astana-view

Ельдос Рамазанов: «Единый предквалификационный отбор и единая кодификация товаров, работ, услуг обеспечат равный доступ к закупкам»

02 Марта 2017
8267 просмотров

Тема несовершенства существующей системы закупок госсектора и квазигосударственных компаний не один год обсуждается бизнес-сообществом. Затянувшуюся дискуссию резюмировал Глава государства. В своем послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Нурсултан Назарбаев заявил: «Поручаю правительству внедрить единую систему госзакупок. Мы сделали существенные шаги по снижению уровня коррупции в стране. В то же время основной акцент направлен на борьбу с последствиями коррупции. Необходимо усилить работу по выявлению и искоренению причин и предпосылок коррупции».

Какой видится новая система закупок бизнесменам, и, что необходимо сделать в первую очередь для ее модернизации? Об этом Forbes.kz  рассказал член правления - заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Ельдос Рамазанов.

- Ельдос Муратович, на ваш взгляд, что является самой главной проблемой в закупках госсектора и квазигосударственных компаний?

- Отсутствие упорядоченности в процедурах. Нужны системные изменения.

Главная проблема в том, что существующая система закупок имеет элемент непрозрачности! И это не вопрос работы интернета или программного обеспечения. Сегодня никто не проводит мониторинг цен, сложившихся по итогам проведенных закупок. Но именно здесь корень всех бед – один и тот же товар, в один и тот же период закупается с большим ценовым разбегом. То, что на одной площадке закупается по 150 тенге,  на другой покупают по 300 тенге и наоборот. Именно поэтому мы предлагаем главное: сделать интегрированную систему, которая включала бы в себя все существующие площадки, удобной для пользователя, а со стороны НПП «Атамекен» обеспечить независимый мониторинг и анализ цен.

- Что вы имеете в виду, когда говорите о необходимости системных изменений?

- У нас в Казахстане три основные площадки, операторами которых являются ТОО «Центр электронной коммерции» при Минфине, ТОО «Самрук-Казына Контракт» при «Самрук-Казына», АО «NADLoG» при Мининвесте, а также закупки иных национальных компаний, не имеющих свои электронные площадки. И у каждой из этих организаций свои требования к постащикам при участии в тендерах. Но главное - на каждой платформе используется исключительно своя кодификация товаров, работ и услуг, отличная от других площадок. Очевидно, что нужна универсальная классификация для всех участников рынка. Мы ведь в одной стране живем? Так почему же, к примеру, водопроводная труба в системе кодификации NADLoG должна прописываться иначе, чем в программе ЦЭК?

- А вы не боитесь, что на создание такой электронной  платформы уйдет много времени, усилий, и денег, наконец?

- А зачем создавать что-то «суперновое»? Мы же говорим об интеграции, так давайте интегрировать опыт уже существующих площадок. Единая номенклатура кодов товаров, работ и услуг  (ЕНСТРУ) есть у «Самрук-Казына Контракт». Она, по мнению предпринимателей, вполне понятна всем. Зачем снова велосипед изобретать? Вторая проблема: предквалификационный отбор. Не меняя ничего в его принципах, и не обеспечив открытость этой процедуры, мы вообще никогда не избавимся от проблем в сфере закупок. Важно, чтобы существовала единая система прохождения предквалификационного отбора с учетом отраслевой направленности деятельности бизнеса и уровнем сложности предмета закупок. Предприниматель должен проходить эту процедуру один раз, и эти данные должны приниматься в автоматическом режиме всеми другими площадками. Чтобы не приходилось участнику тендера на одной площадке, заново заполнять бесконечные электронные формы, когда он вознамерится принять участие в закупках на другой. Один раз ввел свои данные – и на этом все. Если ты не меняешь характер своего бизнеса, - скажем, мебельное производство не перепрофилируешь в выпуск шлакоблоков, - система тебя запоминает и допускает к участию, как «родного».

- А на какие критерии должен опираться предквалификационный отбор?

- Нужен единый реестр участников закупок. А что у нас на практике? Каждая площадка ведет свой собственный реестр. Предприниматель вынужден ориентироваться в каждой отдельной площадке, поскольку каждая имеет свои подходы и условия для участия в закупках. Кроме того, это затрудняет мониторинг со стороны независимых экспертов.

Теперь вернемся к предквалификационному отбору. Сегодня институтами, которые при поддержке НПП «Атамекен» как-то взаимодействует с потенциальными поставщиками в этом вопросе, является «Самрук-Казына Контракт» и Минфин. Но, надо отметить, что ПКО, проводимый «Самрук-Казына» в корне отличается от ПКО в госзакупках. То есть мы имеем картину того, что нет системного подхода в вопросе ПКО в закупках, в то время как задача любого ПКО – это формирование пула квалифицированных и порядочных поставщиков. Мы предлагаем ввести единообразную систему предквалификационного отбора с учетом отраслевой направленности деятельности бизнеса и степени сложности предмета закупок. Система отбора должна строиться на основе Единого реестра поставщиков товаров, работ, услуг, который будет включать в себя единый реестр отечественных товаропроизводителей, а он, в свою очередь - на основании индустриальных сертификатов. Последнее готова взять на себя НПП «Атамекен».

- Что это дает в экономическом смысле?

- Система закупок станет проницаемой для исследований и анализа. Создав Реестр отечественных товаропроизводителей, мы получим возможность оценить конкурентные преимущества казахстанских предприятий, и уже на этой основе говорить что-то об импортозамещении. Индустриальный сертификат даст возможность отсеять настоящего производителя от имитаторов производства – посредников и дилеров. Вот тогда можно будет предметно говорить и об адресной поддержке отечественного бизнеса через закупки и долгосрочные контракты.

- Что конкретно предлагает «Атамекен» в плане обеспечения удобства для пользователей IT-платформ для закупок?

- Здесь мы считаем главными два момента. Первый – необходима одна единая точка доступа для предпринимателя-потенциального участника торгов. Пусть площадки будут разные, - в конце концов, свести воедино все торговые площадки – это, чисто технически, - но точка входа должна быть одна! Пароль у предпринимателя должен быть один. Система идентификации его регистрационных данных – одна.

Второе – нужен независимый и гласный мониторинг цен. Эту функцию, по нашему мнению, нужно передать НПП «Атамекен», как организации, консолидирующей бизнес-сообщество. Только так, мы, не вмешиваясь в сам процесс проведения тендеров, получим возможность он-лайн контроля над их прозрачностью. Менять форму, не меняя самого механизма – бессмысленно.

 

Источник Forbes.kz

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры