обжалования предпринимателями незаконных действий чиновников она практически не применима. Причиной тому служит ограниченные сроки наложения взысканий: 1 месяц со дня обнаружения и 6 месяцев со дня совершения проступка. Обжалование в вышестоящие органы составляет 2-3 месяца, обжалование в судах - от 8 месяцев до 1 года. Сроки дисциплинарной ответственности к тому времени истекут и не будет правовых оснований для возбуждения производства», - сказал он.

Журсунов считает, что необходимо изменить такую практику, ввести в законодательство дополнительные условия, позволяющие наказывать виновных лиц. По его словам, должна быть предусмотрена возможность приостановления сроков на время судебных и иных разбирательств.

«Мониторинг жалоб на действия госслужащих и своевременное принятие мер ответственности следует рассматривать как один из показателей эффективности работы госорганов, Агентства и прокуратуры», - добавил зампред НПП.

Кроме того, Журсунов затронул вопрос об антикоррупционных механизмах в сфере закупок. «Вторым крупным блоком хочу выделить вопрос об антикоррупционных механизмах в сфере закупок. Общеизвестно, что эта сфера требует повышенного внимания государства и общественности», - отметил он.  

Также зампред НПП акцентировал внимание собравшихся на вопросе материальной ответственности госорганов. «Законодательством предусмотрен механизм исполнения обязательств госорганов по решениям судов из резерва Правительства. Но он настолько забюрократизирован, что достичь желаемого результата простому бизнесмену практически невозможно. Об этом свидетельствуют приведенные цифры. Не возмещено бизнесу по состоянию на 2016 год 388,3 млрд тенге. Когда государство не исполняет решения суда, это приводит к дисбалансу интересов в обществе, и, как следствие, росту коррупции. В этой связи считаем необходимым разработать механизм возмещения субъектам предпринимательства ущерба, нанесенного госорганами и служащими, в том числе рассмотреть возможность страхования их гражданско-правовой ответственности», - сказал он.

Журсунов подчеркнул, что в системе закупок квазигосударственного сектора Казахстана нет надлежащего контроля и недостаточный уровень прозрачности. «По данным органов прокуратуры, за 2015 год и первый квартал текущего года из выявленных 342 нарушений правил закупок только в половине случаев нарушители были привлечены к дисциплинарной ответственности», - отметил он.

«Дочерние организации сами принимают решения о привлечении к ответственности. Понятно, что они не заинтересованы в установлении повышенных мер. Такая практика нивелирует работу по предупреждению коррупции. В этой связи необходимо законодательно усилить механизмы контроля и ответственности. Считаем необходимым создание в холдинге Централизованной службы внутреннего аудита. Она должна быть подчинена Совету директоров холдинга, иметь вертикальную структуру и обладать полномочиями по контролю закупок по всей группе холдинга», - заявил он.

Журсунов также предложил по примеру Сингапура отдельно выделить следующие наиболее подверженные коррупционным рискам сферы: это планирование бюджета, бухгалтерия, правовое обеспечение, закупки, распоряжение имуществом. «Работников этих сфер необходимо отнести к кругу субъектов коррупционных правонарушений, сформировать для них особый правовой режим, предусматривающий дополнительные обязательства и ответственность. Они должны осознавать, что их деятельность будет находиться под постоянным контролем, они будут обязаны отчитываться о своих расходах, вознаграждениях, личных интересах и аффилированности. При возникновении малейших подозрений в их действиях, они обязаны представлять доказательства законности, объяснить свои действия (правило «comply or explain», т.е. соблюдай или объясняй.). За нарушение этих обязанностей они должны привлекаться к ответственности», - заключил он.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры