astana-view

Маркировка: за и против. Взгляд изнутри

06 Августа 2019
9660 просмотров

Бизнес ЕАЭС собрался на площадке Евразийской экономической комиссии для обсуждения обязательной маркировки товаров в Союзе.

Восемь российских ассоциаций и союзов (Ассоциация прямых продаж, Российская парфюмерно-косметическая ассоциация, Ассоциация товаропроизводителей электробытовая и компьютерная техника РАТЭК и др.) обратились в Евразийскую экономическую комиссию (далее – ЕЭК) с просьбой организовать встречу с бизнес-сообществом ЕАЭС для обмена мнениями о промежуточных результатах внедрения маркировки отдельных категорий товаров и уровне влияния этого проекта на условия ведения бизнеса, в том числе и на трансграничных рынках Союза.

Актуальные вопросы маркировки 

1 августа т.г. ЕЭК на своей площадке собрал бизнес Беларуси, Казахстана и России. С казахстанской стороны участвовали представители более 25 ассоциаций и предприятий.

Совещание открыл Директор Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК Илья Анатольевич Черный, напомнив, что введение маркировки товаров было направлено на упрощение и решение ряда проблем, в том числе с транзитом по территории ЕАЭС, транспортным контролем, свободным обращением ювелирных изделий, упрощением процедуры возмещения НДС.   

В ходе совещания бизнес поднял самые актуальные вопросы маркировки, высказал свои опасения и возможные риски при дальнейшем расширении перечня маркируемых товаров.

Несмотря на это, есть и положительные аспекты введения маркировки. По словам представителя Союза легкой промышленности РФ Надежды Лаптевой маркировка позволяет ускорить и облегчить куплю-продажу товаров за счет внедрения электронного товарооборота, а также улучшает доверие между бизнесом.

Александр Мироненко (представитель Филип Моррис Интернешнл) рассказал, об опыте внедрения маркировки в их компании и просил обратить внимание присутствующих на тот факт, что для эффективного внедрения маркировки требуется наличие всей инфраструктуры в товаросопроводительной цепи от производства до вывода товара из оборота для полной прослеживаемости. По мнению, Мироненко А. эксперименты (пилотные проекты) необходимо проводить и без них нельзя выявить все узкие места и принять своевременные меры для их решения.

Представитель Ассоциации производителей парфюмерии и косметики Петр Бобровский презентовал анализ требования о маркировке импортируемого товара до ввоза на территорию РФ. Согласно представленной информации, в силу объективных факторов данное требование неисполнимо в парфюмерной отрасли и несет риски, как для бизнеса, так и для отрасли в целом. В качестве альтернативного варианта было предложено предусмотреть механизм маркировки товаров после ввоза. 

От бизнеса России выступила и Татьяна Ткаченко, АО «Данон». Татьяна Анатольевна поделилась с участниками совещания выводами и подсчетами, которые уже были сделаны в их компании в рамках пилотного проекта по маркировке.  Главный принцип, который должен соблюдаться при введении маркировки, по мнению АО «Данон», - это исключение негативного влияния на производственный процесс, себестоимость продукции и отлаженные схемы доставки продукции. По предварительной информации, расходы при введении маркировки молочной продукции только для АО «Данон» составят 25 млрд. рублей (только за оплату кода маркировки).

Кроме того, для молочной отрасли предусмотрена система прослеживаемости «от поля до стола», цели которой должны быть достигнуты в рамках системы «Меркурий». Бизнес считает, что для отрасли недопустимо двойное прослеживание товаров в обеих системах. Подобная ситуация несет в себе серьезные риски, в том числе и в части высокой финансовой нагрузки.

В совещании принял участие, и представитель компании Найк, Дмитрий Вишняков. В начале своего выступления Дмитрий Николаевич отметил, что ни в одной стране мира не применяется система маркировки как инструмент борьбы с контрафактом, а также рассказал об опыте внедрения маркировки обуви в России и тех проблемах, с которыми столкнулась их компания в ходе эксперимента. Основные трудности заключаются в высоком уровне одномоментных затрат на внедрение маркировки (десятки миллионов долларов), в случае возникновения трудностей и проблем в ходе маркировки, единый оператор рассматривает запросы в среднем в течение 24 дней, что тормозит процессы торговли, а также требование российского оператора предоплаты за выдачу знаков из-за чего необходимо выводить из оборота значительные часть финансовых средств.  

От российского бизнеса также выступили представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов и Ольга Пентегова Ассоциация Российских фармацевтических производителей, обозначив в ходе выступления избыточность требований по маркировке электробытовой техники и неготовность инфраструктуры к маркировке лекарственных средств (отсутствуют НПА, информационная система не введена в эксплуатацию).   

 

Маркировка - решение обдуманное 

По словам Директора Департамента экономической интеграции Нацпалаты Индиры Садвакасовой Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (далее - Соглашение) уже содержит в себе необходимые нормы, которые позволяют предусмотреть возможные риски и не вводить маркировку необдуманно.

По предложению Палаты в Соглашение включен пункт, согласно которому решение о введении маркировки товаров в ЕАЭС должно приниматься на основании развернутого обоснования о необходимости, включающего в себя анализ целесообразности введения маркировки товаров (включая сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки, указание основных потребителей или групп потребителей таких товаров), информации о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса (включая имеющиеся сведения о возможных затратах юридических лиц и  индивидуальных  предпринимателей, соотношение цены товара и стоимости средства идентификации), наличии технологической возможности маркировки таких товаров, а также информации о действующих в отношении таких товаров иных систем контроля за оборотом товаров.

По мнению Садвакасовой И., Комиссия, как наднациональный орган ЕАЭС, обеспечивающий соблюдение и исполнение норм Соглашения, должна предпринимать на своем уровне требуемые усилия для недопущения к рассмотрению на уровне Совета ЕЭК, инициатив по маркировке товаров без полноценного анализа и необходимых обоснований. Подобный подход позволит исключить те негативные влияния, о которых заявил бизнес в ходе встречи.

Также, Индира Курмангазыевна, обратила внимание Комиссии на необходимость проведения анализа всех действующих и разрабатываемых информационных систем, во избежание дублирования целей систем и провести глобальную оценку их влияния на бизнес. К примеру, прослеживаемость товаров закладывается и в рамках маркировки, и в рамках отдельной системы прослеживаемости товаров (Соглашение о прослеживаемости товаров в ЕАЭС подписано в мае 2019 года), а также в нормах проекта Соглашения о Единой транзитной системе.

Также, от казахстанского бизнеса с презентацией выступила представитель Ассоциации прямых продаж Казахстана, Анастасия Калашникова. Анастасия отметила, что эффективность маркировки не подтверждена и ее введение потенциально приведет к росту цен и к снижению конкурентоспособности бизнеса ЕАЭС на внешних рынках ввиду высоких затрат на внедрение.  

В ходе совещания со стороны бизнеса ЕАЭС неоднократно прозвучало, что проект маркировки сырой, не продуманный, не проработанный и бизнес не готов к ее введению. Внедрение обязательной маркировки на текущем этапе и в предлагаемой форме может привести к драматическим последствиям для действующего бизнеса Союза, и по мнению бизнес-сообщества несет в себе больше проблем, чем пользы.   

По итогам встречи представители ЕЭК взяли в проработку все озвученные проблемы и риски связанные с внедрением маркировки, а также барьеры, которые могут возникнуть из-за проводимой в одностороннем порядке работы по введению обязательной маркировки отдельных видов товаров в Российской Федерации. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры