astana-view

Предприниматели жалуются на внеплановые проверки

22 Марта 2014
3230 просмотров

К необходимости чёткого контроля над проведением внеплановых проверок призвали участники заседания Общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике при Агентстве финансовой полиции. В рамках заседания было также озвучено, какие новшества введены Агентством для усовершенствования его работы по выявлению коррупционных преступлений.

По словам председателя «Профсоюза работников малого и среднего бизнеса Восточно-Казахстанской области» Галины Казанцевой, со вступлением в силу моратория на плановые проверки бизнеса возросло количество внеплановых проверок. «Объявленный мораторий, конечно, даст немного продыху предпринимателям на плановые проверки, но за последние годы сложилось так, что особых проблем при проведении плановых проверок нет. По опыту предыдущих трёх мораториев можно сказать, что, когда объявляется мораторий, у нас резко повышаются - в несколько раз - внеплановые проверки. Причем, исходя, опять же, из опыта, зачастую у нас проверки инициируются самими государственными органами. Либо по поручению вышестоящего органа, либо по поручению прокуратуры, либо по заявлениям граждан», - поясняет Казанцева. Она считает, что, так как внеплановые проверки не регулируются законодательством, при их проведении нередко нарушаются права предпринимателей. Во-первых, законом «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» определено, что при проведении внеплановой проверки ответственные органы должны не менее, чем за сутки известить о ней субъекта проверки. «Это, как правило, не выполняется», - утверждает Казанцева. «Второе:  надо всё-таки контроль установить над органом, который получает вот эти заявления о нарушении  якобы, проверить, есть ли связь с этим товарищем, который написал, с этим заявителем, и убедиться, есть ли он на самом деле. Часто очень есть факты, когда начинаем разбираться, и есть официальные ответы с отдела, где регистрация, что подобные люди не только в том или ином населенном пункте не проживают, но вообще в Восточно-Казахстанской области не проживают».

Как утверждает начальник следственного департамента Асхат Жумагали, «в настоящее время разрабатываются механизмы проведения проверочных мероприятий, исключающие возможность необоснованного вмешательства сотрудников органов финансовой полиции в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства». Однако о каких-то деталях говорить пока рано. Среди мер, уже предпринятых Агентством для облегчения деятельности предпринимателей – повышение эффективности ведомственного контроля с помощью налаживания электронной системы регистрации заявлений и сообщений, а также повышение роли следователя как координатора всего уголовного процесса. По словам начальника следственного департамента, если раньше заявления и сообщения о преступлениях проходили длинный путь от оперативных подразделений до следователя, то теперь заявления и сообщения о преступлениях поступают управление по досудебному производству, где под руководством следователя проводится проверка и принимается процессуальное решение. Теперь, по данным следственного департамента, существенно снизился срок рассмотрения заявлений – с нескольких месяцев до 3-х суток. По данным агентства, в прошлом году выявлено 214 коррупционных преступлений, связанных с нарушением прав предпринимателей. Из общего числа выявленных преступлений по фактам неправомерного вмешательства в деятельность МСБ более половины связаны с получением взяток (107), 19% составляют факты мошенничества с использованием служебного положения (39), 11% - злоупотребление должностными полномочиями (24).

Вместе с тем, председатель общественного совета по борьбе с коррупцией при партии «Нур Отан» Костанайской области Сергей Жалыбин считает невозможным ограничиться только организационными мерами. «Во главу угла, безусловно, должен быть поставлен правовой вопрос, то есть правовые меры должны ситуацию разруливать», - считает Жалыбин. Он напомнил об одном из приоритетов последнего Послания: переходе на плановую экономику. В связи с этим, считает Жалыбин, нужно искать новые подходы к предотвращению коррупции. «Видимо, нам уже нужно ставить вопрос таким образом, что сегодня уже необходимо видеть те ситуации, которые позволяют ну, что ли, выявить коррупционные ниши. Вот говорим: возвращаемся к плановой экономике. Что значит плановая экономика? Это, прежде всего, государственный заказ. Если государственный заказ, то дальше следует следующая цель – это фонды. А это уже – прямая коррупционная цепочка. И вот именно в этом направлении необходимо разрабатывать правовые меры. Тут, наверное, надо сегодня говорить о том, чтобы все-таки пересмотреть весь массив законодательства, состыковывая его рыночные составляющие с новыми какими-то административно-карательными мерами».

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры