astana-view

Евразийский антидемпинг или создание искусственного дефицита гербицидов в ЕАЭС

02 Ноября 2017
4861 просмотров

На сегодняшний день Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК, Комиссия) ведется антидемпинговое расследование в отношении европейских гербицидов на рынке Евразийского экономического союза, предварительный доклад о котором опубликован на официальном сайте ЕЭК.

Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова отмечает: «Как известно, Договор о ЕАЭС предусматривает применение антидемпинговой политики – реакции государства на ситуацию, когда импортируемый на внутренний рынок из третьих стран товар, продается по цене ниже, чем на рынке продавца и (или) ниже себестоимости производства. На практике это реализуется путем введения антидемпинговой пошлины в отношении искусственно удешевленной продукции при импорте (фиксированной доплаты к стоимости товара)».

 Стоит также отметить, что антидемпинговые меры применяются при наличии роста импорта, причиняющего ущерб производству аналогичного товара в Союзе, а Правила использования антидемпингового политики должны основываться на нормативных актах Всемирной торговой организации (далее – ВТО).

При этом, инициированное российской стороной антидемпинговое расследование Комиссии в отношении гербицидов из Европейского Союза (далее - ЕС) в настоящее время находится на стадии завершения. В качестве оснований для расследования выступили обвинения производителей гербицидов из ЕС (компаний ADAMA, Bayer, BASF, DuPont, Syngenta, Monsanto и ряд других) в нарушении правил добросовестной конкуренции и ущемлении конкурирующих производств государств-членов Союза.

При этом, на сегодняшний день, на рынке гербицидов Союза осуществляют свою деятельность около 20 компаний, с общим объемом производства порядка 69 тыс. тонн (РФ – 69 %, РБ – 17,2%, РК – 13,8% от общего объема производства данной продукции в ЕАЭС).

В тоже время стоит отметить, что объем потребности гербицидов государств-членов Союза в 2016 году составил порядка 200 тыс. тонн (РФ – 150 тыс. тонн, РБ – 20-25 тыс. тонн, РК – 25 тыс. тонн).

Согласно вышеизложенному, применение европейскими производителями гербицидов демпинга в ЕАЭС должно повлечь существенное подавление и последующее снижение производства данной продукции в Союзе, на фоне заметно растущего импорта товара от демпингующей стороны, в нашем случае гербицидов из ЕС.

Однако, из результатов проведенного Евразийской экономической комиссией расследования следует, что:

  • доля импорта из ЕС на рынке Союза снизилась (объем импорта европейских гербицидов за 2016 год составил около 63 тыс. тонн);
  • производство гербицидов в ЕАЭС за 2016 год увеличилось на 28%, по сравнению с 2015 годом;
  • стоимость гербицидов, произведенных в государствах-членах Союза выросла на 72%;
  • рентабельность крупнейших производителей гербицидов в ЕАЭС, в том числе российских компаний АО «Щелково Агрохим» и ЗАО фирма «Август», выросла на 80%, пропорционально росту цен.

Также, в свете складывающейся ситуации на рынке гербицидов ЕАЭС, необходимо подчеркнуть высокую значимость данной продукции для отечественной отрасли растениеводства, так как подавляющее большинство сельскохозяйственных культур могут терять до 50% урожайности от негативного воздействия сорных трав.

В этой связи, использование качественных противосорняковых препаратов в необходимом количестве, как общего, так и избирательного действия, оказывает прямое влияние на итоговые показатели доходности отрасли аграрного растениеводства, что более чем актуально для Республики Казахстан – страны с исконно аграрной направленностью сельского хозяйства.

«Кроме того, отечественное производство гербицидов ни одной из стран-участниц Союза в настоящее время не в состоянии удовлетворить реальные потребности аграриев. Имеются планы по наращиванию производственных мощностей, однако этому препятствует ряд факторов, на сегодняшний день работа по которым ведется при поддержке НПП РК «Атамекен и уполномоченных государственных органов РК», - считает Борис Цоктоев, Управляющий директор ТОО «Астана-нан», являющегося отечественным производителем гербицидов.

Стоит отметить, что на сегодняшний день против введения антидемпинговой пошлины уже выступают Казахстан и Беларусь, так как потеря источника дотаций в виде «удешевленных», но более эффективных европейских гербицидов неминуемо повлечет удорожание растительной сельхоз продукции и снизит ее конкурентоспособность как на внутреннем рынке Казахстана, так и на развитии казахстанского экспортного потенциала, поставках продукции растениеводческой отрасли в третьи страны.

Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии о предварительных результатах антидемпингового расследования в отношении гербицидов из ЕС, планируемый уровень антидемпинговой пошлины будет варьировать в пределах 27,5 – 52 % и в среднем будет равен 37,4% от стоимости товара. Это приведет к потенциальному росту цены на гербициды минимум на 40%.

«Сегодня, отечественные аграрии, в особенности производители пшеницы, работающие в условиях зоны рискованного земледелия, итак столкнулись со значительным количеством проблем, которые не позволяют им на достаточном уровне соблюдать необходимые технологические операции.

Результатом этого явились низкие показатели уровня внесения минеральных удобрений, соблюдения севооборотов, а также сроки и качество проведения мероприятий по защите растений от сорняков, вредителей и болезней. Кроме того, вышеназванные сложности в работе отрасли сопровождаются существующими трудностями по доставке востребованной казахстанской продукции на рынки европейских стран.

«Зерновой союз Казахстана» выражает надежду, что Правительству Казахстана удастся защитить интересы отечественных сельхозпроизводителей в рамках ЕАЭС, и в дальнейшем предложить сбалансированные меры поддержки производителей сельхозпродукции, а также производителей (поставщиков) средств защиты растений», - отметил президент ОЮЛ «Зерновой союз Казахстана» Нурлан Оспанов.

Стоит отметить, что согласно правилам введения антидемпинговых мер в Европейском Союзе, вводимая мера должна отвечать общим интересам стран Европейского Союза. Под общим интересом стран понимается комплексное влияние пошлины на различные субъекты рынка, такие как отечественные производители продукции, пользователи и потребители. Данное условие позволяет минимизировать негативные последствия антидемпинговой пошлины на экономику страны, в целом связанные с потенциальным повышением цен.   

Учитывая вышеизложенные факты, не ясными остаются причины лоббирования Комиссией введения антидемпинговой пошлины на гербициды европейского производства, в разрез с интересами остальных участников Союза.             


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры