astana-view

Не точка, а многоточие роста...

04 Апреля 2017
- г. Шымкент
6192 просмотров

Задумывая построить мебельную фабрику, предприниматели со стажем даже предположить не могли, через какие тернии им предстоит пробираться

Братья Сабиржан и Камитжан Исхаковы строили свой бизнес по кирпичику. Еще в 1990 году начали производить мебель, приспособив под цех хозяйственные постройки на подворье. Диваны, кресла и кровати в годы всеобщего дефицита уходили влет. Спустя десять лет решили расширить бизнес, набиравший обороты. Приобрели частный дом под снос, построив на участке мебельный цех. Со временем по соседству купили еще один участок, построив дополнительный ангар для установки более современного оборудования. За годы работы ассортимент продукции заметно увеличился, да и качество корпусной мебели стало на порядок выше. Предприятие поставляет корпусную мебель в девять регио­нов страны, а заказчики выстраиваются в очередь. 

Два года назад в Туркестане заговорили о создании индустриальной зоны, призванной стать точкой роста для бизнеса. Государство безвозмездно предоставляло земельные участки под строительство производственных цехов, обе­щая предпринимателям за счет бюджета создать всю инженерную инфраструктуру. Воспользоваться такой возможностью предложили и братьям Исхаковым, собиравшимся расширяться. 

8 мая 2015 года региональный координационный совет одобрил проект по строительству в индустриальной зоне Туркестана мебельной фабрики «Grand Miks», рекомендовав под его реализацию отвести предпринимателю земельный участок площадью в один гектар. 

«Не поверите, но решение о выделении земельного участка я получил только 18 января прош­лого года. Почти девять месяцев у меня ушло на бумажную волокиту, связанную с оформлением земли. Документы из одного ведомства в другое, к примеру, из отдела земельных отношений в кадастровый в таком небольшом городе, как Туркестан идут больше месяца! Совершенно очевидно, что самостоятельно я за это время уже успел бы не только построить цех, но и запустить производство. Мне непонятно, почему госорганы не соблюдают сроки работы с документами?! И, похоже, никакого контроля над этим нет!», -  рассказывает Сабиржан Исхаков.

Строительство производственного цеха площадью более 2 тысяч квадратных метров заняло по времени практически столько, сколько оформление госакта на землю! Волокита с оформлением документов оказалась далеко не единственной преградой. 18 мая 2016 года региональный инвестиционный центр «Максимум» одоб­рил выдачу льготного кредита в размере 68 млн тенге на покупку оборудования для мебельной фаб­рики, а уже 20 мая деньги были перечислены за оборудование в Китай. За 12 дней предприниматели проделали огромный объем работы, озабоченные тем, чтобы деньги не лежали без дела, а как можно быстрее начали приносить отдачу. В Поднебесной заказали 12 деревообрабатывающих станков и другое оборудование, необходимое для производства современной мебели. 

Партнеры не заставили себя ждать, отгрузив в оговоренные сроки «начинку» для фабрики. Как только груз пришел из Китая, сотрудники Департамента государственных доходов настоя­ли на размещении контейнеров на складе временного хранения. Предприниматель в это время занялся оформлением документов на получение сертификата соответствия. Поскольку в Шымкенте таких аккредитованных специалистов нет, пришлось прибегнуть к услугам алматинцев, что, естественно, сказалось на сроках. 

«Все это время меня постоянно теребили со стороны акимата, требуя ускорить запуск фабрики. Мне было что показать: цех готов, специалисты обучены, сырье есть. Все упиралось в монтаж оборудования, простаивающего на складе временного хранения. В ситуацию вмешались со стороны акимата, добившись разрешения на изъятие станков оттуда. 29 сентября прошлого года, когда фабрика уже работала в тестовом режиме, в цехе появились два сотрудника управления госдоходов, заявив о проверке. При этом никакого письменного распоряжения или уведомления никто не предъявил», - рассказывает Сабиржан Исхаков.

Спустя время ДГД по ЮКО информировало предпринимателя по почте о привлечении к административной ответственности с наложением штрафа. По пяти таможенным декларациям, по которым были ввезены 12 станков и оборудование, на него наложили штраф в 2 млн 120 тысяч тенге. 19 октября декларация о соответствии была, но она уже никого не интересовала. «Карательный механизм», как называет административное наказание Сабиржан Исхаков, в это время уже был запущен. 

А 22 октября прошлого года сос­тоялся и торжественный запуск мебельной фабрики, на которой работу получили 72 жителя Туркестана. Его приурочили ко Дню города. Чиновники произносили громкие речи, призывая равняться на братьев Исхаковых. Дескать, их пример – результат заботы государства о развитии предпринимательства. Сами же виновники торжества в тот момент думали о том, что станут делать, если действительно заблокируют все банковские счета. Об этом накануне сообщили по телефону из Департамента государственных доходов, требуя немедленно оплатить наложенный штраф. 

Сдаваться без боя братья не собирались, добившись отсрочки. После длительной переписки ее дали сначала до 10 января, а потом еще на месяц. Перед новым годом срок продлили до 10 февраля 2017 года. Впрочем, это не помешало 17 января текущего года издать распоряжение о приостановлении расходов по кассе налогоплательщика (налогового агента). Все счета мебельной фабрики оказались заблокированными. 

«Ну какой ущерб я нанес государству, чтобы так надо мной измываться? – вопрошает предприниматель. – Я написал в прокуратуру области, в Палату предпринимателей, пытаясь выяснить, насколько правомерны действия сотрудников департамента государственных доходов, блокировавших все мои счета. Правда, через пять дней счета разблокировали, да еще и уговаривали меня не поднимать шум. Естественно, что все это время предприятие не могло производить финансовые операции, работа была парализована. Есть ли у вас после этого еще ко мне вопросы по поводу наличия барьеров на пути развития бизнеса?!»

Неравный бой предприниматели Исхаковы проиграли. Сдались, заплатив-таки штраф. Побоялись, что когда подпишут контракт с россиянами на поставку сырья на 47 млн тенге, счета снова могут оказаться заблокированными, и не удастся вовремя выполнить договорные обязательства перед партнерами.

«Мы усмотрели неправомерность в действиях налоговых органов, – прокомментировала ситуацию эксперт региональной Палаты предпринимателей ЮКО Майя Исаева, – согласно разъяснениям Комитета по техрегулированию и метрологии, использование оборудования, которое завез предприниматель, не предусматривает обязательного наличия у него сертификата соответствия». 

То есть, изначально штраф наложен был неправомерно. Кроме того, при наличии у предпринимателя письма от областного Департамента государственных доходов о предоставлении отсрочки туркестанские налоговики все же арестовали счета. Это свидетельствует об отсутствии согласованности в действиях структурных подразделений ДГД. Но самое грубое нарушение, на мой взгляд, заключается в том, что сотрудники Департамента госдоходов изначально нарушили процедуру проведения акта обследования склада-помещения компании. 

«Статья 147 Предпринимательского кодекса РК с изменениями и дополнениями по состоянию на 26 июля прошлого года регламентирует порядок проведения проверки, – подключается к разговору Камал Юлдашев, заместитель директора по организационно-правовым вопросам Grand Miks. – Читаем: «Орган контроля и надзора обязан известить в письменном виде проверяемого субъекта о начале проведения проверки по особому порядку проведения проверок на основе оценки степени риска, выборочной проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки. Нужны ли еще какие-то комментарии?».


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры