astana-view

Налог на пустое место

22 Ноября 2018
- г. Шымкент
8430 просмотров

Рекламные компании терпят убытки из-за вольной трактовки госслужащими закона о рекламе

В Шымкенте  пытались обложить налогом пустые рекламные щиты. По этому поводу в Палату предпринимателей г. Шымкента обратились сразу несколько ассоциаций рекламных агентств. Все они жаловались на то, что с сентября 2018 года налоговики стали требовать с них уплату налогов за пустые рекламные конструкции. Тогда как раньше с них  взимали плату только за размещенную рекламу.  Некоторые фискалы пошли еще дальше – стали начислять  налоги даже за пустое место, где еще не установлена рекламная конструкция. То, что самих конструкций нет, равно как и рекламы на ней, а следовательно и дохода с них, инспекторов не интересовало.

Обсуждение проблемы вынесли на заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.

В самом же начале заседания выяснилось, что виной всему даже не налоговики, а чиновники из городского управления архитектуры и градостроительства, которым вменено  предоставлять в налоговую сведения о налогоплательщиках. Но прежде чем предоставить список налоговикам, чиновники из управления должны ежемесячно мониторить каждую рекламную конструкцию, есть ли на ней реклама или нет,  и только по результатам мониторинга (в случае наличия рекламы на билборде или скроллере) вносить в реестр налогоплательщиков. Так должно быть, так вменено им по должностной инструкции. Но чиновники, облегчив себе работу, пошли простым путем: они вносили всех рекламистов в список налогоплательщиков сразу после выдачи им разрешения на установку рекламной конструкции.

«С нас требуют платить налоги не только за несуществующие билборды и пустующие рекламные щиты, но и за социальную рекламу, размещенную на ней! Такие билборды не приносят дохода!» - возмущался от имени всех членов  областной ассоциации рекламных агентств ее председатель Абдугани Сейдуалиев.

Члены Совета однозначно заступились за рекламные агентства.

По мнению юристов Палаты предпринимателей города Шымкент, пустые рекламные конструкции не являются предпринимательской деятельностью, а значит, не должны облагаться налогом. В соответствии со ст. 606 Кодекса РК «О налогах и других платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» размер платы исчисляется исходя из ставок платы и фактического срока размещения наружной (визуальной) рекламы. То есть, начисление должно производиться на фактически размещенную рекламную информацию.

«Обратите внимание на слова в законе  - «фактически размещенная рекламная информация»! Не размещенная конструкция, как считаете вы, дорогие госслужащие, а размещенная на этой конструкции реклама! Вот за что предприниматели должны платить. А пустующие билборды, несуществующие рекламные конструкции не могут быть объектом налогообложения. К сожалению, госорган трактует закон по-своему, искажая прямой смысл», - озвучил позицию Палаты предпринимателей заместитель директора Палаты Кайрат Акенов. По его мнению, налоговые поступления за рекламу, безусловно,   являются для нашего города  бюджетообразующей статьей, но это не означает, что пополнять казну надо любой ценой, в том числе  за счет предпринимателей, не имеющих доходов с  пустых рекламных щитов.

Вывеска. Точки на i

Еще одной темой, рассмотренной на Совете, стали жалобы в адрес все того же Управления архитектуры и градостроительства города Шымкент, который до сих пор не видит различия между вывеской и рекламой. Торговые знаки или наименования компаний, размещенные предпринимателями  на своих зданиях, чиновники этого ведомства относят к наружной  рекламе. К примеру, сеть магазинов ТОО «Эврика», ТОО «Сервис+», ряд кафе в Шымкенте обязали платить налог за вывески с торговыми знаками в виде объемных букв, размещенных на собственных зданиях. Эти компании были названы в качестве примеров, все они обратились в Палату с жалобой. На самом же деле, тех, кого обязывают платить за вывеску как за рекламу, намного больше.

 «В соответствии с п. 7-1 ст. 3 Закона РК «О рекламе», вывеска – это информация о роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание, а также на крышах и фасадах в пределах собственных (арендуемых) зданий, в местах реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Согласно  пункту 1-1 ст. 11 этого же закона, вывески не относятся к объектам наружной (визуальной) рекламы», - отметила начальник отдела по защите прав предпринимателей Палаты Сабира Адамбекова.

Таким образом, за вывески бизнес платить не должен. Но по словам самих предпринимателей, из-за того что некоторые госслужащие вольно трактуют сей документ, они вынуждены платить за обычные вывески.

«Вроде бы в законе черным по-белому написано, что является вывеской,а что рекламой. Так почему же несмотря на данные требования закона, с предпринимателей взимают налог? У нас что, госорганы  на глазок определяют, что является рекламой, а что нет? А нет ли здесь специально созданной коррупционной схемы?» - отметил член Совета Владимир Накисбаев.

Участники заседания предложили расставить точки над i. Итак,  к объектам наружной рекламы не относятся вывески (наименования компаний, торговые знаки, средства индивидуализации, графики работ), расположенные на собственных или арендованных зданиях компаний, афиши репертуаров, информационные табло по курсам валют, информационные табло касательно цен на бензин. А  реклама - это распространяемая и размещаемая в любой форме информация, направленная на реализацию работ и услуг с целью осуществления предпринимательской деятельности. Под рекламу подпадают все возможные объявления о ценах, скидках, распродажах, лучших товарах, отображение каких-то товаров потребления на конструкциях также определяется как реклама.

По итогам заседания решено  направить письмо в прокуратуру г. Шымкент  о проведении проверки на предмет законности действий управления архитектуры и градостроительства г. Шымкент при осуществлении контрольных  функций по указанным фактам, а также о принятии мер прокурорского реагирования, направленных на защиту прав и законных интересов бизнесменов.  В  Центральный аппарат НПП РК «Атамекен» будет направлено  письмо о необходимости рассмотрения вопроса о внесении поправок в действующее законодательство о рекламе, разработки  методики оценки, градации, четких критериев, позволяющих разделить понятия «реклама» и «вывеска».


 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры