astana-view

Госорганы не спешат ввести саморегулирование

13 Января 2017
6461 просмотров

Предприниматели просят передать в саморегулирование некоторые функции Нацбанка Казахстана

По информации Департамента законодательства и развития саморегулирования Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», за шесть месяцев действия закона РК «О саморегулировании» только две ассоциации смогли приобрести статус СРО (саморегулируемых организаций - прим. авт.), и этому предшествует ряд причин.

Во-первых, имеет место неисполнение отраслевыми госорганами требований законодательства РК по вопросам саморегулирования, о чем свидетельствуют поступающие в НПП жалобы от объединений субъектов частного предпринимательства (аудиторы, юристы, строители). В частности, отраслевые госорганы отказываются предоставлять в 2-дневный срок выписки о включении объединений субъектов предпринимательства в Реестр СРО.

Во-вторых, саморегулирование предусматривает принятие на себя повышенных обязательств, в том числе по обеспечению имущественной ответственности, в связи с чем развитие добровольного саморегулирования, где не предусматривается делегирование государственных функций, без соответствующих стимулирующих мероприятий со стороны государства крайне затруднительно.

В этой связи «Атамекен» предлагает рассмотреть вопрос предоставления членам таких СРО преимуществ:

1) в закупках (наличие членства в СРО является критерием для предоставления льготы (условной скидки) в государственных закупках, закупках группы ФНБ «Самрук-Казына», Национального банка);

2) установить требование по рассмотрению госорганом жалоб на качество продукции и услуг, выпускаемых членами СРО, только после рассмотрения данной жалобы самой СРО. Это позволит СРО более ответственно подходить к реализации своих функциональных обязательств, в том числе в вопросах совершенствования досудебного регулирования споров;

3) ввести на законодательном уровне поддержку эффективно действующих консолидаций предпринимателей, в том числе добровольных СРО, путем предоставления преимущественной возможности создания обязательного саморегулирования исключительно на базе таких объединений;

Именно добровольная модель саморегулирования предусматривает внедрение механизмов общественного признания эффективно функционирующих «добровольных» СРО, которые спустя время, оправдав свое существование, готовы, а, главное, способны осуществлять отдельные публично-значимые функции при определенных сложившихся условиях. Отметим, что Администрация Президента указывала Министерству национальной экономики на необходимость продолжить совершенствование законодательства о саморегулировании в части создания условий для развития СРО, основанных на добровольном членстве.

4) исключить освобождение Национального банка от проведения им АРВ в случае введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве.

Дело в том, что статьей 82 Предпринимательского кодекса предусмотрено освобождение Нацбанка от проведения им АРВ (анализ регуляторного воздействия - прим. авт.) в случае введения нового регуляторного инструмента, в том числе саморегулирования, или ужесточения регулирования в отношении субъектов предпринимательства. В этой связи Нацбанк не является участником проводимой в настоящее время реформы по передаче госфункций в конкурентную среду и СРО (97 Шаг Плана нации) и, соответственно, функции Нацбанка не рассматриваются на предмет их передачи в саморегулирование.

В то же время в адрес НПП поступают предложения субъектов предпринимательства о введении института саморегулирования в сферах деятельности, регулируемых Нацбанком (страховая деятельность, деятельность инкассаторов и др.).

Таким образом, возникла ситуация, при которой ущемляются интересы субъектов предпринимательства по их участию в проводимых государством реформах, направленных на кардинальное улучшение условий предпринимательской деятельности.

Национальная палата направила письмо на имя Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева касательно внедрения института саморегулирования, в котором обращает внимание на отсутствие заинтересованности госорганов в развитии саморегулирования, основанного на добровольной основе. Так, не проводятся мероприятия, направленные на стимулирование создания и деятельности саморегулирования, тем самым не создаются условия для предпринимательской и профессиональной среды.

Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 29 закона, уполномоченный орган и регулирующие государственные органы при осуществлении государственного контроля и надзора за членом (участником) саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии), учитывают факт наличия такого членства (участия) в системе оценки рисков. Однако на сегодняшний день ни одним регулирующим органом не внесены соответствующие изменения в систему оценки рисков (критерии оценки степени рисков и проверочные листы).


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры