astana-view

Что ждет машиностроение Казахстана в ближайшие годы?

09 Июля 2019
3997 просмотров

Серьезный шаг в машиностроительной отрасли Казахстана 

26 июня Премьер-Министр РК утвердил Дорожную карту по развитию машиностроения РК на 2019-2024 годы. Что ожидает машиностроение Казахстана в ближайшие годы?

Курс задан

Дорожная карта по развитию машиностроения Казахстана станет стратегическим видением развития машиностроительной отрасли. Разработана она Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК совместно с Союзом машиностроителей Казахстана.

Этот документ направлен на определение основных задач для достижения конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, внедрения новых технологий и повышения экспортного потенциала отрасли.

Дорожной картой предусмотрен комплекс действий, направленный на изучение и разработку мер поддержки, включающий в себя меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.

К тому же результаты от реализации дорожной карты затронут и социальный аспект – будет рост занятости в отрасли и повысятся заработные платы.

Поддержку отрасли сконцентрируют

Дорожной картой предусмотрен пункт, инициирующий создание Фонда развития промышленности Казахстана при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК.

Подобные успешные аналоги работают в России, Беларуси, странах ОЭСР. В этих Фондах предоставляют займы по ставке 1-4% годовых, на проекты лизинга процентная ставка на заём составляет 1%.

По опыту России фонд направляет свои средства на финансирование станкостроения, конверсии, производство комплектующих изделий, цифровизации промышленности, повышения производительности труда.

Эффективность фонда обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности сконцентрирована в одной организации, имеет четкий мониторинг и анализ эффективности господдержки. Учитывая, что сегодняшняя модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня показывает свою неэффективность.

Тот же главный финансовый оператор обрабатывающей промышленности АО «НУХ «Байтерек» из общего объема финансирования в более чем 2 трлн тенге в 2017 году, лишь 6,6% направил на проекты в обрабатывающей промышленности.

Итого мы видим картину по наиболее импортозависимым секторам отечественного машиностроения: электрооборудование – 2,7 млрд долларов, автомобилестроение – 1,8 млрд долларов, нефтегазовое машиностроение – 1,3 млрд долларов, горно-металлургическое машиностроение – 1,04 млрд долларов.

Возможности импортозамещения продукции нефтегазового машиностроения на 56,7 млрд тенге отечественные предприятия готовы дополнительно поставлять из общего объема импорта. Казахстанские предприятия готовы наладить производство новой продукции для крупных операторов в объёме до 100 млрд тенге.

Финансировать Фонд развития промышленности РК предлагается за счет перераспределения неосвоенных средств республиканского бюджета по итогам квартала, полугодия и года.

Преференции будут

Также на повестке вопрос введения налоговых преференций для предприятий, осуществляющих модернизацию существующих мощностей и наращивающих экспорт казахстанской машиностроительной продукции.

Меры поддержки, предусмотренные в Дорожной карте, позволят привлечь в отрасль новых инвесторов, предоставить предприятиям дополнительные средства на модернизацию и пополнение оборотного капитала. Также карта обеспечить дополнительный рост объемов производства на 80-100 млрд тенге ежегодно.

Целесообразно применение акцентированных мер поддержки, к примеру освобождение от уплаты НДС и продажа сырья отечественным производителям по льготным ценам (опыт РФ).

Базовые производства укрепятся

Немаловажная роль отведена развитию базовых производств, таких, как литье, кузнечное производство, горячая штамповка. Будет оказано содействие в запуске ключевых направлений для отрасли во всех регионах Казахстана с территориальным расположением север, юг, восток, запад, центр на базе действующих предприятий и/или через создание новых производств.

На сегодня ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн, из них литья 200 тыс. тонн. Отечественные машиностроители вынуждены закупать металл и заготовки в России и Китае.

В мировой практике строительство миниметаллургического завода стоит 100-150 млн долларов, строительство литейного завода оценивается в 30-35 млн евро.

Все представленные шаги в Дорожной карте будут способствовать росту объема производства и производительности труда отечественного машиностроения как минимум в 2 раза, а также увеличению экспорта в 1,2 раза.

Отрасли нужны кадры

За последние 5 лет увеличилась численность принятых на обучение в организациях технического и профессионального образования. Общая численность учащихся, принятых в 2018 году на обучение по специальностям для отрасли машиностроения в учебные заведения ТиПО составила 22 тыс. человек, количество обучающихся – 62,8 тыс. человек.

В Дорожной карте предусматривается проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель.

Наиболее всего востребована у абитуриентов колледжей и средне-специальных учебных заведений специальность «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», доля которой в общем числе поступающих на машиностроительные специальности составляет 44,6%.

Кроме того, немаловажны такие специальности как «Сварочное дело» (22%) и «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» (9,1%).

Среди ТОП-10 престижных профессий в мире - 40% так или иначе имеют прямое отношение к машиностроению. Отрасли требуется широкий круг специалистов с высшим и специальным образованием.

Начиная с 2019 года начата разработка профессиональных стандартов, которые буду положены в основу формирования системы оценки и подготовки кадров. Средства для этой работы предусмотрены за счёт займа Всемирного банка.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры