Отрасль на подъеме
Машиностроение характеризует степень зрелости страны и уровень интеллектуального развития общества.
Машиностроение Казахстана имеет богатые исторические традиции. Когда-то в республике насчитывалось порядка 1 800 крупных и средних предприятий этой сферы. В годы перехода к рыночным отношениям, в результате разрыва традиционных народнохозяйственных связей были потеряны такие подотрасли, как станкостроение и инструментальная промышленность.
Как сейчас развивается эта важная для страны отрасль? Своим мнением по этому вопросу поделились заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК, доктор экономических наук Екатерина НИКИТИНСКАЯ и секретарь комитета машиностроения и металлообработки этой палаты Умирсерик ЕРЖАНОВ.
– Екатерина Сергеевна, на ваш взгляд, насколько динамично сегодня развивается отечественное машиностроение?
– Отрасль сейчас переживает второе рождение, имея хорошую динамику развития, и это во многом благодаря реализации Государственной программы ФИИР. За 5 прошедших лет достигнуто увеличение производства в 2,8 раза. В 2013 году общий объем выпущенной продукции в денежном выражении составил 854 миллиарда тенге, индекс физического объема – 114,6%. Производительность труда в отрасли за период с 2008 по 2013 год увеличилась с 11,1 до 24,3 тысячи долларов на одного работающего. И это очень важно, поскольку именно машиностроение характеризует степень зрелости страны и уровень интеллектуального развития общества.
Одним из основных факторов, влияющих на рост производительности в машиностроении, является запуск новых производств. С 2010 года по 2013 год в отечественном машиностроении было запущено 58 проектов на общую сумму инвестиций 196 миллиардов тенге. Доля продукции машиностроения, произведенной предприятиями в рамках Карты индустриализации Казахстана, от общего объема производства в 2013 году составила 16%. В стране освоены такие новые виды продукции, как легковые и грузовые автомобили, тепловозы и электровозы, грузовые и пассажирские вагоны, индустриальные аккумуляторы, спецтехника и другое.
– Работая в тесном контакте с Правительством, Национальная палата предпринимателей Казахстана намерена активно участвовать в реализации второй пятилетки Государственной программы ФИИР, в рамках которой машиностроение обозначено в качестве основного приоритета. Какие предложения есть у НПП, которые позволили бы ускорить развитие машиностроения?
– В настоящий момент палата вынесла на рассмотрение Правительства 61 инвестиционный проект на общую сумму более 327 миллиардов тенге. В их числе строительство автозавода в Усть-Каменогорске, который будет выпускать 120 тысяч автомобилей в год, а также технопарка по производству автокомпонентов. В Семее планируется выпускать автобусы на сжатом природном газе, в Петропавловске наладить производство автоматизированных систем экологического мониторинга и состояния окружающей среды, а также систем управления железнодорожным транспортом с использованием радиостанций. Также в СКО предлагается выпускать поршневые и плунжерные насосы для нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, в Кокшетау откроется казахстанско-белорусский индустриально-технический парк сельскохозяйственной и коммунальной техники, в Атырауской области планируют производить тяжелые и крупногабаритные виды продукции, здесь же будет создано совместное казахстанско-итальянское предприятие по производству фланцев. В Алматы намечено возведение современного машиностроительного завода по производству емкостного оборудования и металлоконструкций в соответствии с международными стандартами.
На мой взгляд, работа над программой индустриализации второй пятилетки позволяет рассмотреть целый ряд вопросов концептуального характера. Так, в Казахстане отсутствуют современные базовые производства заготовок и комплектующих – это литье, поковка, штамповка, метизы, металлорежущий инструмент, а также изделий общемашиностроительного применения (редукторы, гидроприводы и гидроавтоматика, электродвигатели) для нужд машиностроения в целом. К примеру, общий объем литья в Казахстане составляет около 100 тысяч тонн, при потребности 300 тысяч тонн. Поэтому обеспечение этой продукцией собственного производства является для республики стратегической важной задачей.
– Сколько сейчас в стране производств этой направленности?
– Поковками занимаются в кузнечном цеху ТОО «Миттал Стил Темиртау» и АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения». Штамповку производят многие заводы, но в основном только для собственных нужд. При этом никто не специализируется на выпуске редукторов, гидроприводов и гидроавтоматики, пневмооборудования и пневмоаппаратуры, смазочного оборудования, фильтрующих устройств.
Ранее машиностроительные предприятия Карагандинской области самостоятельно обеспечивали большую часть потребностей горнодобывающих и металлургических предприятий республики в машиностроительной продукции. Сегодня ситуация изменилась. К примеру, ТОО «Корпорация Казахмыс» до 90% необходимых изделий закупает за рубежом. Данное положение необходимо менять.
– Каким образом?
– Учитывая специфику промышленных предприятий Карагандинской области, Национальная палата предпринимателей предлагает организовать отечественное производство чугунного, стального и цветного литья, поковок и изделий общемашиностроительного применения, и в первую очередь редукторов.
Министерство индустрии и новых технологий совместно с Национальной палатой предпринимателей может проработать вопрос организации производства чугунного, стального и цветного литья общим объемом до 200 тысяч тонн на машиностроительных предприятиях Карагандинской области – ТОО «Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко» и Карагандинском литейном заводе-филиале ТОО «Корпорация Казахмыс». На базе ТОО «Миттал Стил Темиртау» возможно организовать производство изделий общемашиностроительного применения, редукторов на базе создаваемого холдинга машиностроителей.
– Умирсерик Кузтаевич, вы работаете в сфере машиностроения достаточно долгое время, и кому, как ни вам, знать проблемы, существующие в данной отрасли. Как вы считаете, что мешает динамичному развитию отрасли?
– Замечу, что в республике также существует острый дефицит необходимого количества сертификационных центров и испытательных лабораторий в сфере машиностроения, в то время как у наших партнеров по Таможенному союзу – России и Беларуси – данная сфера существенно развита. В результате отечественные машиностроительные предприятия вынуждены проводить обязательную сертификацию выпускаемой продукции в центрах и лабораториях этих стран, что влечет для них как дополнительные финансовые затраты, так и временные издержки. Кроме того, возникает угроза административных проволочек по выходу казахстанской производимой продукции на рынок ТС.
Весьма важно в рамках программы второго этапа индустриализации создать соответствующую инфраструктуру путем целевого финансирования на дооснащение действующих лабораторий и создания национальных центров сертификации автотранспортных средств и железнодорожного транспорта – в Астане, низковольтного оборудования – в Карагандинской области.
Также отсутствует системный подход к организации разработки новой конструкторско-технической документации для производства машиностроительными предприятиями современных видов продукции. Вся загвоздка в том, что у отечественных предприятий нет достаточных собственных финансовых средств и заказов со стороны государства и национальных компаний, а также специальных льгот для исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Думается, отраслевые конструкторские бюро, занимающиеся разработкой и приобретением технической документации, созданием макетов и опытных образцов, проведением испытаний и сертификации, должны финансироваться из бюджета, также исполнителям научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок необходимо предоставлять льготы.
В рамках рабочей группы по сельхозмашиностроению Национальная палата предпринимателей столкнулась с рядом системных проблем, в числе которых отсутствие координации работы между Министерством сельского хозяйства и Министерством индустрии и новых технологий по определению потребности в сельхозтехнике и оборудовании, а также недостаточность мер государственной поддержки для отечественных производителей сельхозтехники в рамках программы «Агробизнес-2030». В связи с отсутствием данных о номенклатуре необходимой сельскохозяйственной техники отечественные машиностроительные предприятия не могут системно прорабатывать вопрос налаживания соответствующего производства.
Следует рассмотреть возможность включения в программу «Агробизнес-2030» мер государственной поддержки отечественным производителям сельхозтехники, в виде приобретения в лизинг сельскохозяйственной техники у отечественных товаропроизводителей на льготных условиях на 2–3% ниже, чем у иностранных компаний через АО «КазАгроФинанс». Выходом из положения могло бы стать и льготное кредитование модернизации производящих сельскохозяйственную технику предприятий, кредитование оборотного капитала в размере 40% от общей потребности.
Существенным препятствием развития отечественного машиностроения выступает практика применения высоких тарифов на электроэнергию (в 3 раза выше дневных) в вечернее время. Мировой опыт показывает, что, несмотря на существенные различия в принципах функционирования рынка электроэнергии и методах регулирования деятельности энергокомпаний, практически во всех странах с развитой экономикой государство в той или иной форме контролирует процессы принятия решений относительно тарифной политики.
Другая проблема – в Казахстане отсутствует производство индустриальных масел, в том числе трансформаторных. Между тем ежегодная потребность в них составляет 400 миллионов долларов. Индустриальные масла используются в качестве смазочных материалов, преимущественно в узлах трения промышленного оборудования, а также как основа при изготовлении гидравлических жидкостей, пластичных и технологических смазок. В настоящее время на ТОО «Семипалатинский завод масел» осуществляется производство смазочных материалов и технических жидкостей.
Министерству нефти и газа совместно с Министерством индустрии и новых технологий следует уже в текущем году проработать возможность организации производства индустриальных масел на базе казахстанских предприятий.
Думается, конструктивное решение всех перечисленных проблем позволит поднять отечественное машиностроение на качественно новый уровень и достичь запланированных индикаторов.
Источник: Казахстанская правда
Оставьте комментарий:
Комментарии: