astana-view

Маркировка товаров не должна стать новым барьером для бизнеса - Юлия Якупбаева

24 Ноября 2018
3265 просмотров

Вопросы цифровой повестки ЕАЭС стали ключевой темой V Евразийского экономического конгресса, прошедшего в г.Москва.

На секции, посвященной обсуждению Маркировки товаров и развитию общих рынков ЕАЭС позицию казахстанского бизнеса выразила Заместитель Председателя НПП "Атамекен" Юлия Якупбаева.

Сегодня в Казахстане разрабатывается законодательство по вопросам маркировки. Соответствующие нормы в настоящее время находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента. В следующем году будут созданы Единый оператор по маркировке и Национальный каталог товаров. В настоящее время идет пилотный проект по маркировке табака. Обсуждается с рынком начало пилотов по легпрому и лекарствам.

"Маркировка - это один из достаточно действенных способов борьбы с теневым сектором. Вместе с этим он достаточно затратный. Производителю нужно будет закупить оборудование. По оценкам фармотрасли, это порядка 200 тыс.евро за линию. Купить саму марку. Дополнительные расходы понесут дистрибьюторы, магазины, аптеки. Вся эта цепочка затрат так или иначе ляжет на потребителя. В этой связи пилотные проекты должны в первую очередь помочь сформировать финансовую модель", - отметила Юлия Якупбаева.

Представители фармотрасли РФ озвучили, что если марка будет стоить 50 копеек, то при выпуске 20 млн. упаковок в год затраты только на покупку марок составят 10 млн. рублей.

"Если мы говорим о достаточно дорогом товаре - шубе или автомобиле- то, наверное, затраты на маркировку в общей цене не будут особенно заметны. Но по социальным группам товаров  - молочной продукции или лекарствам - ситуация будет другая. Тем более, что сегодня Казахстан разрабатывает законодательство о регулировании цен на лекарства. Поэтому пилотные проекты крайне важны, и казахстанский бизнес внимательно отслеживает их результаты в соседних странах" - продолжила Зампред "Атамекен".

Еще один аспект, на который обратили внимание участники секции - инфраструктура. Ведь чтобы эффект от маркировки стал действительно заметным необходимо обеспечить всех участников процесса доступным интернетом, а также выработать единые на территории Союза подходы к обороту данных.

"Сегодня на площадке ЕЭК и экспертных площадках стран идут активные дискуссии относительно того, как будет осуществляться процедура признания марок между государствами. Обсуждается и целесообразность использования пресловутого "криптохвоста", и другие формы взаимодействия. Вопрос важный, мы в нем активно участвуем. Затрагивается механизм трансграничного оборота данных. Это отдельная тема дискуссии в рамках Цифровой повестки Союза", - акцентировала Якупбаева.

Участники панели обсудили возможное влияние маркировки на экспорт и импорт. Возможные меры поддержки. Риски "закрытия рынка" в случае, если способы маркировки Союза будут отличаться от уже используемых в международной практике процессах.

В заключение своего выступления Юлия Якупбаева отметила, что по планам разработчиков казахстанского законодательства, введение маркировки на том или ином рынке будет обсуждаться с бизнес-сообществом. Предварительно будет проводиться Анализ регуляторного воздействия и реализовываться пилотный проект.


Вместе с этим, учитывая, что процессы введения маркировки в странах ЕАЭС идут разным темпом,
важно уже сейчас досконально прописать все бизнес-процессы маркировки - от производителя до выбытия на кассе, включая все нюансы трансграничного обмена информацией.

Также, учитывая затратность технологии, перед принятием решения о маркировке определенных категорий товаров необходимо просчитать конечные эффекты от введения данной процедуры для государства, бизнеса и потребителей.


"Самое главное не превратить в общем-то неплохой механизм в новый барьер для ведения бизнеса", - акцентировала Юлия Якупбаева.

В обсуждении вопроса приняли участие директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько, замдиректора департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии Наталья Ляхова, Гендиректор Ассоциации "Гильдия ювелиров России" Эдуард Уткин, главный менеджер НО "Российский пушно-меховой союз" Максим Чипурной, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков, председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Дмитрий Чагин, председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры