astana-view

Из-за мухи с экспортом глухо: Вредители могут снизить экспортные возможности бахчеводов ЮКО

26 Апреля 2017
- г. Шымкент
4694 просмотров

Из-за сельхозвредителя могут снизиться экспортные возможности южно-казахстанских бахчеводов

Владельцы крестьянских хозяйств Южного Казахстана  бьют тревогу: дынная муха, которая нанесла большой урон урожаю в последние годы, может появиться на бахчевых полях и в нынешнем году. В прошлом сезоне   убытки от нашествия этого вредителя исчислялись миллиардами тенге (!). Местные  бахчеводы, обратившиеся с этой проблемой в Палату, уверяют, что еще пять лет назад об этих насекомых они даже представления не имели.

Что за напасть такая?

Как рассказывают специалисты, дынная муха – это карантинный вредитель, паразитирующий в бахчевых плодах. Он широко распространен в Средиземноморье, на Кавказе и в Азии, теперь вот и в Казахстане.  Во время цветения личинки опасных вредителей попадают в зреющий плод и поражают его изнутри. Одна самка мухи  откладывает до 20 яиц. Есть такую  дыню   опасно, нельзя использовать и в качестве корма для скотины.

Отследить ситуацию и выявить зараженные плоды на ранних стадиях очень сложно, рассказывают специалисты, потому что спелые и здоровые дыни и арбузы поражаются изнутри, а заражённый плод внешне имеет целый и здоровый вид. Места проколов мякоти могут служить средой для развития вирусных и грибковых заболеваний.  Учитывая то обстоятельство, что основной период жизни муха проводит внутри плода или в земле, борьба с ней затруднена. Поэтому надо применять в основном профилактические приемы.

Первые очаги дынной мухи были выявлены в 2004 году в Кызылординской обла­сти, граничащей с Каракалпакстаном Республики Узбекистан. Тогда ею было заражено почти 50%  площадей, засеянных бахчевыми культурами в семи районах этой области.

В ЮКО дынная муха появилась впервые в  2011 году, а год спустя очаги ее имелись практически во всех 9 районах области, где возделывается дыни, –  Арысском, Байдибекском, Кызыгуртском, Мактаральском, Отрарском, Ордабасинском, Сарыагашском, Шардарин­ском и Туркестанском районах. Несмотря на проводи­мые карантинные и защитные мероприятия против дынной мухи, площадь распространения вредителя увеличивалась с каждым годом.

Подсчитали убытки – прослезились…

В прошлом году специалисты Минсельхоза подсчитали убытки от нашествия дынной мухи: посевная площадь дыни только в ЮКО составила около 40 тыс.га. При уровне потерь урожая дыни от дынной муки 50% и самой низкой оптовой цене 40 тенге/кг, экономические потери составили 15 млрд. тенге, или 100 млн.долларов США в год.

 В этом году в области под бахчевые культуры отведено более 62,5 тысяч гектаров. Самая большая площадь под дыни и арбузы отведена в Мактаральском,Шардаринском, Отрарском районах. В прошлые годы дынная муха уничтожила здесь до 30% урожая. Обрабатывать будущий урожай крестьянам пришлось чем попало – специального препарата, уничтожающего или предупреждающего появление вредителя попросту нет. А потому в ход шли общераспространенные химпрепараты и  инсектиды. Но в результате многократной обработки посевов вредитель выработал к ним устойчивость, а бахчевые от этого лучше не стали, накапливая в себе токсиостатков химических препаратов.

 Южный Казахстан ежегодно на 70 процентов обеспечивает бахчевыми  всю республику. Аграрии юга каждое лето  в состоянии собрать более 1,5 миллиона центнеров арбузов и дынь. Львиная доля традиционно отправится на экспорт. Не исключено, что дынная муха может в этом году внести свои коррективы в эти планы, как это было в Каракалпакстане, где из-за нашествия вредителя была потеряна половина урожая.

 «Самое плачевное в данной ситуации то, что крестьяне в большинстве своем оказались сам на сам с проблемой. Они самостоятельно, как могут, травят вредителя, - сетует эксперт Палаты предпринимателей ЮКО Нурлыбек Боранбаев. -  Нет государственной программы по противодействию дынной мухе, нет комплексного подхода к борьбе с этим вредителем. Нужно комплексное ведение научно-исследовательских работ по установлению причин распространения дынной мухи и методов борьбы с ней. О чем мы говорим? У нас даже обучающих семинаров  не проводится для крестьян, на которых бы разъяснялось, как бороться с этой мухой».

 А как у них?

Борьба с плодовой мухой (разновидность нашей дынной мухи)  является серьезной проблемой для многих стран. Там на государственном уровне действуют специальные программы по профилактике появления и противодействию этому вредителю. Во многих европейских странах внедрили  такой метод борьбы, как использование стерилизованных самцов.

 Этот метод заключается в массовом разведении самцов мух, которые были стерилизованы с помощью малых доз радиации в зараженных регионах, где они спариваются с дикими самками. Они не производят потомства, в результате чего такой метод может привести к снижению популяции вредных насекомых экологически безопасным способом, если его применять систематически на определенной территории. В Японии, к примеру, этим методом добились полной ликвидации этого вредителя.

На заседаниях комитета агропромышленного комплекса, где  крестьяне обсуждали проблемы борьбы с нашей дынной мухой, было предложено перенять лучший опыт стран, которые победили этого вредителя. Но чтобы  истребить насекомое, нужна поддержка со стороны государства..

В связи с этим члены комитета  готовят письмо в НПП РК «Атамекен», чтобы она подняла эту проблему на самом высоком уровне, где  рассмотрели бы  вопрос целевого финансирования  научных исследований по биологическому обоснованию технологии массового разделения и режимов радиационной  стерилизации дынной мухи, а также  попросили бы помощи в получении технической поддержки МАГАТЭ для дальнейшего создания в стране биофабрики по производству стерильных самцов дынной мухи.

Тревога. Моль наступает!

По словам эксперта Палаты, на территории Республики Казахстан распространены уже 14 карантинных вредных организмов, ежегодно захватывая все новые территории.

В одной из теплиц Сарыагашского района, которые являются лидерами по развитию тепличного хозяйства в республике, в прошлом году обнаружена томатная моль. Потери урожая пасленовых культур, в том числе томатов от особо опасного карантинного вредителя  южноамериканской томатной моли (Tuta absoluta Povolny) составляют в условиях защищенного грунта до 80 – 100%, нанося тем самым существенный экономический ущерб сельхозпроизводителям. Ведь  в борьбе с этим вредителем используются пестициды, и используются  многократно, что приводит к накоплению химических средств в томатах. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не предвидеть негативные последствия от такой борьбы.

 Решение проблемы заключается в разработке экологически безопасной системы защиты томатов от южноамериканской томатной моли в условиях защищенного грунта с использованием биологических средств. С этой целью необходимо   создать сеть биолабораторий для тепличных хозяйств республики для массового размножения насекомых-энтомофагов. Специалисты изучают опыт россиян борьбы с этими опасными вредителями.

В прошлом году фитосанитары проводили мероприятия по уничтожению саранчи. Период размножения считается самым опасным, поскольку личинки насекомых отличаются прожорливостью. За несколько недель личинки превращаются во взрослых вредителей и начинают перемещаться на соседние территории. Это приведет к уничтожению большого объема сельскохозяйственных культур, говорят эксперты.

Пока южно-казахстанские бахчеводы ведут борьбу с этой напастью, фитосанитарные врачи стараются не допустить появления у нас и других вредителей. Так, в прошлом году почти 20 тонн испанских персиков не пропустили через границу после того, как в спелых плодах обнаружили  уже другого вредителя -  средиземноморскую плодовую муху. 

Самый распространенный фрукт в Казахстане – яблоки - как оказалось, тоже не миновала напасть. Программой развития АПК «Агробизнес - 2020» Казахстан к 2020 году планирует обеспечить внутренний рынок 600 тыс. тонн яблок и экспортировать в РФ 400 тысяч тонн яблок. Планируется расширить площади  садов, но программа может оказаться под срывом из-за карантинного заболевания бактериального ожога плодовых. На субсидирование закладки плодово-ягодных культур и винограда запланировано до 2020 года ежегодно выделять 3,4 миллиарда тенге. Выделение данных субсидий не имеет смысла без решения проблемы бактериального ожога плодовых.

Что делать?

Ответ на извечный вопрос дает экономист и практик в области АПК с многолетним опытом Нурлыбек  Боранбаев.

 «Для решения проблемы продовольственной безопасности нужно на государственном уровне выделить отдельную целевую программу проведения научных исследований для Казахского НИИ защиты и карантина растений для борьбы с карантинными вредными организмами для обеспечения фитосанитарной безопасности», - считает он.

Проблему невозможно решить без создания государственной программы локализации и ликвидации очагов карантинных вредных организмов. А для этого нужны разработка и внедрение экологизированной системы защитных мероприятий, безопасной для окружающей среды и здоровья населения.  К работе должны быть привлечены профильные научно-исследовательские учреждения и Комитет государственной инспекции  в Агропромышленном комплексе МСХ РК с подразделениями, отмечает Боранбаев. Все свое видение вкупе с предложениями сельхозников Южного Казахстана экономист изложит в письме в НПП РК «Атамекен». 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры