astana-view

Рельсы простые - тарифы золотые

24 Марта 2017
- Костанайская область
6120 просмотров

Костанайских предпринимателей разоряют тарифы за использование подъездных железнодорожных путей

Они считают, что монополист незаконно устанавливает цены и просят помощи у Палаты предпринимателей. Доводы и аргументы прозвучали на встрече бизнеса с руководством АО «Центр транспортного сервиса». Именно эта компания с 2015 года владеет подъездными путями к предприятиям области. Ее представители, по просьбе Региональной палаты, специально приехали из столицы, чтобы разобраться в проблеме и попытаться найти точки соприкосновения.

Чем недовольны производители? Новой методикой расчета, которую применяет АО «ЦТС». Ведь если раньше предприятия платили за передвижение вагонов лишь в одном направлении, то теперь вынуждены рассчитываться за путь в оба конца. Как результат, повышение затрат минимум в два раза.

«С 2010 года мы платили за услуги подъездных путей по три тысячи тенге за вагон. Потом платили по шесть тысяч и так до 8-10 тысяч к 2016 году. Пару лет назад железная дорога продает эти участки частной фирме и уже с 1 декабря 2016 года она расторгает с нами договор и начинает применять новую методику. В итоге, наши затраты увеличиваются и такие условия для нас становятся неприемлемыми, рынок сбыта и так сужается. Но АО «ЦТС» - монополист, у нас просто нет выбора с кем еще работать. Хотя есть компании, которые пользуются другими путями, но они тарифы почему-то не поднимают. А у вас железная дорога золотая выходит?», - заявил директор мельничного комплекса ТОО «Казторгтранс»Халиулла Гран Ака.

Бизнесмены уверены, что расчеты необоснованы и это хорошо видно на примере с локомотивами. Ведь когда они тянут вагоны, то состав параллельно загружается на предприятиях по пути следования. Тем не менее, каждая компания вынуждена отдельно оплачивать за полный путь локомотива. И чем длиннее расстояние, тем выше сумма.

Советник президента АО «ЦТС» Есенжан Ханбай объяснил ситуацию несколькими факторами. Во-первых, методика расчета не новая. Она утверждена антимонопольным ведомством еще в 2014 году, но применяться начала лишь после смены собственника. Во-вторых, состояние самих железнодорожных путей весьма плачевное. По региону уровень износа составляет почти 95%, тогда как в среднем по стране 89%. Только в прошлом году было зафиксировано 26 сходов подвижных составов с рельс. Соответственно, фирма была вынуждена вкладывать в ремонт собственные средства.

«Частная компания приобрела 100% акций у АО «КТЖ»... Вместе с ними мы купили все существующие проблемы. Вложили немалые деньги, но пока нет никакой отдачи, одни лишь вливания», - отметил Есенжан Ханбай.

Руководитель мукомольной компании «Атамекен Дос» Аскар Жабаев предложил продать часть железнодорожных веток предпринимателям и тогда они будут сами тратиться на ремонт. Тем более, что нередко именно так и происходит. Есть предприятия, которые ремонтируют дорогу за собственный счет, чтобы избежать аварийных ситуаций. Однако от такой сделки монополист тактично отказался.

«Вопрос, к сожалению, остается открытым, - резюмировал директор Палаты предпринимателей области Мурат Абенов. - Две стороны высказались, представили свою точку зрения, это первый шаг. Наше предложение, все-таки, пересмотреть методику расчетов, если это возможно. Мы готовы в рабочем порядке подключать специалистов, попросим антимонопольный департамент так же принять участие в процессе. Вопрос важный, нам очень нужен консенсус, чтобы не было таких больших затрат. Ведь сегодня это не выгодно никому. Простои идут у предприятий, у отделения дороги нет нагрузки, а главное, ситуация сказывается на экономике в целом».

На встрече, кстати, отметили, что по фактам жалоб в Палату предпринимателей Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции РК провел расследование в отношении АО «Центр транспортного сервиса». Результаты региональный департамент пообещал огласить в ближайшее время. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры