astana-view

«Почувствовали себя королями бизнеса»: история атырауского айтишника

01 Июня 2018
4716 просмотров

Молодой предприниматель рассказал об IT в Казахстане и своей истории развития.

Ержан Рыскалиев в IT-сфере с 2008 года. За 10 лет молодой бизнесмен набрался опыта, стал транспортным дизайнером, сооснователем и СЕО Constant-Lab и пожил в Италии и Индии. Ержан рассказал, как атырауский парень стал серьезным предпринимателем, и какие планы  строит на будущее.

Признаться, не знаю, что мелькнуло у меня в голове, но после школы пошел поступать на физика-ядерщика. Там не набралось нужного количество человек. Нас всего трое оказалось, надо минимум  шестерых. Я посмотрел, куда все идут, и пошел в IT. Весь свой опыт получил в компании Agip KCO(ныне NCOC B.V - прим. авт), - рассказал Ержан. – Там я был младшим инженером, мы занимались сетевой инфраструктурой Майкрософт. Но в 2011 году покинул компанию, хотел следовать своей мечте стать транспортным дизайнером.

Необычный выбор, откуда такая тяга к автомобилям?

Я очень хорошо помню себя в детстве. Когда был маленьким, брат нарисовал мне т рисунок машины в ракурсе 3/4. Я был впечатлен, были большие колеса, зеркала. И пытался повторить, в школе, с обратной стороны все тетради были разрисованы машинами. Участвовал в различных конкурсах, в некоторых крупных даже побеждал. Проработав 3,5 года в AgipKCO, мне удалось собрать большую сумму на два года учебы, так мне казалось. Тогда я уволился и улетел на учебу в миланскую Scuola Politecnica di Design. Правда, через семь месяцев деньги кончились. Нужны были дорогие карандаши, альбомы, но учебу я продолжил. Благо помогли родные и, в особенности, сестра. После учебы я, в принципе, осознал, что с моими навыками мне не конкурировать  с монстрами, которые учились со мной. Сам себе признался, что талантлив, но не настолько, чтобы остаться и бороться.

И чем начал заниматься после Милана?

Сразу приехал в Астану и встретил знакомого. Он как раз занимался предпринимательством и был директором IT-компании, и я стал возглавлять RFID департамент. Занимались очень интересным направлением – системы радиочастотной идентификации. Вели крупный проект в поселке Баутина, недалеко от Актау. Было страшно. После двух лет Милана, вернуться в IT и сразу большой контракт на 500 тысяч долларов. Ответственность была огромная. Проект был очень технологичным, завершили мы его успешно.  Чуть не в сроки, запоздали на полгода, здесь наверно сыграла моя неопытность. Зато прошли через огонь и воду, набили шишки, и главное набрались опыта. Параллельно тоже вели проект для компании Americana Group, это компания, которая владеет франшизами Pizza Hut, KFC, Krispy Kreme, Carl’sJR (Hardees’s), TGI Friday’s, на территории Казахстана и странах Гольфа.

Крупный проект, хорошая компания. Наверно, что-то должно было пойти не так?

Мы начали работать с  Americana Group в 2015 году,  сделали пилотный проект по учету и инвентаризации на основе технологии  RFID, на три точки, успешно завершили его за месяц. И в этот момент компания, в которой я работал, не смогла платить нам зарплату. Мы с коллегой, ныне моим партнером Сунилом Кошал оформили свою компанию. Я позвонил в Americana Group  и просто спросил, нравится ли им наш проект. Объяснил, что текущая компания не сможет ее создать, а мы сделаем скидку и продолжим реализацию. И руководитель ИТ департамента их компании согласился. Сделали еще один проект уже для Алматы. Для команды из двух человек заказ на  12,8 млн тенге, а по тому курсу это были приличные деньги, это круто, с учетом очень низкой себестоимости. В тот момент почувствовали себя королями бизнеса. Параллельно мы нашли инвесторов для проекта Timetochill. Это был эксперимент, продвинутое приложение по ресторанам города. И неожиданно для себя решили открыть офис в Индии.


Индусы - люди, очень продвинутые, и технологии у них  развиваются на 20 лет вперед в сравнении с Казахстаном.


Началась новая глава истории?

Да, у нас был шикарный офис в индийском городе Пуна. Индусы - люди, очень продвинутые, и технологии у них  развиваются на 20 лет вперед в сравнении с Казахстаном. Рынок IT в Индии, безусловно, отличается. Он намного, намного развитие, там все завязано на технологиях. Плюс, большое население бесспорно влияет на конкуренцию и рождает талантливых людей. Страну всегда ассоциируем с бедностью. Говорят, согласно статистике почти половина людей бедные( а именно 40%) и да, там действительно на улицах люди валяются. Но давайте перейдем к оставшимся 60% и из них 30% являются среднего класса и выше. Это 200 млн очень талантливых, креативных людей, которые отучились в Америке. Конкурировать с ними тяжело. У них очень много IT-hub’ов с высокой концентрацией специалистов и крупных иностранных компаний. Наша компания пришла к успеху на индийском рынке благодаря тому, что у нас есть Сунил, наш главный архитектор. Казахов индусы называли китайцами, при этом «непонятными» - высокие, здоровые и еще говорят на русском. К сожалению, в середине 2015 года, начались скачки с курсом и все, офис пришлось закрыть. Нашему райскому уголочку в Индии пришел конец.

Что можешь сказать об IT-сфере в Индии. Для себя что-то интересное оттуда вынес?

Скорее, я был немного разочарован. У индусов, по крайней мере, тех с кем работал чувство эстетики намного ниже нашего уровня. Это всегда было проблемой. Скажем, в плане функциональности продукт написан отлично. Но важно не только то, что за ширмой, но и то, что впереди. Часто впереди было ужасно. Изначально, нас было всего пять человек, и дизайнером был только я. И то транспортным дизайнером, который не имеет отношения к веб-дизайну. В остальном,  там много крутых ребят. Можно не удивляться, что мы отстаем. Индийский рынок огромный. И была интересная история. К нам присоединился еще один член команды. Присоединился в момент, когда мы закрывали офис в Индии. Мы ему забыли сообщить об этом, он уволился из предыдущей компании, приехал из Чандигарха, а возле нашего офиса пакуют вещи. Он позвонил, а я забыл про него. Я говорю, бери вещи, езжай обратно в Чандигарх будешь работать удаленно. Он естественно был расстроен, но мы сказали: «Братан, поверь!». В итоге, он уже два раза был в Астане и сейчас имеет 5% доли компании. Многие индусы долго у нас не живут, особенно зимой. Им тяжело в плане еды, мы едим слишком пресную пищу, на их взгляд. Тут я с ним согласен кухня у них намного богаче и ярче.  

Ведь компания не закрылась?

В 2015 году мы вернулись в Астану.  В этом же году мы взяли на разработку третий проект для Americana Group. Это была новая глава нашей истории, проект по биометрии. До нас проект пилотировали две компании и провалили. Не смогли сделать централизованную систему отчета. Мы со словами: «Мы спокойно это сделаем», рискнули. Хотя понятия не имели что такое биометрия. У нас были теоретические знания, мы поговорили и решили попробовать. В течение трех  месяцев занимались разработкой, и, оказалось, все просто. Получилось с первого раза. Свой новый продукт назвали «Clockster» — веб-приложение, которое имеет возможность быть открытым с любого компьютера, любого телефона, из любой точки мира. Это программа, которая за счет биометрической системы распознает личность человека по отпечаткам пальцев, а сейчас уже и по лицу. Clockster обеспечивает прозрачность при контроле посещаемости и расчете заработной платы. Система была развернута на сервере в головном офисе в г.Алматы и собирала данные со всех других локаций в разных городах. Система также выдает данные: кто насколько опаздывает, чаще это делают мужчины или женщины и в каком возрасте. Оплата у сотрудников корпорации была почасовой и программа оказалась весьма эффективной.  

Как же не любили вас сотрудники

Особенно в 2016 году, в июне. Программу мы тогда запустили официально в 33 локациях и зарплату считали по нашей системе. Первый месяц люди халатно относились к этой системе. И, как результат, после калькуляции зарплаты, как нам даже ночью звонили, со словами ваша система не работает, какое вы имеете право. Месяц мы мучились так, но потом они смирились. В итоге, владелец сказал своим работникам: «не нравится, увольняйтесь!». Как результат, спустя год мы получили грамоту от Americana Group. Нам удалось сэкономить почти 10% зарплатного фонда. Это было супер, и мы задумались, что подобные системы можно внедрять повсеместно.

Подобная программа не была дорогой для бизнеса?

Вот, тут проблема и возникла. 500-1000 долларов за девайс для небольшого ресторанчика «шашлыки у Арсена» это накладно. Мы помозговали и пришли к тому, что можно сделать облачную систему и предлагать ее за очень маленькие деньги. Решение представляет собой планшет с сенсором отпечатков пальцев, веб-приложение для отдела кадров и техподдержка - стоимость 15 тысяч тенге в месяц. Планшет подключаешь к розетке, WI-FI и мы отправляем программу в отдел кадров. Она работает и собирает данные на сервер. Считаю, нам удалось сделать достаточно продвинутую систему за достойные деньги. За три месяца продаж мы уже в трех городах Казахстана.

Вы весной представили проект в Швейцарии, как это было?

На Seedstars World мы попали после того как прошли отбор. Сначала в Астане, а затем и региональный отбор, который проходил в Киеве в 2017 году, на котором получили отдельный приз от Microsoft в виде 120 000 USD кредита на все сервисы Azure, а также инструменты для разработчиков. Финальный этап Seedstars World проходил с 9 по 12 апреля в Швейцарии в городе Лозанна. Мы должны признать для себя, что некоторые стартапы были намного круче нашего. Особенно удивили стартапы из Африка. Африка оказалась не такой, как мы ее представляем. Там очень развитые люди. Главное, что на  Seedstars был нетворкинг. И это реально работало. Мы познакомились с инвесторами из Таиланда, с которыми вот уже недавно провели скайп-колл. Они хотят заказать пару девайсов на тесты. Встретились с еще одним филиппинским инвестором, который хочет заходить в Филиппины с нашим продуктом. Он готов взять на себя капитальные расходы, расходы на маркетинг и sales и продвигать нас по модели revenue share.

Здорово! Есть еще  планы на подобные мероприятия?

- В июне наша команда едет в Сингапур. Туда отобралось 100 стартапов. Мы,  сказать честно, пролетели. Но нас сейчас знакомые порекомендовали туда и включили участников. Будем пытать удачу и с этим проектом хотим выйти в Юго-восточную Азию. Есть желание пожить в Сингапуре.

В Казахстане есть проблемы со специалистами в IT-сфере?

Специалистов в Казахстане хватает. Не хватает опыта, относительно недавно у нас начали развиваться IT-компании. Плюс, не хватает господдержки. В штатах, Индии все за счет господдержки, если ее нет, очень тяжело работать. Живой пример, Беларусь. Страна маленькая, но Александр Лукашенко дал условия и они вырастили четыре «единорога» (компании с капитализацией в 1 млрд долларов и более - прим. авт). Государство сейчас задумывается об этом и в следующем году, надеюсь, активно начнет поддержку. Рад, что появилась площадка Astana-Hub, которая как раз ориентирована на поддержку стартапов. В общем, мы движемся в правильном направлении.

Что надо сделать, чтобы кадры не бежали из Казахстана?

У нас сейчас хорошо все развивается. ЭКСПО станет площадкой Astana-Hub и МФЦА. Инициатива президента в отношении цифровизации как нельзя кстати. Пора вложить в умы министров, что надо развиваться, вкладываться в молодежь, делать стартапы. Они локомотив в будущее. Скорость нормальная, главное вовремя прийти в нужную точку. Чтобы когда обесценилась нефть, Казахстан смог зарабатывать на IT-технологиях.


Мы всегда будем позиционировать себя как казахстанская компания. Но Сингапур это сотрудничество и большая база ресурсов для развития.


НПП РК «Атамкен» сейчас инициировал  программу 1000 IT-классов по углубленному факультативному изучению школьниками программирования и робототехники. Как думаешь, нужна подобная практика?

Это очень круто! Я приверженец того, чтобы систему образования изменяли. Убрали лишние предметы, я в жизни не учил биологию, естествознание и прочую бесполезную ересь и они мне и сегодня не пригодились. По сути, применение нашли алгебра, геометрия, русский и казахский языки. Правильно, на мой взгляд, 3-4 предмета сделать основными, остальные факультативно. И обязательно сделать упор на программирование. Это не только будущее, но и развитие логики ребенка. Сейчас в стране все говорят о цифровизации, понимая, что это тренд. Страны, которые  в этом отношении развиты, уже на шаг впереди. Поэтому игры с планшетами, телефонами надо лимитировать, но не ограничивать. Восприятие user - интерфейса в будущем повлияет на восприятие мира технологий. И за этими детьми движение вперед. Инициатива “Атамекена” правильна, и это должна быть не просто инициатива, чтобы дети получали уроки программирования.

Планы касательно собственной компании?

Во первых,  наш стартап хотим сделать единорогом. Для этого выводим на международный рынок, чтобы за три года он стоил около 1 млрд долларов. Это возможно, Майкрософт заинтересовались нами. Хотелось бы сейчас закинуть маленький филиальчик в Сингапуре. Мы всегда будем позиционировать себя как казахстанская компания. Но Сингапур это сотрудничество и большая база ресурсов для развития.  В Казахстане пока многое на бюрократии завязано. Для нас не проблема без этого найти заказчика, но рынок маленький. Тяжело реализовать продукт. Еще, снова вернуться в Индию, но уже в больших масштабах. Там больше ресурсов для развития. Во первых, человеческих. Чтобы найти в Казахстане отличного специалиста за хорошую сумму нужно перерыть все. При этом можно как угодно мотивировать, но если ему предложат большую сумму он, скорее всего, уйдет. Плюс, такой человек будет ходить в духе: «Царь, очень приятно!».   В Индии с этим проблем нет, на место одного царя, там куча нормальных чуваков. Можно собрать команду в два раза больше и в Индии низкая стоимость аренды. И хотелось бы связать компанию с киберспортом. Сам люблю поиграть и понимаю, что имеет смысл это направление развивать. Надо признать, что игровая индустрия повлияла на развитие телефонов и компьютеров. Они не были бы настолько крутыми, если бы люди не играли.

Возможно ли обычному студенту попасть в Constant-Lab?

Мы часто набираем людей, появляются дополнительные заказы. За последние месяцы взяли 8 человек. Я не люблю увольнять людей, но многие приходят абсолютно сырыми, но с лондонским образованием. И полагают, что за это мы должны высоко его ценить. Но мы жестко подходим к отбору, тщательно просматриваем резюме. Потом в течение месяца делаем испытательный срок. И человек реально должен пахать. Часто, закидываем работой не связанной с его должностью, чтобы проверить. И когда человек справляется, учится, мы ставим комфортную заработную плату и сотрудничаем. Наши двери всегда открыты для талантливых ребят.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры